Методическая разработка Изучение английского алфавита

Раздел Иностранные языки
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ:



Обучение английскому языку обычно преследует следующую цель: усвоение языка в его коммуникативной функции.

Обучение английскому языку на начальном этапе может и должно обеспечивать достижение практической, воспитатеМетодическая разработка Изучение английского алфавитальной, образовательной и развивающей задач, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является практическая задача, а воспитательная, образовательная и развивающая задачи достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.

Взаимосвязь задач обучения наглядно представлена ниже.



Методическая разработка Изучение английского алфавита

Объем знаний и уровень сформированности речевых умений определяется программой начального этапа обучения иностранному (английскому) языку.

Как уже говорилось выше, все задачи тесно взаимосвязаны между собой. Рассмотрим такой вид деятельности, как чтение.

ЧТЕНИЕ.



Чтение в истории человечества возникло позже устной речи и на ее основе. Оно стало автономным средством общения и познания.

Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста - продукта репродуктивной деятельности некоего автора. Благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых разнообразных областях социальной, трудовой и культурной деятельности. В этом отношении особая роль принадлежит результату чтения, т.е. извлеченной информации. Однако и сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключение и прогнозирование, выполняет значительную воспитательную и образовательную роль. Оно шлифует интеллект и обостряет чувства. Во многих языках для характеристики личности используются слова, указывающие на отношение человека к чтению, «начитанный человек».

В индивидуальном опыте каждого человека чтение также развивается на основе устной речи. Ребенок приступает к чтению на родном языке после того, как у него сложились навыки и умения устной речи, и чтение, таким образом, превращается в процесс узнавания в графике языкового материала, уже известного из устной речи. При этом важно подчеркнуть следующее: умение читать формируется один раз. Ребенок, осуществивший слитно синтез букв и слогов (м + а = ма + ма = мама) и узнавший значение полученного слова, навсегда преодолел барьер чтения, сделал «открытие», как читать. Все, что происходит потом, представляет собой совершенствование этого исходного умения за счет включения в него частных умений, связанных как с восприятием графической стороны текстов, так и с их пониманием. Сюда относятся:

- укрепление ассоциации между буквами (графемами) и звуками, что способствует одновременному узнаванию языковой материи,

- расширение поля зрения, благодаря чему читающим охватываются целостные графические комплексы,

- предвосхищение значения слов по нескольким буквам,

- синтагматическое членение, способствующее восприятию целостных единиц смысла,

- предвосхищение смысла на основе отдельных опорных элементов текста лексико-грамматического характера,

- интеграция смысла из Методическая разработка Изучение английского алфавитазначений языковых знаков.

В результате чтение превращается в сложное речевое умение, заключающееся в поступательном решении смысловых задач, которые в своей совокупности обогащают теоретический и практический опыт индивида.

Два основных компоненМетодическая разработка Изучение английского алфавитата содержания обучения чтению на иностранном языке:

- иноязычный материал, облеченный в графическую форму, т.е. соответствующая звуко-буквенная символика, словарный и грамматический материал;

- умения в чтении. Что касается последних, то вряд ли можно ожидать, что их перенос с родного языка на иностранный осуществится сам собой: он должен стать предметом целенаправленного обучения. При этом нужно иметь в виду, что этот перенос означает их дальнейшее развитие и совершенствование.

Обучение чтению начинается с изучения алфавита. Существует несколько методик изучения. УМК И.Н. Верещагиной, М.А. Притыкиной предлагает познакомить сначала со всеми согласными буквами английского алфавита.

По УМК А.П. Старкова, УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой буквы вводятся в алфавитом порядке. Мною выбран следующий принцип ознакомления с алфавитом: в алфавитном порядке, т.к. дети уже знакомы с транскрипцией и пробовали писать простейшие звуки.


ЭТАПЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АЛФАВИТОМ.

Буквы вводятся по одной в алфавитном порядке. 2 кл с 1 четверти либо 1 кл со 2-го полугодия.

  1. Учитель рассказывает сказки об АВС.

  2. Дети классифицируют буквы по внешнему признаку, какие похожи на русские буквы.

  3. Дети знакомятся с первой буквой

Этапы ознакомления с буквой.

