Развитие творческих способностей учащихся

Современному обществу нужны творческие личности, критически мыслящие, создающие новые технологии, предлагающие нестандартные решения проблем, способные свободно реализовывать себя. Поэтому перед учителем стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит школу, вырос инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание такой социально активной личности. 
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ООШ с. СЛОБОДА-ВЫХОДЦЕВО МЕЛЕКЕССКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ




Развитие творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка





Учитель немецкого языка

Санкеева Раиса Петровна



























2014 г.

Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности имеет сегодня не только теоретический, но практический смысл. Жизнь становится разнообразнее и сложнее и чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, достичь высоких результатов.

Современному обществу нужны творческие личности, критически мыслящие, создающие новые технологии, предлагающие нестандартные решения проблем, способные свободно реализовывать себя. Поэтому перед учителем стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит школу, вырос инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание такой социально активной личности.

Проблема развития творческих способностей непростая и многоаспектная. Как же добиться творческой активности учащихся в усвоении знаний на уроках иностранного языка? Как сохранить и развить интерес учащихся к изучению иностранного языка? Какими методами и приёмами можно добиться комплексного развития творческих способностей учащихся?

В первую очередь необходимо решение следующих задач:

  1. Включать детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, стимулирующих творческую деятельность учащихся.

  2. Выработать умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть переносить знания и навыки в новую область применения.

  3. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Педагогический процесс должен идти таким образом, чтобы обеспечить в дальнейшем проявление и максимально возможное развитие творческих способностей учащихся.

В своей педагогической практике я опираюсь на личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку и представляю учащегося активным субъектом учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение как раз направлено на то, чтобы создать такие условия, которые способствовали бы развитию каждого ребенка и его самореализации, адаптации, самовоспитания.

По моему мнению, на уроках иностранного языка является необходимым применение различных технологий в поиске оптимально эффективных способов развития творческих способностей учащихся. Для решения поставленных задач я считаю целесообразным применение в своей работе таких педагогических технологий, как технология проектного обучения, технология интегрированного урока, информационно-коммуникационная технология, игровая деятельность.

Проектная технология обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения детей. Она стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся. Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.

В первые годы изучения иностранного языка учащиеся выполняют мини- проекты. Например, такие как, «Das bin ich», «Meine Familie», «Unsere Schule», «Weihnachten», «Ostern» и другие. Конечным результатом данной деятельности являются коллажи, проекты или стенгазеты.

У учащихся средних классов особый интерес вызвал проект «Год Германии в России» и подготовка к нему. В подготовке данного проекта принимали участие дети 7-9 классов. Цель данного проекта - узнать, как можно больше о русских немцах, о 250-летии немцев Поволжья, о 1000- летней истории культуры русских и немцев, о сотрудничестве Германии и Ульяновской области. Участие в данном проекте расширяет кругозор учащихся, их словарный запас, развивает их познавательные интересы и творческие способности, позволяет им оперировать фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно. Участники проекта учатся добывать необходимую информацию, пользуясь различными источниками, анализировать её, делать обобщения и выводы. Данный проект позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка.

Готовясь к проекту, ученики принимали активное участие в презентациях, викторинах о стране изучаемого языка, проходили Online-тесты для проверки знаний, выполненные учащимися с помощью учителя на компьютере, организовывали выставки проектов на различные темы: Заключительным этапом стал урок-конференция в 7-9 классах «Год Германии в России», в котором приняли участие также ученики 2-6 классов с концертом. Был оформлен учащимися стенд «Год Германии в России».

На уроке учащиеся выступали с рефератами на двух языках: немецком и русском. Урок проходил в форме ролевой игры: на уроке встретились две делегации - из Германии и России. Работая над проектом, «Русские немцы», учащиеся находили, анализировали и систематизировали информацию об известных в России немцах. Применяя свои творческие способности, они оформили много интересных проектов. В заключение сделали вместе с учителем компьютерную презентацию «Год Германии в России» и «Германия и Ульяновская область». Работа по данной теме будет продолжена и завершена в конце учебного года.

Очень интересно прошел мастер-класс «Скажи жизни - ДА!» в 5-9 классах. Цель данного мероприятия - формирование активной жизненной позиции учащихся, нравственных и этических норм поведения, воспитание бережного отношения к своему здоровью, развитие речевых навыков и умений в рамках иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Мероприятие было проведено в форме интерактивной игры. Учащимися были оформлены красочные проекты, стенгазета, плакаты. Все участники разделились на 4 команды при помощи карточек - названий. В каждой команде был свой капитан, свое название и свой девиз. Каждая команда представляла свою презентацию.

  1. «Was ist gesund»? - «Что полезно для здоровья»?

  2. «Was ist ungesund»? - «Что вредно для здоровья»?

  3. «Wir sagen - Ja»! - «Мы говорим - ДА»!

  4. «Wir sagen - NEIN»! - «Мы говорим - НЕТ»!

