- Преподавателю
- Иностранные языки
- Выступление на тему: Особенности формирования УУД на уроках иностранного языка
Выступление на тему: Особенности формирования УУД на уроках иностранного языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестерова Е.А. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Выступление на расширенном заседании педагогов гуманитарного цикла МБОУ «ООШ № 5 г.Шатуры»
«Особенности формирования УУД на уроках иностранного языка».
Выполнила:
Нестерова Е.А., преподаватель иностранного языка государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
2015 г.
Введение
Цель итоговой работы: проанализировать развитие и раскрыть содержание универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.
Задачи итоговой работы:
-
Обеспечить развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
-
Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
-
Показать приемы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий обусловлена следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса.
При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития УУД, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) группой авторов под руководством А. Г. Асмолова.
Основная часть
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Компоненты учебной деятельности:
-
Познавательные и учебные мотивы;
-
Учебная цель;
-
Учебная задача;
-
Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий:
-
Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-
Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
-
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования способностей учащегося.
Виды универсальных учебных действий
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
-
Личностный;
-
Регулятивный;
-
Познавательный;
-
Коммуникативный.
Личностные действия формируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника и межличностных отношений. Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий.
№
Вид личностных действий
Сформированность данного вида личностных УУД
1
Действия личностного самоопределения
Формирования Я-концепции (внутренняя позиция)
2
Действия смыслообразования
Установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?», «Ради чего я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ»).
3
Действия нравственно-эстетической ориентации
Оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание).
4
Действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности
Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности.
№
Вид регулятивных действий
Сформированность данного вида регулятивных УУД
1
Действия целеполагания
Постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома, и зачем он это будет делать.
2
Действия планирования
Определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата - способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и речевую деятельность.
3
Действия прогнозирования
Вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений.
4
Действия контроля
Сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с преподавателем и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников.
5
Действия коррекции
Умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки - умение видеть ошибку и умение исправить ее как с помощью, так и без помощи взрослого.
6
Действия оценки/самооценки
Осознание учеником того, что хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем еще предстоит овладеть, чтобы свободно использовать ИЯ.
7
Действия саморегуляции
Умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удается с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность.
Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают:
- Общеучебные действия;
- логические действия;
- действия по постановке и решению проблемы.
№
Вид познавательных действий
Сформированность данного вида познавательных УУД
1
Действия общеучебные (включая знаково-символические действия)
-
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;
-
Поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ);
-
Самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения) на ИЯ;
-
Выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения;
-
Рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;
-
Смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста).
2
Логические действия
-
Синтез, то есть составление целого из частей;
-
Самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи;
-
Установление причинно-следственных связей при аудировании и чтение текстов;
-
Доказательство своей точки зрения;
-
Выдвижение гипотез и их обоснование.
3
Действия по постановке и решению проблемы.
-
Формулирование проблемы творческого и поискового характера;
-
Самостоятельное решение проблемы.
Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по общению или деятельности.
№
Вид коммуникативных действий
Сформированность данного вида коммуникативных УУД
1
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
-
Учет позиции партнеров по общению или деятельности;
-
Умение слушать и вступать в диалог;
-
Участие в коллективном обсуждение проблем;
-
Интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2
Постановка вопросов
Умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером.
3
Разрешение конфликтов
-
Умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, то есть договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов.
4
Управление поведением партнера по иноязычному общению
Взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнера по общению на ИЯ
5
Полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
-
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Полагаю, что целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на мой взгляд, будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Практикующие учителя не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий - масса, но остановимся лишь на некоторых из них.
№
Основные виды универсальных учебных действий
Тип/характер задания, формирующего данное универсальное действие
1
личностные
- на этапе рефлексии урока предложить учащимся самим оценить уровень успешности на данном учебном занятии;
- проведение физкультминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);
- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы ты себя повел на его месте?».
2
регулятивные
- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;
- составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;
- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чем будет речь в данном тексте», «Прочитай последний абзац истории и догадайся, что произошло с главным героем», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;
- контрольные задания, в том числе тестового характера;
- технология «Европейского Языкового Портфеля».
3
познавательные
- формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «а какие сигналы в речи и на письме используют англичане, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?» или «какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?»;
- организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;
- подготовка устного и письменного речевого высказывания;
- формулирование проблемы (главной идеи) текста;
- извлечение необходимой информации из прочитанного (прослушанного) аутентичного текста;
- преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;
- составление таблиц, схем-моделей;
- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;
- самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений);
- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т. д.;
- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).
4
коммуникативные
- организация совместной работы учащихся (парная, групповая форма).
Заключение
Сформированные универсальные учебные действия позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Результаты учебной деятельности учащихся позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения иностранного языка. С помощью предложенных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Список литературы
-
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/под ред. Козлова В. В., Кондакова А. М. - М.: Просвещение, 2009.
-
Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». - М.: МИОО, 2003.
-
Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
-
Глоссарий, сайт ФГОС, standart.edu.ru