Статья: «Использование видео при изучении английского языка»

Планирование курса по внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского языка в возрасте 13-16 лет. Данный курс поможет учителю английского языка в развитии коммуникативной компетенции своих обучающихся. курс написан на основе DVD «Face to Face. Intermidiate and Upper Intermidiate.» от издательства Cambridge University Press. Видеосюжеты о компании молодых людей от знакомства до свадьбы. Живая речь в бытовых ситуациях...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю. В. Рябых, учитель английского языка

МБОУ СОШ с углублённым изучением

отдельных предметов №1 им. Ф.Г. Логинова

г. Волжского Волгоградской области


Использование видео при изучении английского языка.

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, "коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах".

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения.

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.).

Очень важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики "...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности..."

Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Во время работы с видеоматериалом ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному.

Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

Мною был разработан внеурочный курс с использованием видеоматериала «Клуб любителей зарубежного кино» на основе «Face2face. Intermediate and Upper Intermediate DVD. Cambridge University Press, 2007».


Курс «Клуб любителей зарубежного кино»


Актуальность данного курса заключается в том, что он направлен на формирование у учащихся коммуникативной компетенции в речевой деятельности так, чтобы они уверенно и успешно достигали целей в реальных жизненных условиях с помощью аудирования и говорения на иностранном языке. Интерес к вопросам обучения на основе видеофильмов обусловлен тем, что использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Отличительной чертой данной программы является использование неадаптированных фильмов с участием непосредственных носителей языка в различных жизненных ситуациях. Базой данного курса является видеоматериал «Face2face. Intermediate and Upper Intermediate DVD. Cambridge University Press, 2007».

Особый акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. В рамках данной программы также рассматривается соответствующий эпизодам фильма грамматический и лексический материал. Одним из достоинств использования видеофильмов является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание направлено на формирование у учащихся личностного отношения к увиденному.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящей программы является создание условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции обучающихся.

В ходе ее достижения решаются задачи:

обучающие:

1) познакомить учащихся с приемами работы с видеоматериалом;

2) развивать навыки чтения, умения аудирования и говорения учащихся;

3) практиковать учащихся в употреблении изученного грамматического и лексического материала.

развивающие:

  1. развитие речемыслительной деятельности учащихся;

  2. поддержка интереса школьников к просмотру аутентичных видеоматериалов на английском языке;

  3. развитие творческих способностей учеников, позволяющие им реализовать свои интересы, выходящие за рамки содержания школьного образования.

воспитательные:

  1. воспитание культуры устного общения на английском языке;

  2. воспитание осознанного мотивированного отношения к изучению иностранного языка;

  3. воспитание толерантности по отношению к другой культуре;

  4. мотивирование потребности в практическом использовании английского языка.

Данная программа предназначена для учащихся, изучающих английский язык в 8-9 классах.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. «Видеофильмы для учащихся с базовым уровнем знания языка» (включает 4 блока);

2. «Видеофильмы для учащихся с повышенным уровнем знания языка» (также 4 блока).

Курс предназначен для возрастной категории обучающихся 14-16 лет с различным уровнем знаний английского языка.

Программа предусматривает:

  • проведение академических занятий,

  • установочные лекции,

  • практические занятия и

  • зачёт в конце каждого раздела.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы над изученными лексическими темами, тренировки грамматического материала и разыгрыванием диалогов по предъявленным ситуациям.

Используются:

- формы работы: коллективные, индивидуальные, практикумы;

- методы: анализ, словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

- средства: наглядные средства обучения на печатной основе и технические средства обучения (компьютер, проектор, телевизор, DVD-плеер и Интернет).

В результате прохождения программного материала обучающийся

имеет представление:

1. о культуре ведения диалога на английском языке;

знает:

  1. группы слов, которые необходимы для обращения с просьбой и предложением, за разрешением и запретом;

  2. выражения для продолжения и поддержания диалога;

  3. основные нормы этикета, принятые в стране изучаемого языка;

умеет:

  1. использовать изученный лексический и грамматический материал в своей речи;

  2. поддерживать и вести беседу;

  3. выражать благодарность, просьбу, предложение или отказ, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

владеет:

  1. навыками чтения (различных его видов) и письменной речи на иностранном языке;

  2. умением аудирования текстов;

  3. навыками обобщения изученного материала;

  4. навыками самостоятельной работы.

Контрольные (зачётные и др.) требования сводятся к следующему:

- первый и второй разделы курса заканчиваются контрольным тестом по теории (лексика и грамматика) и зачётом на готовность учащихся к диалогической речи;

- каждый блок раздела заканчивается зачётом, в ходе которого учащиеся представляют свои диалоги по заданной тематике.

Обязательным условием допуска ученика к зачёту является выполнение всех практических заданий и представление своих работ.


