Конспект по английскому языку на тему Виды речевой деятельности

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение - это коммуникативная деятельность, направленная на получение информации, содержащейся в письменном тексте, способ общения через текст

Процесс чтения - это два механизма:

- восприятие печатного кода

- понимание и осмысление содержания печатного текста

Восприятие печатного кода -

- узнавание букв и буквенных комплексов, узнавание графического образа слова

- перекодирование буквенных рядов в звуковой ряд (внешнее или внутреннее озвучивание) и узнавание акустического образа слова

- соотнесение образа звучания с вероятностным значением

Зрелое чтение - процесс восприятия и смысловой переработки информации протекают одновременно, одномоментно

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Познакомить с правилами озвучивания

Но: в английском языке не всегда можно опереться на правило, очень велико число исключений!

Задача: запечатлеть в сознании учащихся графический образ слова как целостную орфограмму, которая узнаётся по критическим точкам.

Техника чтения отрабатывается на материале слова - словосочетания - предложения, где все слова предварительно семантизированы.

Хороший эффект даёт чтение параллельно с имитацией слов, фраз, коротких текстов, записанных на плёнку. Это позволяет осваивать мелодику языка.

Отдавать предпочтение осмысленному чтению. Не задерживаться долго на технической стороне чтения и переходить к содержательной. Технику чтения включать в основной школе в фонетическую зарядку.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Ранее:

- классное и домашнее

- подготовленное и неподготовленное

- чтение со снятыми трудностями

Далее:

- аналитическое чтение ( с анализом предложений, слов, форм)

- синтетическое (непосредственное понимание)

При деятельностном подходе к обучению типологию видов чтения строят в зависимости от деятельности чтеца. Характер его деятельности зависит от цели чтения и ожидаемого результата.

В зависимости от того, какие коммуникативные задачи придётся решать чтецу на иностранном языке - а именно они выступают в качестве основных критериев - различают:

- ознакомительное чтение

- изучающее чтение

- поисковое чтение

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ (просмотровое) - формирование общего представления о содержании и смысле текста. Чтение в данном случае сопровождается оценкой: интересно - неинтересно, известное - неизвестное, понятно - непонятно, стОит - не стОит читать.

Умения при ознакомительном чтении:

- определять тему, содержание по заголовку

- выделять основную мысль

- выбирать главное, опуская второстепенное

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста

Чтение при ознакомительном режиме 180 - 190 слов в минуту при условии понимания не менее 70% информации

УЧЕБНОЕ ознакомительное чтение предполагает снятие некоторых трудностей (лексических, социокультурных и т.п.)

ИЗУЧАЮЩЕЕ - (детальное, с полным пониманием)

Школьное изучающее чтение отличается специально подобранными текстами

Умения при изучающем чтении:

- полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки

- выражать своё мнение по прочитанному

Скорость чтения 50 - 60 слов в минуту при 100% понимании читаемого

ПОИСКОВОЕ (выборочное, селективное) осуществляется на функциональных текстах (реклама, инструкция, приглашение, проспект и т.п.). В классе полученной информацией можно пользоваться как опорой для говорения или написания текста

Скорость чтения 1 -1, 5 минуты за страницу при 40 - 50% понимании прочитанного

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

  1. Чтение - реальный акт коммуникации, где читающий решает определённые коммуникативные или познавательные или практические задачи.

  2. Тексты для чтения должны включать значимую для учащихся данного возраста информацию, отличаться новизной, занимательностью сюжета, иным ракурсом в освещении уже известного содержания. Степень языковой трудности должна быть такой, чтобы при определённых усилиях её можно было преодолеть

  3. Процесс коммуникативного чтения должен базироваться на сформированных и доведённых до автоматизма произносительных навыках, грамматических структурах и лексических единицах. Тогда обеспечено нормальное протекание мыслительных процессов при чтении.

  4. Побуквенное чтение не практикуется. Решающим является узнавание слова по первым буквам (критическим точкам) и его целостное восприятие. Для этого важна работа над изолированной единицей.