  1. Предъявляется буква-образ, либо дети сами догадываются в образе какого животного, съедобного, несъедобного предмета предстанет буква.

  2. Дети выполняют простейший сравнительный анализ (похожа ли буква на какую-либо из русских).

  3. Особенности произношения буквы (гласные и согласные звуки).

  4. Раскрашивание буквы.

  5. Графический анализ. Особенности начертания букв. Из каких элементов состоит (овал, полуовал, высота написания буквы и т.д.)

  6. Дети учатся писать букву. Сначала учитель показывает на доске, затем в творческой тетради дети обводят (стрелки указывают последовательность написания эМетодическая разработка Изучение английского алфавиталементов) и пишут сами заглавную и строчную буквы.

  7. Так как дети уже прошли устный вводный курс (например, 1-е полугодие 1 кл.), то разучивание рифмовки про букву не будет являться для малышей чем-то новым, трудным и неожиданным.

  8. Лепка буквы из пластилина.

  9. Игра-соревнование. Дети с закрытыми глазами «ощупывают» украшенную крупой (рисом) букву и пытаются угадать.

Каким образом идет ознакомление с алфавитом далее.

После того как дети изучат первые 10 букв, например, считаю необходимым давать задания, которые есть в творческой тетради в приложении. Это задания на классификацию букв по следующим признакам:

а) гласные - согласные,

б) буквы в названии которых есть звуки [ei], [i:], [e], [ai], [u:],

в) буквы «высокого» роста (то есть буквы, в написании которых вертикальная линия выходит за пределы верхней рабочей строки), например b,

г) буквы с «ножкой» (то есть буквы, в написании которых вертикальная линия выходит за пределы нижней рабочей строки), например р,

д) «круглые» буквы или буквы с «животиком» (буквы, в написании которых присутствует круглый элемент), например а, с,

е) буквы - близнецы Vv, Ww,

ж) Заглавная - строчная

После изучения алфавита проводится праздник. Могут быть предложены следующие конкурсы:

а) конкурс лучших чтецов - рифмовок,

б) составь пару (заглавная - строчная),

в) угадай букву с закрытыми глазами,

г) кто красивей всех напишет букву и т.д.

Далее обучение чтению строится в соответствии с программой: изучение правил чтения

Методическая разработка Изучение английского алфавита



Тема: «Изучение английского алфавита»

Место в программе.

Изучение английского алфавита занимает одно из первых и очень значимых мест в курсе обучМетодическая разработка Изучение английского алфавитаения английскому языку. Без знания алфавита невозможно обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо.

У второклассников изучение алфавита начинается фактически с первых занятий, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита, запоминают ее название и особенности написания, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному.

Первоклассники могут приступить к изучению английского алфавита во втором полугодии, т.к. в первом полугодии идет интенсивное усвоение лексико-грамматического строя русского языка, процесс обучения грамоте (т.е. чтению и письму). Здесь же нужно учитывать появление нового ведущего типа деятельности: учебы.

Количество часов: 36 (из них 10 часов на повторение и закрепление).



Цель.

Данная методическая разработка «Веселый алфавит» базируется на принципах коммуникативного обучения иноязычной культуре и ставит перед собой целью, прежде всего, систематизированную подготовку школьников к обучению чтению и письму.



Задачи.

1. Образовательная

1) формировать знания об алфавите, количестве букв, об особенностях их произношения и написания;

2) знакомство с понятием «алфавит», закрепление элементарных представлений о русском алфавите, формирование представлений о том, что в разных странах говорят на разных языках.

2. Развивающая

Развитие ассоциативного мышления, внимания, воображения, тренировка зрительного восприятия, памяти, фонетического слуха, развитие умения анализировать (делать простейший сравнительный анализ английского и русского алфавитов).

3. Воспитательная

1) продолжить привитие знаний, умений и навыков иноязычной культуры;

2) поддерживать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

ПРОПЕДЕВТИКА:



Методическая разработка Изучение английского алфавита Данная методическая разработка помогает предотвратить трудности, связанные не только с изучением алфавита, но и с обучением письма, а также более эффективно, в наглядно - образной форме подготавливает к обучению чтения. Перед изучением алфавита дети прошли устный вводный курс, следовательно, имеют небольшой запас лексико-грамматических знаний и умений. А такой вид деятельности как разучивание рифмовки пропедевтики готовит детей к изучению таких тем как «Множественное число существительных», «Модальные глаголы », «Цвета», «Глаголы - движения» и т.д. Например при разучивании про букву B, С дети сталкиваются с таким грамматическим явлением, как окончание -s у глаголов. Педагог объясняет, таким образом когда дети будут изучать данную тему, это грамматическое явление будет им уже знакомо.

