- Преподавателю
- Иностранные языки
- Конспект по английскому языку на тему Виды речевой деятельности
Конспект по английскому языку на тему Виды речевой деятельности
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нигматуллина Р.Р. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтение - это коммуникативная деятельность, направленная на получение информации, содержащейся в письменном тексте, способ общения через текст
Процесс чтения - это два механизма:
- восприятие печатного кода
- понимание и осмысление содержания печатного текста
Восприятие печатного кода -
- узнавание букв и буквенных комплексов, узнавание графического образа слова
- перекодирование буквенных рядов в звуковой ряд (внешнее или внутреннее озвучивание) и узнавание акустического образа слова
- соотнесение образа звучания с вероятностным значением
Зрелое чтение - процесс восприятия и смысловой переработки информации протекают одновременно, одномоментно
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Познакомить с правилами озвучивания
Но: в английском языке не всегда можно опереться на правило, очень велико число исключений!
Задача: запечатлеть в сознании учащихся графический образ слова как целостную орфограмму, которая узнаётся по критическим точкам.
Техника чтения отрабатывается на материале слова - словосочетания - предложения, где все слова предварительно семантизированы.
Хороший эффект даёт чтение параллельно с имитацией слов, фраз, коротких текстов, записанных на плёнку. Это позволяет осваивать мелодику языка.
Отдавать предпочтение осмысленному чтению. Не задерживаться долго на технической стороне чтения и переходить к содержательной. Технику чтения включать в основной школе в фонетическую зарядку.
ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Ранее:
- классное и домашнее
- подготовленное и неподготовленное
- чтение со снятыми трудностями
Далее:
- аналитическое чтение ( с анализом предложений, слов, форм)
- синтетическое (непосредственное понимание)
При деятельностном подходе к обучению типологию видов чтения строят в зависимости от деятельности чтеца. Характер его деятельности зависит от цели чтения и ожидаемого результата.
В зависимости от того, какие коммуникативные задачи придётся решать чтецу на иностранном языке - а именно они выступают в качестве основных критериев - различают:
- ознакомительное чтение
- изучающее чтение
- поисковое чтение
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ (просмотровое) - формирование общего представления о содержании и смысле текста. Чтение в данном случае сопровождается оценкой: интересно - неинтересно, известное - неизвестное, понятно - непонятно, стОит - не стОит читать.
Умения при ознакомительном чтении:
- определять тему, содержание по заголовку
- выделять основную мысль
- выбирать главное, опуская второстепенное
- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста
Чтение при ознакомительном режиме 180 - 190 слов в минуту при условии понимания не менее 70% информации
УЧЕБНОЕ ознакомительное чтение предполагает снятие некоторых трудностей (лексических, социокультурных и т.п.)
ИЗУЧАЮЩЕЕ - (детальное, с полным пониманием)
Школьное изучающее чтение отличается специально подобранными текстами
Умения при изучающем чтении:
- полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки
- выражать своё мнение по прочитанному
Скорость чтения 50 - 60 слов в минуту при 100% понимании читаемого
ПОИСКОВОЕ (выборочное, селективное) осуществляется на функциональных текстах (реклама, инструкция, приглашение, проспект и т.п.). В классе полученной информацией можно пользоваться как опорой для говорения или написания текста
Скорость чтения 1 -1, 5 минуты за страницу при 40 - 50% понимании прочитанного
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
-
Чтение - реальный акт коммуникации, где читающий решает определённые коммуникативные или познавательные или практические задачи.
-
Тексты для чтения должны включать значимую для учащихся данного возраста информацию, отличаться новизной, занимательностью сюжета, иным ракурсом в освещении уже известного содержания. Степень языковой трудности должна быть такой, чтобы при определённых усилиях её можно было преодолеть
-
Процесс коммуникативного чтения должен базироваться на сформированных и доведённых до автоматизма произносительных навыках, грамматических структурах и лексических единицах. Тогда обеспечено нормальное протекание мыслительных процессов при чтении.
-
Побуквенное чтение не практикуется. Решающим является узнавание слова по первым буквам (критическим точкам) и его целостное восприятие. Для этого важна работа над изолированной единицей.
