Статья «Конверсационный анализ проблемы власти в лингвистике»

"Описание материала: """Конверсационный анализ проблемы власти в лингвистике Исследования власти в гуманитарных науках описывают природу данного явления под разными углами зрения. Проблема власти носит ярко выраженный междисциплинарный характер. В ""лингвистике исследования феномена власти проводятся в двух основных направлениях: в социолингвистическом аспекте и в рамках теории конверсационного анализа. Разработки в области ""теории конверсационного анализа, или анализа беседы, посвящены изучени...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конверсационный анализ проблемы власти в лингвистике



Романова Т.В., доцент кафедры английского языка

МБОУ ВПО ИжГТУ им. М.Т. Калашникова


Исследования власти в гуманитарных науках описывают природу данного явления под разными углами зрения. Проблема власти носит ярко выраженный междисциплинарный характер; она активно разрабатывается в последние десятилетия в философии, социологии, политологии, психологии и лингвистике.

В лингвистике исследования феномена власти проводятся в двух основных направлениях: в социолингвистическом аспекте и в рамках теории конверсационного анализа.

Разработки в области теории конверсационного анализа, или анализа беседы, посвящены изучению особенностей разговорного дискурса.

Одним из основоположников конверсационного анализа является П.Грайс, впервые исследовавший «логику» идеальной беседы - ее развертывание в соответствии с Кооперативным Принципом, то есть сводом правил, или максим, следование которым делает беседу разумной и эффективной. Идею о связности и четкой структурированности беседы впервые выдвинул Э.Гоффман; эта идея была доказана на большом фактическом материале - корпусе записанных на магнитную ленту спонтанных живых бесед - X.Саксом и его последователями. Ими было установлено, что нормативная беседа должна начинаться с фатического общения, развертываться путем чередования смежных пар реплик и, наконец, в беседе должны содержаться высказывания, указывающие на ее завершение. Понятие смежной пары далее уточнил Дж. Серль, определив реплики как речевые акты, благодаря чему беседа предстает как последовательное чередование речевых актов. Он также поставил проблему исследования когнитивной структуры беседы как совместной деятельности говорящих, обусловленной местом и условиями ее протекания.

По И.П.Сусову, для конверсационного анализа понятия линейности коммуникативного события и его деятельностного характера не чужды. Более того, в центр внимания ставится взаимодействие (интеракция) субъектов. Коммуникативное событие представляется организованным, упорядоченным. По мнению одних, порядок в человеческой деятельности задаётся определёнными ценностями, нормами и языком, другие считают, что социальный порядок и, соответственно, упорядоченность в процессах коммуникации создаётся деятельностью интерактантов.

Конверсационный анализ возник в США как приложение этнометодологического течения в социологии. Принципы этнометодологии внедрял в научный обиход в 60-х и 70-х гг. прошлого века один из представителей феноменологической традиции Харольд Гарфинкел. Он видел свою цель в том, чтобы в фокус внимания поместить деятельность по созданию социального порядка. Этнометодологические искания привели его к разработке множества частных теорий, в том числе анализа разговора.

Развёрнутую концепцию и экспериментальную методику этнометодологического конверсационного анализа создают в 1960-х гг. Харвей Сакс и его ближайшие сотрудники и продолжатели Эмануэл А. Щеглофф и Гейл Джефферсон. На становление этой концепции повлияли интеракционистcкие взгляды Эрвинга, когнитивная психология, этнография речи, а также философия позднего Л. Витгенштейна.

По мнению представителей этого направления, цель конверсационного анализа заключается в том, чтобы в процессе строго эмпирического исследования "естественных" интеракций установить формальные принципы и механизмы, посредством которых участники данного социального события ("актёры") осмысленно структурируют, координируют и упорядочивают свои собственные действия, действия других и актуальную ситуацию действия. Речь идёт о формальных приёмах, об "этно-методах", которые применяются интерактантами в целях анализа релевантного для их действия контекста, интерпретации высказываний своих партнёров и обеспечения понятности, приемлемости и эффективности построенных высказываний. Этот подход направлен на осознание производства и воспроизводства социального порядка в привязанной к данному контексту языковой и неязыковой интеракции.

Сегодня объектами конверсационного анализа в американской традиции являются разговоры-в-интеракции (talks-in-interaction) и в институциональной сфере (школа, визит к врачу, высший свет), и при случайных разговорах. Осуществляются попытки описать упорядоченность, структуру и линейные модели интеракций .

