Пути развития мотивации у обучающихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути развития мотивации у обучающихся.


Какие формы работы служат для стимулирования познавательной

активности учащихся, формирования мотивации учения?


  1. дидактические игры и упражнения;


  1. личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;


  1. внеклассные мероприятия по предметам;


  1. творческие работы учащихся по предмету;


  1. проведение предметных олимпиад и конкурсов ;


  1. использование различных педагогических технологий (проблемное

обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);


  1. интеграция обучения (проведение интегрированных уроков.)

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа . В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых .

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное

воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено

на формирование у школьников личностного отношения к увиденному.

Учебная мотивация определяется рядом факторов:

  1. Образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность.

  2. Организацией образовательного процесса.

  3. Субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.).

  4. Субъективными особенностями педагога, в том числе системой отношения его к ученику, к делу.

  5. Спецификой учебного предмета.

Причины спада школьной мотивации:

  1. Отношение ученика к учителю.

  2. Отношение учителя к ученику.

  3. Личная значимость предмета.

  4. Умственное развитие ученика.

  5. Продуктивность учебной деятельности.

  6. Непонимание цели учения.

  7. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

  8. Страх перед школой.

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.

Условия, способствующие развитию познавательного интереса:

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем - недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза "было бы лучше, если…".

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей - взглядом, улыбкой, кивком.

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха - определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Умение школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. " Новые государственные стандарты по иностранным языкам предполагают: объективное оценивание своих учебных достижений; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; учет мнения окружающих при

самооценивании; оценивание своего вклада при выполнении группового задания.

Очень важно, развивать на уроках у учащихся самооценивание- это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для младшего возраста в силу

следующих причин: он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию; это необходимый компонент концепции, которая предполагает

обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни. Цели самооценивания следующие:

1) представить детям полную картину их достижений;

2) показать совпадают ли личностная и учительская оценки;

3) сформировать правильное отношение к оцениванию.

Считаю очень важным создавать на уроках иностранного языка атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.


© 2010-2022