-
При обучении чтению делать акцент на приёмах, нацеленных на смысловую переработку текста: сопоставление, классификация, вывод, обобщение, критическая оценка, перенос, перевод, контекстуальная догадка, использование ресурсов (словарь, справочник)
ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ЧТЕНИЯ необходимы
6 основных умений:
- что - то выделить в тексте (основную мысль, требуемую информацию, факты, относящиеся к определённой теме, и т.п.)
- обобщить изложенные факты (определить тему и\или проблему)
- соотнести отдельные части текста (организовать изложенные факты\события в логической, хронологической или иной последовательности, сгруппировать факты, установить связь между событиями\героями, найти начало и конец темы\смыслового отрывка)
-вывести на основе фактов текста суждение (сделать вывод), предсказать продолжение (возможное завершение)
- оценить изложенные факты\содержание в целом
- интерпретировать изложенные факты\содержание в целом
АУДИРОВАНИЕ
КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
!!! Слушание в классе занимает 57, 7% учебного времени
В современном обществе люди
слушают 45% времени,
говорят 30%,
читают 16%,
пишут 9%
Один из самых сложных видов речевой деятельности:
- однократность предъявления информации
- темп речи говорящего навязывает определённый скоростной режим, темп речи в разных языках разный
- скорость внутренней речи слушающего не всегда соответствует скорости внешней речи говорящего
- различные голосовые характеристики и индивидуальная произносительная манера говорящего
- отсутствие непосредственного контакта с говорящим
- необходимость дополнительной концентрации, психологических усилий, большая нагрузка на внимание, мышление и память - возможность наличия посторонних шумовых помех
- лингвистические трудности
- трудности, связанные со смысловой обработкой материала (неумение отличать существенное от несущественного, устанавливать причинно - следственные связи между фактами и событиями, осмысливать коммуникативное намерение и позицию автора, определять общую идею и формировать своё отношение к услышанному, наличие большого количества новой информации или информации, не соответствующей возрасту, личному жизненному опыту учащегося)
- трудности, обусловленные социокультурными особенностями страны изучаемого языка (наличие лингвокультурем)
- стилистические особенности текста (наличие неполных предложений, фразеологических оборотов, отклонение от языковых норм)
ВИДЫ АУДИРОВАНИЯ
- с полным пониманием содержания
- с выборочным пониманием содержания
- с пониманием основного содержания
ПРИНЦИПЫ АУДИРОВАНИЯ
-
Аудирование должно выступать одной из целей обучения наряду с чтением, говорением и письмом
-
Обучение аудированию должно носить регулярный и системный характер
-
По любой теме следует формировать и развивать умения всех трёх видов аудирования
-
Обучение аудированию осуществляется во взаимосвязи с говорением, чтением, письмом
-
В обучении аудированию используются тексты учебные, учебно - аутентичные, аутентичные, аутентичные, но адаптированные
-
Работа с аудиотекстом должна включать три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый
Предтекстовый этап - это:
1) постановка задачи на слушание, стимулирование произвольного внимания;
2) активизация мыслительных процессов, направленных на определённые объекты (содержание по заголовку, по картинкам, по репликам из текста)
Текстовый этап - это часто сопровождение аудитивной деятельности какой - либо практической деятельностью (письменная фиксация, рисование, обведение правильных ответов и т.п.)
Послетекстовый этап - передача, анализ, оценка, дополнение, обсуждение прослушанного, а не только его контроль
Процесс обучения аудированию должен предусматривать и самостоятельную работу в этом виде речевой деятельности
Примеры контролирующих заданий для
аудирования с пониманием основного содержания:
- расставьте предложения в правильной последовательности
- да\нет ответы
-соотнесите тексты с предоставленными заголовками
Аудирование с выборочным пониманием:
- заполните таблицу с информацией по тексту (растер)
- вставьте пропущенные слова в предложениях
- отметьте, какая информация отсутствовала в аудитивном тексте
Аудирование с полным пониманием:
- упражнения на множественный выбор
- ответить на вопросы по содержанию, включая детали
- закончить предложения, используя информацию из текста
- исправить на рисунке к тексту ошибки