Основные понятия: алфавит, название буквы, гласная, согласная, высокая буква, буква с ножкой, заглавная, строчная, круглая буква (или с «животиком»), буквы-близнецы.







ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Сказка об алфавите



В одном спортивном лагере на берегу моря встретились две девочки: спортсменка - бегунья Маша из России и баскетболистка Алиса из Великобритании.

Алиса умела говорить по-русски совсем чуть-чуть. Но несмотря на это, девочкам очень понравилось друг с другом общаться.

В один прекрасный день Маша узнала, что она победила в соревнованиях и ее награждают поездкой в Великобританию.

  • Как же я туда поеду? - воскликнула Маша, ведь я не знаю даже английского алфавМетодическая разработка Изучение английского алфавитаита.

  • Альфа-вита? - переспросила Алиса. Но при чем здесь греческие буквы?

  • Какие буквы? Я имела в виду Алфавит - все английские буквы.

  • Ты знаешь, Маша, а ведь получается, что само название алфавит или alphabet по английски состоит из названий двух греческих букв Альфа и Бета

  • А как называются все русские буквы одним словом? - поинтересовалась Алиса.

  • Тоже алфавит или азбука, ответила Маша. А слово азбука произошло от названий двух русских букв: Аз и Буки древнерусского алфавита (кириллицы).

Давайте подытожим. Получается, что алфавитом называется набор букв, расположенных в опМетодическая разработка Изучение английского алфавитаределенном порядке, (греч. слово «alphabetos» - от названия двух первых букв греч. Алфавита «альфа» и «бета», или в более позднем произношении «вита»). По греческой модели из названий первых славянских букв составлено слово Азбука, в Древней Руси набор букв назывался еще и «Буквица».

  • Как интересно, воскликнула Алиса.

А давай ты мне расскажешь про древнерусскую азбуку, я тебе помогу выучить английский алфавит?

  • Боюсь, мы не успеем, - вздохнула Маша.

Но Алиса возразила:

Нет успеем. Мне в детстве мама рассказывала интересную сказку про английский алфавит. И я быстро выучила все буквы, научилась писать их, а потом и читать.

Вот послушай:

Далеко во вселенной на одной зеленой планете жили веселые зеленые человечки.

Они были очень любознательные.

А один был очень странный и смешной, т.к. он думал, что только ему стоит попробовать буковки с других планет, то он будет знать все языки.

И за это его дразнили «Буквоежка».

Маша и Алиса лежали на пляже, на берегу моря. Жаркое солнце припекало, и девочки не заметили, как задремали.

  • Алиса, смотри какой красивый дом стоит перед нами, - воскликнула Маша.

  • Да, и в этом доме живут английские буквы. Пойдем, познакомимся? - сказала Алиса.

  • Можете не стучаться в домик, там никого нет, - вдруг услышали девочки тоненький голосок.

И тут они увидели маленького зеленого трехглазого человечка.

Привет, меня зовут Буквоежка, я с зеленой планеты.

И тут девочкам в голову пришла страшная догадка.

  • Какой ужас! Неужели ты съел все буквы?

  • Пока нет, я всего лишь забрал их к себе в свой сад. За ними никто не ухаживал, не поливал, не кормил, не чистил к ним давно никто не приходил познакомиться. И они заскучали. А я за ними поухаживаю, а потом самые вкусные съем.

  • Нет, Буквоежка, пожалуйста не надо, мы тебя умоляем.

  • Но, почему?

  • Если ты съеМетодическая разработка Изучение английского алфавиташь буковки, тогда никто не сможет выучить английский язык.

  • А хочешь я тебе расскажу, как важны эти буквы, и что значит каждая из них. Предложила Алиса. Быть может тогда не станешь их есть?

  • Но когда же тогда я выучу английский язык? Спросил зеленый человечек.

