- Преподавателю
- Иностранные языки
- Презентация по русскому языку на тему Орфограммы в окончаниях слов (6класс)
Презентация по русскому языку на тему Орфограммы в окончаниях слов (6класс)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Есекенова Г.Н. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
I. Тест.
1. Буква А пишется в слове:
а) погл..щать пищу;
б) спл..тить ряды;
в) пом..гать ближнему;
г) препод..ватель истории.
2. Буква О пишется в слове:
а) пл..нирование работы;
б) вскл..коченный чуб;
в) пенятся в..лы;
г) нак..лить железо.
3. Буква Е пишется в слове:
а) обл..денелая дорога;
б) разл..новать бумагу;
в) ед..ничный вектор;
г) зав..нтить гайку.
4. Буква И пишется в слове:
а) св..ла с ума;
б) впр..гать лошадь;
в) об..жать вокруг дома;
г) прив..дение в замке.
5. Буква Я пишется в слове:
а) прист..жной воротник;
б) неисс..каемый источник;
в) разр..дить всходы;
г) ув..дать в зеркале.
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) проц..дить, выд..ржать, обв..нять;
б) выпр..мить, удес..терять, вы..вить;
в) д..ревянный, выч..слять, разд..ваться;
г) объ..здной, взгл..нуть, л..дяной.
7. В каком ряду во всех словах пропущена буква, проверяемая ударением?
а) ш..птаться, возл..гать, ч..стотность;
б) провозгл..шать, сист..матический, пром..кать;
в) ч..стоплотный, ж..мчужина, пр..мьера;
г) см..гчить, раск..лоть, с..мволика.
II. Работа с предложением.
- Исправьте речевую ошибку в предложении.
Кто контролирует за отечественным телевидением?
- Почему в конце предложения стоит вопросительный знак?
- Какой частью речи является слово контролирует?
- Сделайте морфемный разбор.
- На что указывает окончание? К какому спряжению относится глагол?
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
- Какой частью речи является слово телевидение?
- Сделайте морфемный разбор.
- К какому склонению относится это существительное? Обоснуйте.
- Расскажите, какие существительные относятся к каждому из склонений.
- Какой частью речи является слово отечественное?
- Сделайте морфемный разбор.
- На какие вопросы отвечают прилагательные? Укажите род.
III. Упражнение 21.
- Из упражнения 21 выпишите слова с пропущенными буквами, не вставляя их.
- Распределите эти слова по трем столбикам:
1 - существительные, 2 - прилагательные, 3 - глаголы.
(Существительные и прилагательные следует выписывать с предлогами).
Работа с существительными.
- Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
Проверочные слова
доска
земля
стол
конь
окно
степь
(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)
- Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.
Работа с прилагательными.
- На какие вопросы отвечают прилагательные?
- Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?
- Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.
Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет.
Работа с глаголами.
- Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.
Безударные окончания глагола
I спр.: -е, -ут, -ют
Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.)
+ глаголы-исключения: брить, стелить
(идти - слово-«шпаргалка»)
II спр.: -и, -ат, -ят
Все глаголы на -ить (говорить)
+ 7 глаголов-исключений на -еть:
видеть
ненавидеть
смотреть
терпеть
вертеть
зависеть
обидеть
(глядеть - слово-«шпаргалка»)
+ 4 глагола-исключения на -ать:
гнать
держать
дышать
слышать
(спать - слово-«шпаргалка»)
В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.
- Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.
4. Упражнение 22 (комментированное письмо).
5. Работа с перфокартами.
Перфокарта выглядит следующим образом:
Зачеркните нужную букву:
1) и/е
2) и/е
3) а/о
1) и/е
2) а/о
3) а/о
1) и/е
2) и/е
3) и/е
Карточка для первого варианта:
1) из книг..
2) в книг..
3) к башн..
1) утренн..м ветерком
2) с огромн.. силой
3) в мрачн..м раздумье
1) реша..т
2) загора..т
3) держ..т
Карточка для второго варианта:
1) на конференци..
2) на машин..
3) с башн..
1) свеж..м сеном
2) в неглубок..м овраге
3) о голуб..м небе
1) пиш..т
2) дыш..т
3) люб..т
Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает перфокарты в стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки.
Домашнее задание: упражнение 24.