Исследовательская деятельность как мотивация к выбору военно-морской профессии

Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование мотивации к осознанному выбору военно-морской профессии посредством

учебно - исследовательской деятельности

Багдасарян Марина Витальевна

Преподаватель высшей категории

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"

ЛевТолстой

Современный этап развития общества протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентноспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринимать новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.

Требования ФГОС на сегодняшний день говорят о том, что образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают учащемся лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу отметил, что «за 70 лет своего существования система суворовских и нахимовских военно-морских училищ показала себя как эффективная школа образования и воспитания патриотически - настроенных граждан, которые посвящают себя делу служения Отечеству… суворовцы, нахимовцы и кадеты являются надеждой и опорой наших Вооруженных Сил». Нахимовское военно-морское училище, являясь довузовским образовательным учреждением Министерства обороны РФ, реализует программу, основанную на сочетании основной образовательной программы, включающий компонент, направленный на формирование знаний по основам подготовки к военной и государственной службе. А также программу дополнительного образования, нацеленную на военную и специальную подготовку нахимовцев. Современная Армия - это прежде всего грамотные, подготовленные люди, способные применять самые передовые системы вооружения. Специалисты, обладающие глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и культуры. Задачей преподавателей является взрастить конкурентоспособных, думающих выпускников, умеющих принимать быстрые, волевые решения и быть успешными в военной службе.

В Нахимовском военно-морском училище уделяется особое место лингвистической подготовке воспитанников. Особый вклад в повышении мотивации к изучению английского языка вносит исследовательская деятельность на иностранном языке. Более шестидесяти процентов исследовательских работ посвящено военному компоненту, что является базой для последующего выбора военной профессии наших выпускников. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно - значимым, повышать его интерес и уровень знаний.

Исследовательской деятельностью - является деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательский проект обучающегося - проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами реализации исследовательской деятельности.

Этапы организации исследовательской деятельности

1)Проектирование

  • Анализ исследуемой ситуации.

  • Обоснование проблемы.

  • Определение объекта и предмета.

  • Формулирование целей и задач.

  • Постановка гипотезы.

2)Реализация

  • Организация информации в соответствии с исследовательскими задачами

  • Оценка информации с точки зрения новизны, достоверности, теоретической и практической значимости

  • Оформление отчета по итогам исследования

  • Подготовка защиты исследовательского проекта

  • Публичное выступление

3)Рефлексия

  • Анализ проведенного исследования

  • Подведение итогов

  • Рефлексия

  • Оценка успехов и неудач

  • Постановка новых задач

Эти этапы обеспечивают взаимодействие педагога и учащихся (интерактивность) в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Эффективность реализации педагогического проекта будет определяться мерой познавательной активности и самостоятельности обучающихся в учебно-исследовательской деятельности, возможностью раскрытия их творческого потенциала.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

Диагностика

Выявление детей, склонных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся работа в сотрудничестве.

Определение темы, целей, постановка задач

На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. Преподаватель-это старший помощник, советчик.

Выбор инструментов исследования

Учитель совместно с учеником выбирают наиболее подходящие инструменты исследования (интернет ресурсы, научные источники, анкетирование, тестирование, интервьюирование и т.д.)

Выполнение работы

Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры.

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

положительное отношение к ребенку;

проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

признание права личности быть непохожей на других;

предоставление права на свободу выбора;

оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Формы представления исследовательской работы:

Исследовательские работы представляются авторами в различных формах, в зависимости от целей и содержания:

научная статья (описание хода работы);

компьютерная презентация;

публичная защита, доклад на конференции;

стендовый доклад, школьные и районные выставки

ярмарка научных работ;

В ходе подготовки к отчету по результатам исследования обучающиеся готовят письменный текст. Его написание-часть учебно-исследовательской работы . В него должны быть включены:1)Цели и задачи исследования 2)Основные теоретические положения 3)Логика и реализация этапов исследования 4)Анализ и интерпретация полученных результатов

Основные трудности для учащихся вызывает подготовка презентации. (Учащимся сложно выделить главное-все кажется важным и нужным, трудно рассказать «своими» словами ,очень часто читают сложный длинный текст, неумело размещают информацию на слайде) Поэтому подготовка презентации исследовательской работы требует серьезной совместной работы педагога с обучающимся. Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде мультимедийных презентаций. Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе училища.

В качестве членов экспертной комиссии на процедуру защиты исследовательских работ приглашаются эксперты (учителя, старшие нахимовцы ,воспитатели, начальники курсов).Для членов экспертной комиссии заранее готовится оценочный лист .В который входит следующие пункты.

