- Преподавателю
- Иностранные языки
- Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по АЯ в начальной школе
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по АЯ в начальной школе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьева М.Н. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Григорьева М.Н.
учитель английского языка
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе
Уважаемые коллеги!
Наряду с русским языком и литературным чтением предмет «Иностранный язык» в начальной школе формирует коммуникативную культуру младшего школьника, способствует его общему речевому развитию и расширению кругозора, воспитывает нравственные качества, чувства и эмоции.
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по иностранному языку. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования. Оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:
-устанавливать, что знают и понимают учащиеся на иностранном языке
-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Всё вышесказанное отражено в Примерной программе начального образования по ИЯ, в которой наряду с целями, содержанием обучения формулируются требования к результатам обучения, представлены на 3 уровнях: личностном, предметном, метапредметном. Личностные результаты (формирование системы ценностных ориентиров) не подлежат проверке и оценке; метапредметные результаты, а именно, навыки работы с информацией, выявляются опосредованно в ходе проверки коммуникативных умений. Поэтому объектом итоговой оценки достижений учащихся начальных классов в овладении АЯ могут стать только предметные результаты, т.е. иноязычные коммуникативные умения и языковые навыки. По результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Цели итоговой оценки достижений выпускников начальной школы по АЯ:
-
Выявление соответствия уровня иноязычной подготовки, достигнутого к концу обучения в начальных классах, тому уровню, который определён Планируемыми результатами освоения учебной программы по иностранному (английскому) языку и Примерной программой начального образования по АЯ (данный уровень гарантирует возможность продолжения обучения школьников в основной школе)
-
Информирование школьников о достигнутых ими результатах
-
Выявление слабых мест в подготовке школьников по АЯ
Комплект документов, подготовленный для итоговой оценки достижений учащихся в плане овладения АЯ, содержит:
-
планируемые результаты освоения учебной программы по АЯ
-
операционализированный перечень планируемых результатов с примерами заданий для проверки
-
описание итоговой работы по АЯ: спецификация и демонстрационная версия итоговой работы.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Описание их представлено в пособии «Планируемые результаты начального общего образования». Структура их описания состоит из трёх уровней. В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета. Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служат основой при определении содержания итоговой оценки выпускников. Наконец третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.
В заключении, вопрос итоговой оценки достижения планируемых результатов актуален и подходить нужно концептуально на уровне школы, особенно в вопросе информирования школьников о достигнутых ими результатов.