  5. При обучении чтению делать акцент на приёмах, нацеленных на смысловую переработку текста: сопоставление, классификация, вывод, обобщение, критическая оценка, перенос, перевод, контекстуальная догадка, использование ресурсов (словарь, справочник)

ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ЧТЕНИЯ необходимы

6 основных умений:

- что - то выделить в тексте (основную мысль, требуемую информацию, факты, относящиеся к определённой теме, и т.п.)

- обобщить изложенные факты (определить тему и\или проблему)

- соотнести отдельные части текста (организовать изложенные факты\события в логической, хронологической или иной последовательности, сгруппировать факты, установить связь между событиями\героями, найти начало и конец темы\смыслового отрывка)

-вывести на основе фактов текста суждение (сделать вывод), предсказать продолжение (возможное завершение)

- оценить изложенные факты\содержание в целом

- интерпретировать изложенные факты\содержание в целом

АУДИРОВАНИЕ

КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

!!! Слушание в классе занимает 57, 7% учебного времени

В современном обществе люди

слушают 45% времени,

говорят 30%,

читают 16%,

пишут 9%

Один из самых сложных видов речевой деятельности:

- однократность предъявления информации

- темп речи говорящего навязывает определённый скоростной режим, темп речи в разных языках разный

- скорость внутренней речи слушающего не всегда соответствует скорости внешней речи говорящего

- различные голосовые характеристики и индивидуальная произносительная манера говорящего

- отсутствие непосредственного контакта с говорящим

- необходимость дополнительной концентрации, психологических усилий, большая нагрузка на внимание, мышление и память - возможность наличия посторонних шумовых помех

- лингвистические трудности

- трудности, связанные со смысловой обработкой материала (неумение отличать существенное от несущественного, устанавливать причинно - следственные связи между фактами и событиями, осмысливать коммуникативное намерение и позицию автора, определять общую идею и формировать своё отношение к услышанному, наличие большого количества новой информации или информации, не соответствующей возрасту, личному жизненному опыту учащегося)

- трудности, обусловленные социокультурными особенностями страны изучаемого языка (наличие лингвокультурем)

- стилистические особенности текста (наличие неполных предложений, фразеологических оборотов, отклонение от языковых норм)

ВИДЫ АУДИРОВАНИЯ

- с полным пониманием содержания

- с выборочным пониманием содержания

- с пониманием основного содержания

ПРИНЦИПЫ АУДИРОВАНИЯ

  1. Аудирование должно выступать одной из целей обучения наряду с чтением, говорением и письмом

  2. Обучение аудированию должно носить регулярный и системный характер

  3. По любой теме следует формировать и развивать умения всех трёх видов аудирования

  4. Обучение аудированию осуществляется во взаимосвязи с говорением, чтением, письмом

  5. В обучении аудированию используются тексты учебные, учебно - аутентичные, аутентичные, аутентичные, но адаптированные

  6. Работа с аудиотекстом должна включать три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый

Предтекстовый этап - это:

1) постановка задачи на слушание, стимулирование произвольного внимания;

2) активизация мыслительных процессов, направленных на определённые объекты (содержание по заголовку, по картинкам, по репликам из текста)

Текстовый этап - это часто сопровождение аудитивной деятельности какой - либо практической деятельностью (письменная фиксация, рисование, обведение правильных ответов и т.п.)

Послетекстовый этап - передача, анализ, оценка, дополнение, обсуждение прослушанного, а не только его контроль

Процесс обучения аудированию должен предусматривать и самостоятельную работу в этом виде речевой деятельности

Примеры контролирующих заданий для

аудирования с пониманием основного содержания:

- расставьте предложения в правильной последовательности

- да\нет ответы

-соотнесите тексты с предоставленными заголовками

Аудирование с выборочным пониманием:

- заполните таблицу с информацией по тексту (растер)

- вставьте пропущенные слова в предложениях

- отметьте, какая информация отсутствовала в аудитивном тексте

Аудирование с полным пониманием:

- упражнения на множественный выбор

- ответить на вопросы по содержанию, включая детали

- закончить предложения, используя информацию из текста

- исправить на рисунке к тексту ошибки





































































































© 2010-2022