Логика изложения доклада

Качество наглядных материалов

Компетентность в проблеме исследования

Качество аргументации при ответах на вопросы

Реализация военно-морского компонента в исследовательской деятельности преследует своей целью развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в области «Военно-морской флот», расширение и углубление знания английского языка в сфере тематики, развитие мотивации нахимовцев к дальнейшему изучению английского языка и подготовка их к осознанному выбору профессии на старшей ступени обучения. Обращаясь к данным за 2014 год о поступлении выпускников НВМУ в высшие учебные заведения можно сказать, что процент поступления в ВУЗы составляет 100 процентов. Из 37 выпускников ( 26 мальчиков и 11 девочек)

31 человек поступил в вузы МО РФ - это84 % из общего числа выпускников НВМУ

31/18 человека поступили в ВВУЗы МОРФ (ВУНЦВМФ)

2 человека в ВУЗы других силовых структур

4 человека в ВУЗы России

В нахимовском военно-морском училище основы исследовательской деятельности на английском языке закладываются с первых ступеней обучения (5 класс)

Исследовательская деятельность в Нахимовском Военно-морском училище за 2013-2014 учебный год:

«Летняя практика» (5 класс)

«Музей морской славы» руководитель - Санникова Н.Д

«Первопроходцы» (6-8 класс)

Ежегодно в ноябре в нашем училище проходит фестиваль лекций «Первопроходцы» для 6-8 классов. Ребята выступают с интереснейшими творческими работами в виде презентаций. Их оценивает жюри, в состав которых входят преподаватели. Нахимовцам необходимо не только показать всю полноту знаний по исследуемому проекту за 5-7 минут, но и предоставить отчёт о проделанной работе в виде доклада с чёткой структурой: планом, целями, задачами, полным содержанием, выводами, используемой литературой. Также необходимо заинтересовать жюри выбором темы, качеством презентации, умением выступать, отвечать на вопросы. Данный фестиваль требует грандиозной подготовки, но наши нахимовцы успешно справляются с поставленной задачей и проявляют все свои интеллектуальные и творческие навыки и умения.

«Восхождение к науке» (9-11 класс)

В марте, в Нахимовском военно-морском училище проходит региональная научно-исследовательская конференция воспитанников общеобразовательных военно-учебных заведений министерства обороны Российской Федерации «Восхождение к науке». Вот лишь некоторые из представленных работ на данном фестивале, которые были отмечены членами жюри.

«Влияет ли развитие флота на мощь государства?» Рыбалко Е. 10 класс (руководитель Абрамова В.С, диплом второй степени)

«Категоризация военно-морских идиом как способ перехода из сферы профессионального общения военных моряков во фразеологию»

Вусатый А. (руководитель Рослик М.А, диплом третьей степени)

«Корабли Александры на службе Отечеству» Илюшина Виктория,111 класс (руководитель Абрамова Вера Сергеевна, диплом 2 степени)

«Морские школы-интернаты Великобритании и России» Фалей Роман, 92 класс (руководитель Багдасарян Марины Витальевны, диплом 3 степени)

К личным результатам нахимовцев в ходе реализации военно-морского компонента можно отнести:

диплом третьей степени на училищной конференции «Нахимовские чтения-2012» за выступление с работой «Роль иностранных языков в жизни адмирала Нахимова» (нахимовцы 9 классов Садыков А., Митяшин И., Мунтьянов Р., Маматов О.)

диплом победителя открытого районного конкурса мультимедийных учебных проектов «Мы - поколение 21 века» за проект «Я стал нахимовцем» (нахимовец 101 класса Заворин А.).

Таким образом, абсолютно очевидно, что в Нахимовском военно-морском училище ведется углубленная и кропотливая работа между преподавателями и нахимовцами, цель которой - как можно глубже и творчески изучить области , связанные с военно-морским компонентом.

Изучение различных сфер нашей жизни на английском языке вдохновляет нахимовцев, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные нахимовцу: познавательную, художественную, эстетическую, профориентационную и даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в училище. Развитие творчества через исследовательскую деятельность, основанной на военно-морской тематики, безусловно способствует выбору военно-морской профессии, потому что ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

«Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности-бесплодны и полны ошибок»

Леонардо да Винчи



Список литературы

1.И.В.Комарова , Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.СПБ.; Каро, 2015

2.Борздун, В.Н., Овчинникова, Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006.- №1- С.81-90.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.
4. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович// Народное образование. -1999.- № 10 - С.152- 158.
5. Муравьев, Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности [Текст] / Е.М.Муравьев //Завуч.- 2004.- №5- С.19-28.
6. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. -2003.- №4. -С. 18-23.
7. Обухов А.С. Ученик в школе - уникальная личность в уникальных условиях // Исследовательская работа школьников. 2004. -№2.- С.- 27-29.
8. Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1- С.165-174.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005.
10. А.В.Леонтович, к. психол. н., О.Д.Калачихина, к.б.н., А.С.Обухова,
к. психол.н.
researcher.ru/methodics/method/razvitie/ Исследователь.ru\


© 2010-2022