Воспитание толерантности средствами английского языка

Может ли английский язык, являться средством воспитания толерантности? Несомненно,  может и должен им быть, так как в виду происходящих процессов мировой интеграции возникает необходимость формирования у учащихся готовности к межкультурному взаимодействию в ситуациях несовпадения культурно-языковых и ментально-поведенческих кодов участников диалога. В условиях ЯМАЛА это особенно очевидно, т. к. в нашем регионе проживает более 87 национальностей. Работая в многонациональной школе,  где обучаются дети более 35 национальностей и где синтезируются духовные ценности различных культур, мы учитываем языковую среду, в которой формируется молодое поколение двуязычных и многоязычных личностей; их психологический склад, нравы, традиции, обычаи, этикет, в том числе и речевой. Поэтому основными целями в работе являются – активизация потребности, и готов...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Воспитание толерантности средствами английского языка



















Выполнила: Закожурникова

Оксана Викторовна учитель

английского языка первой

квалификационной категории

МАОУ СОШ №2 УИИЯ



Ноябрьск 2013

Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между народами, религиями и другими социальными группами. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность » стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Особенно это касается стран таких, как Россия - многонациональных, с многовековой историей, в которой переплелись народы, нации, культуры. Именно поэтому тема толерантности актуальна сегодня. Толерантность определяется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям.

Может ли английский язык, являться средством воспитания толерантности? Несомненно, может и должен им быть, так как в виду происходящих процессов мировой интеграции возникает необходимость формирования у учащихся готовности к межкультурному взаимодействию в ситуациях несовпадения культурно-языковых и ментально-поведенческих кодов участников диалога.

В условиях ЯМАЛА это особенно очевидно, т. к. в нашем регионе проживает более 87 национальностей. Работая в многонациональной школе, где обучаются дети более 35 национальностей и где синтезируются духовные ценности различных культур, мы учитываем языковую среду, в которой формируется молодое поколение двуязычных и многоязычных личностей; их психологический склад, нравы, традиции, обычаи, этикет, в том числе и речевой. Поэтому основными целями в работе являются - активизация потребности, и готовности обучающихся к конструктивному толерантному взаимодействие с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения, воспитание миролюбия, понимания и принятия других людей, умения с ними взаимодействовать.

Учитывая это, я обратилась к проблеме толерантности и выяснила, как относятся к ней дети. Проведенное анкетирование выявило конкретные проблемы конкретных учеников. В их числе: проблемы взаимоотношения друг с другом, неумение идти на компромисс, поведенческая культура и другие. Следовательно, детей нужно обучать этике дискуссионного общения и взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов, и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Создать условия для привития толерантного отношения представителям различных культур, т. е. формирование межкультурной коммуникации. И наконец подвести их к пониманию важности изучения ИЯ, как средства разрешения многих проблем межкультурного общения.

Автор методики диагностики толерантности В. В. Бойко выделяет в качестве показателя толерантности коммуникативную установку личности, в которой выделяется несколько уровней толерантности:

1. Уровень ситуативной коммуникативной толерантности;

2. Уровень типологической коммуникативной толерантности;

3. Уровень профессиональной толерантности;

4. Уровень общей коммуникативной толерантности

(характеристики на слайде)

В соответствии с данной методикой нами проведен анализ УМК

О. В. Афанасьевой, И.В.Михеевой для учеников 10-11 классов, который выявил следующее (таблица соотношения тем и диагностик)

УМК 10 кл

Темы учебника Уровень толерантности

Человек - созидатель

Уровень общей коммуникативной толерантности

Во что мы верим

Уровень типологической коммуникативной толерантности

Человек, как часть природы

Уровень общей коммуникативной толерантности

Человек в поисках счастья

Уровень ситуативной коммуникативной толерантности

УМК 11 кл

Темы учебника Уровень толерантности

Звуки музыки

Уровень общей коммуникативной толерантности

Город и его архитектура

Уровень общей коммуникативной толерантности

Чудеса света

Уровень общей коммуникативной толерантности

Человек - чудо света

Уровень ситуативной коммуникативной толерантности

Анализ показал:

Согласно данной методике все темы УМК 10,11 классов воспитывают толерантность и развивают межкультурную компетенцию у обучающихся, но

доминирует только один из четырех уровней - общей коммуникативной толерантности в том, и в другом учебнике т. е. развитие данного качества дается в общем. Мы только прикасаемся к этой проблеме через УМК. Кроме того, настораживает тот факт, что в 10 и 11 классах только одна тема соответствует уровню ситуативной коммуникативной толерантности. И лишь одна тема в 10 классе соответствует уровню, позволяющему формировать отношение человека, или группам людей к представителям конкретной нации, социального слоя, другого вероисповедания.

Чтобы компенсировать недостающее, проводится тщательный отбор содержания образования, сегодня в Интернет - ресурсах много материалов, которые дают пищу для ума, и могут привлечь внимание учащихся, а в каком направлении они пойдут не известно. Задача учителя организовать поиск необходимых материалов детьми, например, для создания проекта, в нужном направлении, вынести на обсуждение спорные вопросы. Система разработанных творческих заданий, проблемных ситуаций способствует решению поставленных учителем задач в воспитании толерантности. Для эффективного усвоения материала и решения воспитательных задач, проводится отбор наиболее эффективных технологий, форм и методов работы. И конечно же, обязательно вносятся изменения в организацию урока (традиционное должно сочетаться с нетрадиционным, а сами формы уроков должны быть разнообразными и необычными).