Учебно-тематический план



№ раздела, тем


название раздела, тем

(по тематике эпизода)

количество часов

всего

теория

практика

I.

Видеофильмы для учащихся с базовым уровнем знания языка.

34

18

16

1.

Соседи по дому.

3

2

1

2.

Элен дает совет.

3

2

1

3.

Кейти жалуется.

2

1

1

4.

Завтрак в кафе.

2

1

1

5.

Зачёт.

1


1

6.

Джек хочет стать общительным.

3

2

1

7.

Ужасный вечер.

3

2

1

8.

У Кейти проблемы со здоровьем.

3

2

1

9.

Кейти едет в больницу.

2

1

1

10.

Зачёт.

1


1

11.

У хирурга.

2

1

1

12.

Дэвид извиняется.

3

2

1

13.

Дэвид обращается за помощью.

3

2

1

14.

Противоположности притягиваются.

1


1

15.

Зачёт.

2


2

II.

Видеофильмы для учащихся с повышенным базовым уровнем знания языка.

34

19

15

16.

Введение в курс.

1


1

17.

Свадебный банкет.

3

2

1

18.

Поиск новой соседки.

2

1

1

19.

Знакомство с Адамом.

3

2

1

20.

Кража.

3

2

1

21.

Зачёт.

1


1

22.

Предположения Мика.

2

1

1

23.

Предложение Поли.

2

1

1

24.

Расследование Адама.

3

2

1

25.

Решение принято.

3

2

1

26.

Зачёт.

1


1

27.

Вторая кража.

3

2

1

28.

Выставка Поли.

3

2

1

29.

Прощание с соседями.

2

1

1

30.

Зачёт.

2

1

1


Итого:

68

37

31




Примерное содержание блока.


раздела, тем

Название раздела, тем

(по тематике эпизода)

Теория

Основные теоретические понятия

Практика

Примерное содержание деятельности

Оборудование, оснащение

Место проведения занятия

I.

Видеофильмы для учащихся с базовым уровнем знания языка.

1.

Соседи по дому.

Разделительные вопросы.

Работа с грамматическим материалом, выполнение упражнений; просмотр и разбор эпизода фильма.

Информа

ция на бумажном носителе, компьютер, проектор.

Учеб

ный класс.

2.

Практическое занятие.

Интерпретация диалога.

Компьютер, проектор.

Учеб

ный класс.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Курс проводится на основе видеоматериалов с DVD Face2face. Intermediate and Upper Intermediate. Cambridge University Press, 2007. Каждая тема состоит из теоретических занятий по лексике или грамматике (при доступе к интернет-сайтам, возможно работать он-лайн), проводимых по представленным ниже пособиям, работе над видеоэпизодом и практического занятия, где учащиеся либо разыгрывают предъявленный эпизод или озвучивают его.

Варианты работы над видеоматериалом:

  1. допросмотровый этап.

  • показ эпизода без звука

- учащиеся должны предположить, о чем пойдет речь.

  • прослушивание эпизода без картинки

- учащиеся должны предположить, где происходит действие.

  1. этап просмотра.

- просмотр начала эпизода (2-3 фразы, до эмоционального высказывания героев) - учащиеся должны записать 20-25 слов, которые они предполагают услышать далее, затем проверка.

- просмотр всего эпизода - учащимся предлагается задания типа

а) с выбором ответа,

б) True/ False.

- просмотр всего эпизода - учащимся предъявляется печатный вариант диалога, где могут быть пропущены определенные слова, выражения или одна из ролей участников - учащиеся должны при прослушивании заполнить пропуски и восстановить диалог.

- просмотр всего эпизода - учащимся предъявляется печатный вариант диалога, они его переводят, обращая внимание на новые лексические единицы, изученный грамматический материал.

3. послепросмотровой этап.

- обсуждение темы диалога.

- обсуждение реакции героев диалога.

- высказывание своего мнения по теме сюжета (как бы ты поступил на месте героев).

- озвучивание или интерпретация эпизода.

- создание своего диалога по ситуации с использованием лексического и грамматического материала темы.

На зачетах учащиеся предъявляют свои собственные диалоги, или озвучивают эпизоды по своим сценариям эпизода.

В конце каждого года обучения проводится лексико-грамматический тест.

Учебные видеокурсы раскрывают широкие возможности для активной работы в

процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.

Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения.

Литература:

  1. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе № 5 2003 г. стр.31

  2. Гореликова А.П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках иностранного языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г.

  3. Пособие по работе с DVD Face2face. Intermediate and Upper Intermediate. Cambridge University Press, 2007

  4. John Eastwood. Oxford Practice Grammar. - Oxford University Press, 2006.

  5. Harrison M. Use of English, - Oxford University Press, 2004.

  6. Murphy R. English Grammar in use, - Cambridge University Press, 2000.

© 2010-2022