  • А вот пока я буду рассказывать про буквы тебе и Маше, вы и выучите английский язык.



Веди нас в свой сад. Первая буква была …

Да это же не буква, а дерево



яблоня

- буква Aa

очень занятная пчелка

- буква Bb

кот - акробат

- буква Сс

собачка в конуре

- буква Dd

заколдованный слоник

- буква Ee

лисичка в норке

- буква Ff

гусиная буква

- буква Gg

лошадка в домике

- буква Hh

мороженое с вишенкой

- буква Ii

джем клубничный

- буква Jj

королевская буква

храбрый король

- буква Kk

царь зверей - Лев

- буква Ll

мамочкина буква

- буква Mm

ореховая буква

- буква Nn

апельсиновая буква

- буква Oo

сливовая буква

- буква Pp

Королева Великобритании

- буква Qq

цветок шляпка - Роза

- буква Rr

веселая змея

- буква Ss

буква для чаепития

- буква Tt

буква для дождливой погоды (зонтик)

- буква Uu

подарок для подруги, ваза

- буква Vv

буква - окно, буква - стена

- буква Ww

рентгеновские лучи

- буква Xx

яхта для путешествий

- буква Yy

буква - зебра

- буква Zz


Ну, что, Буквоежка? - спросили Маша и Алина. Теперь ты понял, что это волшебные буквы и из них можно получить новые слова, которые могут обозначатМетодическая разработка Изучение английского алфавитаь предметы, животных, фрукты овощи и многое другое.

Да, конечно. Спасибо вам, девочки. Благодаря вам я теперь знаю английский алфавит. И может быть, скоро научусь читать и писать

по-английски. Я даже решил научить своих друзей - зеленых человечков английскому алфавиту.

Вы знаете, я не хочу, чтобы меня звали Буквоежкой. Я хочу быть садовником, заботится о буквах, рассказывать о них другим детишкам.

Дорогой ты наш садовник.

Хочешь, мы приведем к тебе в сад ребят, и ты проведешь экскурсию?

О.К. я был бы просто счастлив.

… Что-то холодно стало, зябко поежилась Маша и открыла глаза. С моря дул прохладный бриз, солнце клонилось к закату.

  • Алиса, проснись, - стала бМетодическая разработка Изучение английского алфавитаудить Маша подружку.

  • Послушай, какой мне приснился удивительный сон.

  • А какой сон приснился мне, - ответила Маша на английском языке.

И девочки направились к лагерю.



Занятие №3 из раздела «Изучение алфавита»
Тема: «Буква Bb»

Цель:

познакомить детей с буМетодическая разработка Изучение английского алфавитаквой Bb.



Задачи.

1. Образовательная.

Сделать анализ буквы по следующей схеме:

1) особенности произношения: гласная-согласная;

2) особенности написания: из каких элементов состоит.

2. Развивающая.

Развитие ассоциативного мышления, внимания, воображения, тренировка зрительного восприятия, памяти, фонетического слуха, развитие умения анализировать (делать простейший сравнительный анализ английского и русского алфавитов).

3. Воспитательная.

1) продолжить привитие знаний, умений и навыков иноязычной культуры;

2) поддерживать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.



Сценарий.

1. Организацион-ный момент.

Приветствие.

2. Фонетическая разминка.

T - Group

P1, P2

Иллюстрация Aa

T - Group

P1, P2

3. Основная часть.

Беседа

Загадка

Иллюстрация Bb


Фонетический анализ.


T - Group

P1, P2


Работа в творческих тетрадях

Графический анализ.




4. Работа в творческих тетрадях.




5. Динамическая пауза.


6. Разучивание рифмовки

T - Group

P1, P2

7. Лепка из пластилина


8. Итог

Жетоны

Hello!

Hello!

На предыдущем занятии мы познакомились с первой буквой английского алфавита.

Как она называется? (Aa)

Давайте позовем ее: [ei], [ei], [ei].

В чем ее волшебство?

(Она есть в слове яблоко - apple. Или она есть в яблоне, которая растет в саду у Буквоежки).

Повторим рифмовку, которую придумали Маша с Алисой, для чего эта буква нужна.

A is for an apple and for an apple-tree

I see apples on apple-trees.

Вы слышите что-то жужжит? Кто это может жужжать?

