ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ. ПОИСКИ. РЕШЕНИЯ

Аннотации к статье.                     Инклюзивное образование. Проблемы. Поиски. Решения                                                 Г.А. Бисарина                              учитель КГУ « средняя школы №5» Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск  В статье рассмотрены вопрос     инклюзивного образования , который включает в себя людей по разным причинам не включенным в общее образование.Автор подробно остановился на восьми принципах инклюзивного образования. Особенность этой статьи заключается в том, что автор четко показывает барьеры для внедрения инклюзивного образования. 1.Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. 2.Отсутствие специально подготовленного педагогического состава. 3.Плохая материально-техническая база учебных заведений. 4.Барьер физического доступа. 5.Жесткие требования государственного стандарта. Также  в статье  рассказывается   о  положительном   опыте внедрения инклюзивного образования в школе №116, г.Алматы  и  школе №51 г.Караганды Казахстана. Раскрываются  какие основные  принципы работы  школы  были выбраны. Автор предполагает ,что главные участники инклюзивного образования-дети,практически не заметили того,что в их классе появился новый ученик, отличающийся от них как по внешнему виду,так и по поведению.  Автор делает вывод  о том ,что меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе. Статья будет полезна  для чтения учителям,воспитателям и студентам педагогических вузов.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ.

ПОИСКИ. РЕШЕНИЯ.


Г.А. Бисарина

учитель казахского языка средней школы №5

Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск


Одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года является совершенствование системы инклюзивного образования в школе. В рамках этой программы до 2020 года доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50%.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями

Восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование включает в себя широкий круг людей, для которых оно должно существовать: это люди, у которых по разным причинам есть проблемы быть включенными в общее образование. Это могут быть национальные меньшинства, дети, проживающие в отдаленных сельских районах, ВИЧ-инфицированные и дети с ограниченными возможностями в развитии.

Динара Ешпанова, глава Общества поддержки детей с кохлеарными имплантами и нарушением слуха «Дыбыс» считает, что инклюзия должна дать детям с ограниченными возможностями шанс максимально интегрироваться в общество

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией специального школьного обучения Национального научно-практического центра коррекционной педагогики Ирина Елисеева убеждена, что систему специального образования ни в коем случае нельзя подменять инклюзивным образованием. Эти две системы должны развиваться во взаимодействии друг с другом.

«Вопрос не должен стоять, в том, чтобы махом закрыть все специальные школы. Мы должны понимать, что есть часть детей, которым будет не очень комфортно в обычной школе, которые нуждаются в очень серьезном психолого-педагогическо-дефектологическом сопровождении. Такое сопровождение и человеческое и техническое создано только в специальных организациях образования. И для обычной школы создавать такие условия для одного ребенка просто невозможно», - говорит она.

Барьеры внедрения инклюзивного образования:

Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем.

Отсутствие специально подготовленного педагогического состава. Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в развитии. Государству необходимо поменять стандарты высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля.

Плохая материально-техническая оснащенность учебных заведений. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей.

Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в школах не созданы условия для таких детей.

Жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой градуированной системы оценки достижения детей позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.

Массового перевода детей из специальных школ в систему общего образования не будет

Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу.

«Нужно понимать, что у инклюзивного образования должны быть границы. Это не безграничное и не хаотичное пересаживание ребенка с любой проблемой в общий класс», - говорит Ирина Елисеева.

С ней согласна директор спецшколы №116 (города Алматы) Екатерина Анисимова: «Массовый набор детей с ограниченными возможностями не возможен. Очень тяжело объяснять родителям, что не каждый ребенок может учиться в общеобразовательной школе. Родители должны прилагать большие усилия в дошкольном и школьном образовании, чтобы в будущем увидеть своего ребенка в обществе».

Опыт внедрения инклюзивного образования уже есть.

В 2011 году по инициативе Общества «Дыбыс» в Алматы в двух общеобразовательных школах была внедрена система инклюзивного образования.

На данный момент в школе № 116 в первых классах обучается трое детей с нарушением слуха, имеющих кохлеарные импланты.

Перед началом учебного года администрация школы провела разъяснительное собрание с родителями учеников о правилах поведения и отношения к новым ученикам. В частности, родителям рассказали о наличии у детей дорогостоящих кохлеарных аппаратов, к которым нужно бережно относиться.

«Я очень благодарна родителям детей, обучающихся вместе с нашими детьми. Родители отнеслись с большим пониманием. Никто из детей не передразнивает наших. Ведь дети - это зеркало родителей и общества в целом», - говорит мама Жансаи Махатаевой Динара Ешпанова.

По словам директора школы, специальных программ для детей, включенных в инклюзивное образование, нет. Дети посещают все уроки и выполняют весь государственный стандарт. На переменах они играют и бегают в буфет, также ходят на физкультуру и даже стараются на уроках подсказывать своим одноклассникам. Дети находятся внутри коллектива, принимая активное участие в различных конкурсах и мероприятиях.

«Они чувствуют себя в школе, как в своей стихии. Никаких комплексов у них абсолютно нет, это им и помогает. Они раскрепощенные, не боятся обращаться за помощью», - говорит руководитель кафедры начальной школы Алия Малаева.

К сожалению, в настоящее время в школе отсутствует тьютор, человек, который должен помогать корректировать какие-то знания ребенку, включенному в общее образование. Большим подспорьем для школы послужило открытие логопедического кабинета. Специалисты помогают учителям выстраивать правильные взаимоотношения с этими детьми.

Учителя младших классов, в которых внедрено инклюзивное обучение, отмечают, что в настоящее время дети справляются с государственной программой.