Ведущие технологии: Интернет и мультимедийные технологии, технология диалога культур, технология критического мышления и д.р. Эффективно формирование готовности школьников к межкультурной коммуникации через участие в проектах. Так, один из уроков-защиты проектов в 10 классе по теме «Во что мы верим» был посвящен воспитанию толерантного отношения к другим нациям и религиям. В соответствии с нашим анализом, данная тема относится к уровню типологической толерантности, т. е. отношение к определенной национальной группе людей, имеющих свою религию, культуру, национальное наследие. С самого начала урока ученики были вовлечены в обсуждение проблемных вопросов: «Вы много узнали о мировых религиях на уроках по этой теме и при подготовке ваших проектов. Вам нужны эти знания? Для чего?», «Какие проблемы вам помогают решить знания о мировых религиях?». Ответы детей «Изучаем для улучшения взаимоотношений, для понимания жизни, для развития кругозора», «Новые знания помогают решить проблемы различных традиций, проблемы поведения, проблемы семьи и т.д.», позволили определить, насколько тема способствовала изменениям в их мировоззрении по сравнению с началом работы над темой.

Коллективная работа учащихся на уроке также позволила обсудить проблемы многоконфессиональности нашей страны, округа, города, школы, класса и сделать вывод о необходимости этих знаний, поскольку религия - это часть культуры, отражающая традиции, привычки, образ жизни. Культура народа основана на его религии, мы должны знать это и уважать друг друга.

Использование метода проектов позволяет учащимся сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать толерантное отношение друг к другу и умение вести себя в обществе.

Самостоятельная работа с текстами о семейных ценностях разных религий, позволила сравнить и выяснить различия в семейных ценностях. Как выяснилось, семейные ценности почти не отличаются, главное в семье - это любовь и взаимопонимание.

И, наконец, в результате дискуссии о семейных ценностях, которые бы ученики выбрали в качестве основных в своей будущей семейной жизни, ученики поделились своими предпочтениями. Подобный разговор на уроке, дополненный проектами учащихся о выбранной ими религии и ее ценностях, заставляет учеников задуматься о моральных ценностях в нашей жизни, о том, как совместить эти ценности с реальностью, окружающей нас, в виде многонационального общества.

Это лишь один урок из многих, но для воспитания толерантного мышления важен и значим каждый урок.

Но как объективно измерить результаты работы, чтобы можно было своевременно корректировать учебный процесс. С этой целью используется диагностика. Знакомство с методикой диагностики толерантности обучающихся вызвало у меня огромный интерес. Любопытно, что она вызвала интерес и у детей, заставляя их задуматься над тем, что ранее, как они говорят, им и в голову не приходило. Диагностику можно успешно использовать на уроках АЯ, встраивать ее в тему, проводить ее анализ на английском языке, рассуждать, приходить к общему мнению.

Кроме проектов дети охотно участвуют в конкурсах творческий работ разного уровня. Так, в одной из творческих работ, заявленных на конкурсе «Юношеская восьмерка в России», по теме «Толерантность - залог выживания человечества», ученица 10 класса написала: «До тех пор, пока мы будем только призывать к толерантности, вряд ли будет результат. До тех пор, пока мы, школьники, будем только дискутировать на ежегодных классных часах, посвященных толерантности, душевная гармония в обществе на планете Земля не наступит. Думаю, начинать надо с себя, своей семьи, школы, где не говорят, а делают. Если мы, 19 учеников школы, организуем дистанционное информационное агенство, то дети с ограниченными возможностями здоровья получат не только дополнительные знания, но и успешно социализируются и интегрируются в обществе, проект расширит границы доступного детям мира, поможет найти место в предстоящей взрослой жизни. И это малое благое дело объединит нас на ниве толерантности».

К сожалению, не все дети так думают. Для выявления уровня сформированности толерантности. Мы провели диагностику доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко среди учеников 10 класса. Согласно этой диагностике мы выявляли такие стратегии как: миролюбие, избегание, агрессия. Проведя анализ, обнаружилось, что большинству детей присущи стратегии: миролюбие и избегание. Только несколько детей выбрали агрессию. Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера-весьма высокие требования к личности. Избегание не требует особых умственных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Использовать агрессию в качестве стратегии своего Я проще простого. Она действует на основе инстинкта. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами). Следовательно, необходимо строить урок, так, чтобы подобранные методы и формы работы позволяли развивать личность ребенка в совокупности по всем трем стратегиям психологической защиты в общении. Диагностика толерантности у обучающихся помогает выявить у школьников уровень терпимого и толерантного поведения, таких личностных черт, которые проявляются прежде всего в отношении к окружающим людям и позволяют изучить различные проявления толерантности у детей. Зная проблемы, мы можем успешно работать над ними через свой предмет, решая новые задачи, которые ставит перед нами время.



© 2010-2022