Маленькое, брюшко желтенькое в черную полоску, собирает мед. Кто это?

(Пчела).

Да, это пчелка. Она прилетела сегодня к яблоне, чтобы посмотреть не осталась ли пыльца на цветочках. А зачем ей пыльца?

(Чтобы сделать мед).

Давайте рассмотрим, на что похожа наша пчелка.

(Она похожа на русскую букву В)

А еще она похожа на английскую букву Bb [bi:].

А знаете ли вы, что пчелка по-английски звучит точно так же bee [bi:], только пишется чуть по-другому.

Давайте позовем пчелку-букву [bi:].

Из каких двух звуков состоит название буквы?

(Согласный [b] и гласный [i])

Произнесем по отдельности.

А теперь слитно.

Снова позовем букву-пчелку.

Какая это буква?

(Согласная)

Пчелка хочет, чтобы вы ее раскрасили.

Рассмотрим ее повнимательнее.

Какая буква похожа на русскую: заглавная или

строчная?

(Заглавная)

Из каких элементов состоит?

(Палочки, кружочки)

Да, верно, в заглавной букве есть прямая вертикальная линия (длинная прямая палочка) и два круглых элемента (два полукруга). У пчелки - это крылышки.

А какого роста строчная буква?

(Такая же, как и заглавная, т.е. высокая)

Из каких элементов состоит?

(Длинная палочка и кружочек)

Верно, состоит из длинной вертикальной палочки и полукруга справа. А на что еще похож кружочек?

(На «животик»)


  1. Напишем букву Bb в воздухе.

  2. Откроем тетради. Поставим точку в верхнем левом углу, проведем прямую линию от точки вниз до конца второй клеточки. Вернемся в точку, напишем первый полукруг до середины «палочки», затем второй полукруг. Обведите букву B заглавную и допишите сами до конца строки.

  3. Пишем строчную b. Поставим точку в верхнем левом углу, проведем прямую линию от точки вниз до конца второй клетки. Поставим точку посередине между двумя клетками, нарисуем полукруг - «животик». Обведите букву b строчную и допишите сами до конца строки.

Изобразим пчелку: помашем крылышками и прочтем стишок:

Я занятая-занятая пчелка.

Быстро-быстро я лечу,

Медом угостить хочу


Выучим рифмовку про букву-пчелку на английском языке:

I´m a busy-busy bee

Says a busy-busy bee

Little busy-busy bee

Brings some honey for my tea.


  1. Вылепите букву из пластилина и украсьте сверху крупой (рисом)

  2. Буквоежка выбирает самую красивую, самую необычную понравившуюся ему букву и вывешивает на доску

  3. Игра. Закройте глаза и на ощупь определите, где буква Aa, а где Bb

Вам понравилась история про букву?

А про какую букву вы сегодня узнали?

(Про букву-пчелку Bb)

Какие буквы английского алфавита вы еще знаете?

Маша, Алиса и Буквоежка сейчас проверят ваши тетради и дадут жетоны тем, кто сегодня работал на занятии. Попрощаемся с друзьями.

Good by!


Анализ практической части.

Методы, приемы, средства и форма организации

при изучении данной темы.


Форма организации:

игровая ситуация, введение в сказку.

На этом этапе введения новой буквы используется:

1) частично-поисковый метод.

Детям предлагается отгадать загадку. Они должны догадаться какой новый сказочный персонаж или предмет, на какую букву (русскую) похож, если есть сходство. Так же этот метод можно использовать на этапе закрепления, когда дети раскрашивают и лепят букву из пластилина и делают ее рельефной, выпуклой (выкладывают сверху крупой). Т.к. здесь мы наблюдаем разнообразные формы проявления творчестМетодическая разработка Изучение английского алфавитава, дети сами выбирают цвет и образ буквы. Это может быть и просто вылепленные из палочек и кружочков буквы, это может быть и буква в образе животного (слона, пчелы и т.д.). Кроме того, дети могут выложить букву крупой.

Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью;

2) ассоциативный метод.

Такой метод предусматривает творческое усвоение знаний. Учитель вместе с учениками устанавливает ассоциативные связи (по сходству, по смежности). Буквы предъявляются не изолированно, а в связи с другими представлениями (животные, предметы), что позволяет не просто усилить восприятие, но и удерживает внимание, способствует развитию мышления и процессов запоминания;

3) наглядный метод (или объяснительно-иллюстративный).