«Дети на данном этапе обучения, в общем, справляются. Основные затруднения вызывает слабый словарный запас. Так как дети несколько лет до операции не слышали, они некоторых вещей, конечно, не понимают. Им приходиться объяснять на картинках», - делится преподаватель начальных классов Наталья Шубина.

В связи с недостаточным словарным запасом трудности у детей возникают с составлением рассказов и пересказом. Также детям тяжело дается распознавание звонких и глухих согласных. Но они хорошо читают, самостоятельно пишут под диктовку, решают задачи по математике.

«Мы не делаем детям особых скидок. В общем, мы их стараемся ничем не выделять. Наша задача состоит в том, чтобы они шли с нами на одном уровне, чтобы наши обычные дети не обращали на них особого внимания, чтобы эти дети чувствовали себя равными и ничем не ущемленными», - подчеркивает Шубина.

Директор школы Екатерина Анисимова говорит, что учителям, в чьих классах учатся дети с нарушением слуха, необходимо постоянно полностью владеть собой. «Учитель не должен допускать никакой небрежности в речи. С этими детьми надо работать глаза в глаза. Учителю приходиться бесконечно контролировать себя. Дети также обращают внимание на артикуляцию рта», поясняет она.

Большие надежды возлагает директор на родителей. «Доведут ли родители своих детей до конца? Ведь эти дети однозначно требуют к себе повышенного внимания», - размышляет Анисимова.

По словам сурдопедагога-логопеда Гульбахрам Яхьяровой, ребенок с нарушенным слухом при вливании в общеобразовательную среду, где находятся слышащие дети, испытывает очень большой стресс, в первую очередь, психологический.

«Основная трудность - это трудность в коммуникации. Потому что коммуникативная деятельность в среде слышащих детей подразумевает активное владение устной речью в соответствии с ситуацией, ведением диалога, даже в таких простых ситуациях, как приветствие, прощание, выражение извинений, просьб и так далее. Дети знают, что они хотят сказать, но они не могут этого сделать в устной форме, понятной для слышащих детей», - поясняет она.

Любой посторонний шум, будь то шаги в коридоре или трель птиц из окна, вызывают дополнительные помехи в восприятии материала. Однако эта проблема может быть решена установлением в кабинетах FM систем, приглушающих посторонние звуки.

По словам родителей, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются дети, обучающиеся в школе по программе инклюзивного образования, они с радостью идут на учебу, понимая, что для них это хороший шанс общения с обычными детьми.

Работа по внедрению инклюзивного образования в СОШ № 51,г.Караганды проводилась в четыре этапа:

1 этап - изучение и анализ причин возможного неполноценного участия ребенка - инвалида в образовательном процессе и социальной изоляции.

2 этап - анализ отечественного и зарубежного опыта инклюзивного образования, создание нормативно - правовой базы.

3 этап - создание в школе инклюзивной среды.

4 этап - разработка рекомендации по развитию инклюзивного образования.

Хотелось бы отметить, основными принципами работы школы были выбраны следующие:

1. Каждая личность индивидуальна «Мы такие, какие мы есть».

2. Принцип создания психологического комфорта «Наша школа - это школа без стрессов!».

3. Сотрудничество детей и взрослых «Понять, принять, помочь!».

4. Природосообразность и природосохранность «экология детской души» - «Не навреди!».

5. «Чтение по лицам» - «Замечать, анализировать - видеть больше, чем другие».

6. Принцип педагогического оптимизма - «Верю в то, что делаю!».

Образовательный процесс школы построен по принципу полного вовлечения ребенка - инвалида во все виды деятельности.

Расписание занятий для ребенка - инвалида соответствовует общеобразовательным нормативно-правовым актам Республики Казахстан. Учитель, ведущий занятия с ребенком данной категории, занимается календарно-тематическим планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с вышеуказанной категорией в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Однако на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияет.

В школе обучается ученик 3 класса Араканцев Вадим с диагнозом ДЦП. Для него характерна плохая координация движений. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для него немного отличается. Ему стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для него предусмотрены либо карточки, с вариантами ответов, которые он выбирает, либо бланки, где он ставит крестики (нечто вроде тестирования), привлекается компьютер (какие- то самостоятельные работы выполняются с помощью компьютера)

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом ребенок с особенностями в физическом развитии не только является зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования в СОШ № 51 сопровождалось определёнными трудностями.

Главной трудностью было - сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное.

Во-вторых, среди учителей и членов администрации школы проявилось настороженное отношение к таким детям. Исправить ситуацию позволила работа со СМИ, серия тренингов и семинаров, проведённая вместе с родителями и учителями по проблемам совместного обучения.

Однако главные участники проекта инклюзивного обучения - дети, - как ни странно, практически не заметили того, что в их классе появилися новый ученик, отличающийся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы данной программы не было отмечено ни одного сколько-нибудь существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.

Мы видим, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным.

Техническое оснащение школы даёт возможность ребенку с особенностями в физическом развитии без особых затруднений включаться в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия.

Подготовка преподавательского состава позволяет таким детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры.

И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране.

Инклюзивное образование только начинает развиваться в Казахстане. Пока школа не готова к серьезному реформированию, но медленные шаги она может и должна делать.

Литература.

1. Казахстан начинает внедрение инклюзивного образования

vlast.kz›?art=357

2. Казахстане инклюзивное образование охвачено 111тыс.детей

gymnasia8.kz›study/enews/article/755

3. Инклюзивное образование : веди, да не навреди!

pedagog.kz›index.php?…com…view=article…2012-12-14

4. Инклюзивное образование - Сайт ГУОУНБ имени Сабита Муканова.

nklibrary.kz/ Struktura-bibliotekio


© 2010-2022