- Преподавателю
- Иностранные языки
- «Православие на уроках английского языка, как воспитательный компонент»
«Православие на уроках английского языка, как воспитательный компонент»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Герасименко И.Г. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Православие на уроках английского языка, как воспитательный компонент»
Сегодняшнее современное общество через образовательные стандарты второго поколения ставит перед учителем определенную задачу - «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», где «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Многие ученые, педагоги, психологи рассматривают вопрос о нравственном воспитании учащихся. К. Д. Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от педагога быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, т. е. человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач. Писатель и богослов первых веков христианства Климент Александрийский с изумительной точностью вывел образ Божественного Педагога, показав всю возможную высоту и полноту учительского служения. Цель педагога - улучшение детской души, а отнюдь не научение ее. Поэтому ему должно быть свойственно, прежде всего, умение воздействовать на ее расположение и на весь духовный облик воспитанников.
Все вышеперечисленное можно объединить на уроках английского языка через изучение текстов на православную тематику (Ветхий и Новый заветы). Это логично и приемлемо в православных школах и гимназиях, где сам статус учебного заведения «православная» подвигает учителя иностранного языка включать православную лексику и тексты в содержание урока.
Наше образовательное учреждение «Ноябрьская Православная Гимназия» является носителем православной культуры. Изучение православия на английском языке представляется тематическим расширением, ориентированным на знакомство учеников с православной христианской культурой как неотъемлемой частью исторических и культурных традиций России. Так раскрывается воспитательный потенциал, заключающийся в воспитании патриотизма, любви к Родине, церкви, семье. Это способствует формированию ориентации человека на духовно-нравственные ценности, созданию условий для выработки учащимися собственной жизненной позиции.
По структуре этот процесс интеграции представляет собой следующее: отобраны основные темы, которые предусматриваются для изучения православия:
1.Традиции
2.Праздники
3.Путешествие
4.Достопримечательности
Так, например, в рамках тем "Традиции" и "Праздники" обучающиеся знакомятся с христианскими праздниками, традициями, обычаями православных людей, с православным укладом жизни.
В связи с этим можно предложить следующие вопросы для ознакомления:
• что такое православный календарь;
• православные христианские праздники (Пасха Христова, Рождество Христово), история и традиции их празднования в церкви и семье;
• православные посты;
• святые Христианской церкви, их почитание в православной культуре.
Христианские имена, святые покровители, празднование именин в церкви и семье, отличие от дней рождения;
• Православная семья и православные семейные традиции
• Православный образ жизни
• Храмы как памятники культуры
Для учителя иностранного языка в этом ракурсе открываются огромные и беспроигрышные перспективы нравственного и духовного воспитания учащихся через перевод и обсуждение текстов, притч, заповедей, анализ поведения современной молодежи и ученика в частности. Содержание Библии велико. Можно привести несколько примеров для обсуждения: это первый грех прародителей Адама и Евы, это убийство Авеля Каином, 10 заповедей, заповеди блаженства, притчи, которыми Иисус учил учеников, значение любви, наставления Соломона и многое другое. В конце каждого текста идет обсуждение прочитанного через наводящие вопросы типа: Как вы оцените данного героя, его поступок? Что вам (не-)понравилось в нем? Докажите данное утверждение (поучения Соломона). Приведите пример из вашей жизни. Хотели бы вы, что бы с вами так же поступили? В чем мораль (поучение) данного текста? Что вы узнали нового? Будет ли вы теперь …?
В дополнение ко всему учащиеся знакомятся через чтение и перевод текстов с появлением религии в Великобритании и разнообразием религиозных течений в США.
В течение учебного года на каждом уроке английского языка дети читают молитвы на английском языке «Молитва Святому Духу» в начале урока и «Достойно есть» в конце урока.
Фантазия и активность учителя позволяют сделать обучение наиболее интересным и полезным для учащихся, обогатить их внутренний мир и оценить достоинства православной культуры.