Детям предъявляется иллюстрация буквы-образа, под руководством учителя в творческой тетради дети прописывают буквы, предварительно обсудив особенности графического начертания.

На этапе ознакомления с особенностями произношения и графическим начертанием буквы используются:

4) индуктивный и дедуктивный методы.

Дети выполняют такие операции как

- сравнение (с буквами русского алфавита),

- анализ и синтез (когда классифицируют буквы, например, по наличию (отсутствия) какого-либо звука или элемента буквы).

Логика исследования буквы может развиваться как индуктивным (от примера к правилу), так и дедуктивным (от правила к примерам) путем.

На этапе первичного закрепления нового материала (или на этапе разучивания рифмовки) используются:

5) репродуктивный метод.

Дети заучивают простейшие стишки, рифмовки, воспроизводя уже изученные ранее лексические единицы и грамматические структуры;

Методическая разработка Изучение английского алфавита

6) методы работы с группой: индивидуальный, групповой, парный.

Парный (например: дети могут в паре сделать такое задание, как лепка буквы. Это будет совместное творчество. Или поиграть в паре в игру с закрытыми глазами «Угадай букву», проконтролировать друг друга);

7) практический метод:

лепка, рисование


ПОЧЕМУ Я ПРИВЛЕКЛА К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «АЛФАВИТ» ТАКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА?

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».

В. А. Сухомлинский.


Изодеятельность (рисование и лепка) напрямую связаны с формированием графических навыков. Раскрашивание помогает видеть контуры букв и не выходить за ее границы, следить за координацией руки.

При лепке буквы мы выкладываем буквы крупой, здесь мною выбран перцентивный метод, или метод «ощупывания» с открытыми глазами или вслепую.

Зачем это нужно? Все вместе: рисование и лепка развивает моторику пальчиков, это подготавливает ребенка к письму. От кожных рецепторов сигнал поступает в мозг, где расположен наш речевой центр.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Тактильные ощущения, визуальные наблюдения, зрительные ассоциации - все это помогает не просто запомнить букву, но и осмыслить ее, т.е. здесь идет еще и развитие мышления, памяти, воображения.

Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки, позволяя находить сходство с окружающими предметами и яМетодическая разработка Изучение английского алфавитавлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от образного начала.

Занятия рисованием и лепкой пробуждают в детях эмоциональный отклик, вызывают у них чувство радости, удивления или, наоборот, огорчения.

Изодеятельность при изучении данной темы - специфическое образное познание алфавита.

Данное пособие предлагает комплексный поход к изучению темы.

Кроме того, изодеятельность является одной их важных составляющих эстетического воспитания.

Нужно отметить: для младшего школьника эстетически привлекательной и удовлетворяющей является деятельность вообще.

Дети этого возраста способны эстетически воспринимать действительность и произведения изобразительного искусства. Они стремятся к выразительности образа.

При выполнении коллективной работы «Веселый алфавит» дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы лепки и т.д.

Занятия направлены на развитие у школьников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.


Возможности и удобства практического использования.

Возможности маленьких детей порой превосходят все ожидания.

Методическая разработка «Веселый алфавит» представляет собой пособие, которое включает в себя:

  1. 30 цветных больших иллюстраций (формата А4);

  2. Творческую тетрадь (формата А5 );

  3. Набор для лепки: пластилин, доска, нож.

Оно поможет вашему 6-летнему малышу легко и быстро (за 36 занятий) освоить английский алфавит.

Почему легко? Потому, что буквы в нем «живые». Каждая имеет свою форму, цвет, свой особенный, неповторимый образ. В пособии проводится аналогия между начертаниями, знакомыми ребенку.

Характеристика и образ буквы соответствуют слову, которое на эту букву начинается. Но для маленького ребенка недостаточно сказать L - это lion (лев). У ребенка еще не сформированы ассоциации, которые есть у взрослых.

Поэтому мы представляем каждую букву, как нового друга, затем с любовью рисуем ее, раскрашиваем.