Учащиеся делали это с большим удовольствием и интересом. Они соревновались в знании слов, пословиц, играли, выступили с композицией «Мы за здоровый образ жизни в XXI - веке», читали стихи о вреде курения, просмотрели видеофильм на немецком языке «Hallo aus Berlin. Gesundheit»,сделали физзарядку под музыку. Во время мероприятия было использовано большое количество языковых и речевых единиц, изученных на уроке. Учащиеся пополнили свой словарный запас по теме «Здоровый образ жизни», «Соблюдай правила дорожного движения» и многие другие. Были применены современные технологии /проектная деятельность, информационные технологии, технология игровой деятельности/. Использование проблемных заданий, игровых приемов, разных форм взаимодействия «учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - компьютер, ученик - презентация» способствует непременно развитию творческих способностей учащихся.

По моему мнению, развитию творческих способностей учащихся способствует интегрирование в процесс обучения иностранному языку таких видов деятельности, как музыкальная и художественная.

Для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо использовать эмоции учащихся в этом процессе. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Музыкальная и художественная деятельность помогает создать положительный эмоциональный настрой детей и в непринуждённой обстановке решать задачи урока, развивая их творческие способности, не только в младших, но и средних классах. Прослушивание и исполнение песен на немецком языке, рассказы о русских и немецких художниках - все это украшает урок, повышает мотивацию даже у самых слабых учеников.

Наряду с музыкой, я часто использую также потенциал изобразительного искусства в обучении иностранному языку. Воздействуя на чувства и эмоции детей, на их образно-художественную память, изобразительное искусство помогает формированию и развитию лексических навыков, когда дети рисуют предметные картинки на различные темы. Развивая навыки монологической речи по таким темам, как «Семья», «Школа», «Каникулы», «Дом. Моя комната», «Хобби», «Мое любимое животное» и другим, дети рисуют своё монологическое высказывание. На основе рисования я провожу также работу для развития навыков аудирования. Детей привлекают такие задания, в которых им предлагается проиллюстрировать предъявленный текст, например, «Тинко». Интегрирование иностранного языка, музыки и рисования способствует лучшему усвоению иностранного языка, развивает творческие способности учащихся.

Работая над чтением текста, интегрирую в процесс обучения художественную деятельность и предлагаю учащимся следующие творческие задания:

  1. Нарисовать рисунок, иллюстрирующий название текста.

  2. Нарисовать портреты главных героев, сказочных персонажей.

  3. Нарисовать рисунки к наиболее понравившимся местам в тексте.

  4. Создать коллаж, рисунок по тексту.

Также я предлагаю учащимся рисовать сюжетные картинки, которые могут состоять из нескольких серий. Данные рисунки служат основой для организации речевой практики учащихся.

Использование произведений живописи на уроках способствует формированию эстетического вкуса у детей, углублению знаний по страноведению страны изучаемого языка, стимулирует развитие речевых навыков и умений. Я предлагаю учащимся «посетить картинную галерею», используя компьютерную презентацию. Дети узнали много интересного о немецком художнике Альбрехте Дюрере, о нашем земляке - художнике Аркадии Пластове, что его картины выставлены в знаменитой Дрезденской картинной галерее, что его мать и жена были обрусевшими немками.

При решении таких задач, как расширение и активизация лексического материала, применяю упражнения, которые способствуют развитию таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие.

1. Цепочка слов.

Учащимся дается одно слово, последняя буква которого образует первую букву нового слова. Можно писать слова по определенной теме, определенного вида (существительные, глаголы и т.д.).

Krokodil - Löwe - Elefant - Tiger - …

2. Слова алфавита.

Дается одна буква. Нужно образовать как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы.

A Apfel Anfang aktiv Angst

Affe alle Arbeit August

3.Я представляю себя.

Ученики должны написать к каждой букве своего имени слова, которые лучше всего его характеризует.

interessant nett treu ernst böse faul

reise gern aktiv höflich humorvoll ruhig fleißig

herzlIch arbeitssam aufmerksam freundlich egoistisch bescheiden

4. Ассоциограмма.

Учащиеся должны написать слова к ключевому слову, понятию, картинке.

Stadt (Autos, Strassen, fahren, Schulen, Verkehr, Parks, Busse, Stadtbewohner ...)

Verkehr (regeln, Ampel, überqueren, Fußgänger ...)

5.Составление кластеров. Например, по теме «Зима».

Развитие творческих способностей учащихся.

6. Изменение перспективы. Ученикам нужно написать историю, небольшой рассказ от лица другого персонажа. Например, после прохождения темы «Осень» предлагаю учащимся рассказать об этом времени года от лица солнца, ветра, листочка, воробья. После изучения темы «Овощи. Фрукты» дети могут приготовить рассказ от имени какого-либо овоща или фрукта.

Ich bin ein Spatz. Ich bin grau und klein. Ich fliege im Herbst in warme Länder nicht. Der Herbst gefällt mir. Der Herbst ist die schönste Jahreszeit. Die goldenen Blätter liegen auf der Erde. Es ist schon kalt. Ich wohne auf dem Dach eines Hauses. Die Menschen füttern mich.