Буквы можно вылепить из пластилина, и тогда они станут реальными, их можно потрогать, с ними можно поиграть: буква E - похожа на сидящего слоника, он розового цвета, у буквы Bb настоящие крылышки. Буквы «оживают» и становятся такими же любимыми, как мишки и куклы. Значит, у них должны быть имена или названия, как у всех окружающих предметов.

Кроме того, перед тем как писать букву, дети сначала раскрашивают ее. На каждую букву разучивается небольшая рифмовка.

При таком подходе дети никогда не перепутают даже внешне похожие по написанию буквы, потому что у каждой свой неподражаемый облик.

Таким образом, данное пособиМетодическая разработка Изучение английского алфавитае мобильно красочно привлекает внимание детей предполагает смену видов деятельности. Дети могут выполнять письменные задания как в творческих тетрадях, так и на отдельных листах, с которых можно делать ксерокопию.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.



В психологии обучения иностранному языку (вообще) выделяют в качестве психологических принципов следующие аспекты:

  • мотивация (личная значимость предмета общения);

  • та или иная установка;

  • отношение человека к языку;

  • позитивная или негативная установка на иноязычную речь;

  • самоактуализация и самоутверждение посредствам языка;

  • активная личностная позиция, творческое начало, самостоятельность;

  • рефлексивность обучаемого (произвольное управление).

Для раннего этапа обучения ведущими целями являются воспитание и развитие ребенка средствами иностранного языка: гуманистическое развитие личности; формирование положительного отношения к изучению иностранного языка, людям-носителям этого языка и их культуре. В деятельности и общении в единстве реализуются воспитательная, развивающая и образовательная цели раннего обучения иностранному языку.

Данная методика построена с учетом психологических особенностей детей 6-летнего возраста.

Некоторые психологи, занимавшиеся изучением развития речи у ребенка дошкольного возраста и младшего школьного возраста считают, что в эти годы детям хорошо дается двуязычие. В данном возрасте необходимо начинать или активно продолжать уже начатое в раннем детстве усвоение второго языка, причем при изучении обоих языков - родного и неродного желательно одновременно изучать структуры самих языков, как объективно существующих знаковых систем.

Этот возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка.

Шестилетки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них проявляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминаМетодическая разработка Изучение английского алфавитают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют силу.

Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. В 5-летнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой к учебной. Но при этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет.

Психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амоношвили, В.А. Крутецкий) подчеркивают, что шестилеток привлекает школа, но наиболее естественными для них в школьной жизни являются игровые элементы деятельности, непосредственное общение с учителем и сверстниками, для них важна предметная наглядность

Шестилетки любознательны. При восприятии они склонны обращать внимание на яркое, эмоционально - окрашенное. Однако внимание шестилеток отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение вы будете строить в форме беседы.

Шестилетки очень импульсивны, им трудно сдерживать себя, они умеют управлять своим поведением. Дети этого возраста быстро утомляются. При первых признаках снижения внимания мы советуем Вам провести двигательную игру (можно под музыку), сменить вид работы.

Мнемическая деятельность шестилеток еще несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик.

Именно поэтому мною выбрана такая форма организации учебного процесса, как игровая ситуация. Дети включаются в «Сказку об Алфавите», становятся ее участниками, помощниками сказочных персонажей.

Воображение шестилетнего ребенка достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Развитие мышления идет от наглядно - действенного к наглядно-образному, от решения задач путем непосредственных действий с ними к действиям с наглядными представлениями с них.

Поэтому данная методика предлагает воспользоваться такими видами деятельности, как раскрашивание и лепка.

Что касается речевого развития детей шестилетнего возраста, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах.

Дети шестилетнего возраста очень общительны и любят находиться в группе сверстников. Из различных видов общения ребенка со взрослыми (деловых, познавательных, личностных) преобладает личностное общение. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себе.

Среди шестилетних детей наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально- волевой сферы, памяти, внимания, мышления и т.д.). Это определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду. По-разному происходит и процесс привыкания детей к школе. Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают состояние тревожности, третьи - капризны и т.д. Некоторые дети испытывают затруднения в процессе общения на родном языке. Эти дети либо излишне импульсивны, нетерпеливы, либо наоборот, пассивные и робкие. На импульсивных, непоседливых с особенно неустойчивой психикой Вам нужно будет обратить внимание с самых первых уроков. Их нужно постоянно занимать работой, поручать им роль, требующие пМетодическая разработка Изучение английского алфавитаостоянной включенности в общую деятельность. Обратите также внимание на то, чтобы игрушки не находились у детей дольше, чем это необходимо для решения учебной задачи, иначе дети будут отвлекаться. Но, забирая у детей игрушки, делайте это естественно, необидно: звери устали и хотят отдохнуть, куклы ложатся спать и т.д.

Кружковая система работ не предполагает выставления отметок вообще. Каждый человек нуждается в оценивании его деятельности. Мне очень нравится система содержательных оценок, разработанная Ш.А. Амоношвили. Она признана эффективной во многих отношениях, и в частности в формировании у детей правильного отношения к учителю.

Содержательная оценка предполагает четыре момента:

  1. во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как к личности;

  2. положительное отношение к усилиям ученика, направленные на решение задачи (даже если эти усилия и не дали положительного результата);

  3. конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;

  4. конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Общий педагогический смысл высказывания должен быть примерно таким:

«Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя не все еще получилось. В следующий раз ты обязательно сделаешь лучше!»

Общая положительная оценка необходима еще и потому, что дети еще не могут отделить оценку выполнения задания от оценки себя в целом. Слова «ты сделал это плохо» они понимают так: «Я плохой, и учитель меня не любит».

Уровень сформированности речевых навыков и умений устанавливается с помощью специальных контрольных заданий и регистрируется на специальных бланках.

На своих занятиях я использую в качестве поощрения специальные тематические жетоны. Это небольшие карточки с черно-белым изображением предметов (зверей, фруктов, овощей, мебели и т.д., в зависимости от того, над какой темой идет работа.)

Ребенок постоянно должен быть погружен в ситуацию успеха. Думаю методическая разработка «Веселый английский» поможет вам в этом.

Методическая разработка Изучение английского алфавита

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. УМК «Enjoy English-1» - Обнинск, Титул, 1997

  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник. - Спб., «Питер», 2003

  3. Верещагина И.Н., Притыкина М.А., УМК II Кл., М. Просвещение, 1996.

  4. Верещагина И.Н., Притыкина М.А., Рабочая тетрадь к уч. англ. яз. для 1 кл. - М., Дрофа, 1997.

  5. ВМетодическая разработка Изучение английского алфавитаозрастная и педагогич. психология. Учебник под редакцией проф. Петровского А.В., М. «Просвещение», 1975.

  6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1985.

  7. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000.

  8. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуры в средней школе. Пособие для учителя. Под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой - М.: Просвещение, 1993.

  9. Клементьева Т., Монк В. УМК «Happy English» 5 - 6 кл., М., Дрофа, 1997.

  10. Литвинюк О.И. The ABC for you and me. Уч. пособие - Днепропетровск, 1994.

  11. Лихачев Б.Т. Педагогика. Уч. пособие М., «Юрайт», 2003.

  12. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., «Педагогика», 1972.

  13. Майер А. Раннее обучение иностранному языку. Ж: «Дошкольное воспитание» - №10, 2004.

  14. Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующих. Приложение к ж. «Обруч». Под ред. Дороновой Т.Н., Коротковой Н.П. - М.:Линка-Пресс, 2004.

  15. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе (методические рекомендации). М.; «Новая школа», 1993.

  16. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник - М. «Академия», 2000.

  17. Немов Г.С. Психология: Учебник. Кн.2 Психология образования. М., «Владос», 1998.

  18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы - М., «Тривола», 1996.

  19. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение - 1998.

  20. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики. Ж. «Дошкольное воспитание» - №3, 2005.

  21. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник в 2 кн. - Кн.2. М., «Владос», 1999.

  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., Питер, 2002.

  23. Художественное творчество и ребенок/под ред. Н.А. Ветлугиной - М., 1972.

  24. Эккерсли Ч. Essential English for Foreign Students. Книга для учителя М., 1993.

  25. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание Русский язык. - Гл. ред. М.Д. Аксенова - М.: Аванта+, 2001.

  26. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада под ред. Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1985.

Методическая разработка

«Изучение английского алфавита»













Автор: учитель английского языка

Сгибнева Т.Н.

















Вилючинск, 2005г.

23

© 2010-2022