Ich heiße Mohrrübe. Ich bin rotgelb und nicht rund. Ich bin dünn und nett. Ich wachse im Gemüsegarten auf dem Beet. Die Menschen essen mich gern. Die Frauen machen aus Mohrrüben verschiedene Salate. Ich habe viele Freunde. Das sind Kartoffeln, Tomaten, Gurken, Zwiebeln und andere.

7.Ученики сначала читают загадки о животных, а затем составляют свои загадки, рисуют животных.

8.Для закрепления цветов, цифр использую разные раскраски. Дети, раскрашивая, быстрее запоминают цвета, счет. Используем Интернет-ресурсы: «Развивающие игры по немецкому языку. Солнышко».

Раскрась.

Развитие творческих способностей учащихся.

Посмотри на гномиков и правильно прочитай их имена. Раскрась воздушные шары в соответствии с их именами.

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся.

9. Кроссворды.

Найти 11 слов по теме «Движение»

D

E

T

U

P

I

N

A

H

E

I

M

A

F

A

R

E

T

U

I

L

A

U

B

O

P

S

S

A

R

B

G

I

I

L

N

U

R

O

T

T

O

E

N

Z

J

C

T

A

F

E

N

R

E

I

C

K

B

O

H

E

U

F

K

V

A

U

S

K

U

N

F

T

S

B

U

R

O

ß

E

I

E

N

U

V

A

T

O

H

E

R

E

R

F

I

N

D

E

R

E

I

R

U

S

N

R

U

K

O

L

A

N

L

A

E

Z

I

Ü

T

0

D

A

S

Y

E

L

M

R

U

C

B

A

R

E

U

G

O

B

E

I

S

N

H

E

V

E

I

T

M

D

O

A

F

C

G

T

R

E

X

I

N

A

F

I

D

O

H

S

E

G

R

U

T

O

L

A

F

R

O

E

B

A

A

F

T

I

K

Ö

S

I

M

T

I

W

A

N

E

I

D

S

Q

N

I

T

O

N

D

P

G

E

S

O

H

I

E

R

B

A

S

O

B

10. Синквейн. Например, по теме «Wir sagen dem Winter -ADE. Мы говорим зиме-прощай!»

Синквейн

1) Der Schneemann

2) weiß und lustig

3) malen, bauen, machen, mir gefällt

4) Ich male einen Schneemann.

5) Toll

Развитие творческих способностей учащихся.

Затем дети пишут сочинение о снеговике.

Das ist ein Schneemann.

Er ist weiß und lustig.

Die Kinder bauen, machen einen Schneemann. Mir gefällt der Schneemann.

Ich male auch einen Schneemann.

Er ist toll.

Применение различных приемов для развития интереса к изучению немецкого языка, для активизации лексического материала, развитию творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся очень четко прослеживалось во время открытого урока ««Wir sagen dem Winter -ADE. Мы говорим зиме-прощай!».

Неоценимый вклад в развитие творческих способностей, учащихся вносит внеурочная деятельность по предмету. Кроме того, она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. И хотя я не веду оплачиваемый кружок, я использую в своей работе разные формы внеклассной работы: конкурсы, викторины, инсценирование сказок. Так в начальных классах проводим «Праздник букваря» (Das ABC-Fest), где учащиеся имеют возможность проявить свои артистические способности. Особое место во внеклассной работе я отвожу инсценировке сказок. Дети с большим удовольствием принимают участие в инсценировании таких сказках, как «Der Wolf und sieben Geißlein ", «Der I gel und der Hase», «Der weiße Pelz» на немецком языке. Участие в сказках даёт мощный стимул к овладению немецким языком. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности дают возможность преодолеть стеснительность, мешающую им употреблять в речи слова чужого языка, что благотворно сказывается на результатах обучения.

Участие во внеклассных мероприятиях способствует снятию психологических барьеров, мешающих самовыражению, раскрепощению учащихся, стимулирует развитие инициативы школьника, его творческих способностей.

Игры, физминутки также помогают нам сделать каждый урок интересным и увлекательным. Они развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе.

У учащихся появляется желание говорить по-немецки, что служит показателем заинтересованности, увлеченности их иностранным языком.

Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Часто использую Интернет-ресурсы: тесты, викторины, презентации на уроках и как домашнее задание.

Все используемые на уроке приёмы должны быть направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить.

Таким образом, как видно из всего выше сказанного, есть множество средств обучения для развития творческих способностей учащихся как на уроках иностранного языка, так и во внеурочной деятельности, которые не позволяют оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка, делают урок интереснее, оживленнее и разнообразнее, помогают избавиться от скуки и усталости на уроке. Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то очень интересного, где каждый смог бы почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности. Творческие способности не есть знания, умения и навыки, но они обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».

И это действительно так.

Библиографический список

1. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2005, № 2

2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся»: / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2004

3. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика / Иностранные языки в школе, 2007, № 3

4. Владыко О.А. Проектная методика-эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка /Иностранные языки в школе,2007, № 4 5.Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // - Начальная школа - 2001 - №11 - с.49-51 6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. 7. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 2001 - №2 С.14-19 8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 1991 - №2 С.3-10 9. festival.1september.ru


© 2010-2022