Данная дисциплина включает в себя:

а) эмпирическое исследование языковых текстов, которые производятся в условиях естественной коммуникации;

б) их фиксацию электронными средствами и накопление в памяти,

в) а также их транскрибирование с учётом особенностей структур процесса коммуникации, действий интерактантов и создаваемых ими смысловых предпосылок.

Проблеме транскрипции уделяется самое серьёзное внимание. В записи фиксируются не только языковые данные, но и используемые невербальные элементы, просодические характеристики произносимого (мелодика, динамика, темп, паузы различной длительности), качества голоса, перебивания собеседниками друг друга, существенные моменты внешней обстановки разговора и пр. Имеется много систем транскрипции разговора, разработанных разными учёными.

Разговорные события сперва фиксируются с помощью электронных средств аудио- и видеозаписи и транскрибируются, так что исследователь имеет потом дело не с говорящими субъектами, а с готовыми транскриптами. Конечно, эти документы позволяют судить главным образом о внешней, наблюдаемой стороне разговорных событий.

Конверсационный анализ отвечает прежде всего на вопрос КАК? и обходит стороной вопросы ПОЧЕМУ? и ЗАЧЕМ? Что же касается не данной в наблюдении смысловой стороны, скрытых инференционных процессов, понимания, вообще проблем знания мира и коммуникативной компетенции, то за помощью нужно обращаться к когнитивной психологии, когнитивной семантике и прагматике.

Если же это оставить пока вне внимания, то конверсационный анализ сейчас заслуженно занял прочные позиции в арсенале исследовательских инструментов и, став целостной самостоятельной дисциплиной, влияет на такие смежные науки, как социолингвистика, анализ дискурса, теория межкультурной коммуникации, традиционная лингвистическая прагматика в её акциональном аспекте, социальная психология.

Рядом с этнометодологическим конверсационным анализом развивается также этнографический конверсационный анализ, который стремится к учёту социального контекста общения. Он тяготеет к социолингвистике.

Конверсационный анализ в настоящее время преподаётся во многих американских, а также германских, французских и швейцарских университетах как отдельная дисциплина или как раздел либо прагматики, либо анализа дискурса. В Германии он содержит в себе значительную долю элементов социолингвистики и теории межкультурной коммуникации.

Использованию метода конверсационного анализа для исследования социальных отношений власти и подчинения посвящены статьи ряда британских лингвистов [Sinclair 1982; Short 1989; 1996; Toolan 1989; Nash 1989 и др.] В них власть и подчинение рассматриваются на микроуровне - на уровне отдельных бесед. Выявляются специфические дискурсивные параметры асимметричного общения, среди которых особо отмечаются маркеры наличия власти у говорящего: номинирование собеседника без называния титула; более длинные реплики, большее количество реплик, контроль над темами беседы, перебивания, использование директивов, в отдельных случаях - отсутствие вежливости.

Данный подход к исследованию власти и подчинения был развит и углублен при помощи метода концептуального анализа - выявления концептуальной структуры беседы, в которой проявляются отношения неравноправия между говорящими. Необходимость дополнения формального конверсационного анализа концептуальным анализом обусловлена отсутствием четких формальных критериев отнесения того или иного фрагмента разговорного дискурса к дискурсу власти или подчинения: в разных случаях один и тот же маркер может иметь противоположный смысл. В частности, и более длинные реплики, и перебивания, и отсутствие вежливости могут быть как маркерами власти, так и маркерами подчинения, в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации. Поэтому кроме формальных конверсационных маркеров власти/подчинения требуется установить и их когнитивные маркеры.

Было определено, что главным когнитивным критерием, позволяющим говорить о наличии власти и подчинения в беседе, является «присвоение» концептов говорящими: говорящие разделяются на властвующего и подчиняющегося, если они выступают, соответственно, в качестве носителей концептов, входящих в концептосферы «Власть» (Power) и «Подчинение» (Submission). Это означает, что опорными концептами дискурса человека властвующего являются концепты, входящие в концептосферу «Power», одновременно с этим опорными концептами дискурса человека подчиняющегося становятся концепты, входящие в концептосферу «Submission». Таким образом, для того чтобы обоснованно утверждать, что в той или иной беседе выражаются отношения власти и подчинения, необходимо доказать, что эти отношения закреплены в концептуальной структуре данной беседы.

Если собеседники реализуют дискурсивные стратегии власти и подчинения, то это означает, что в основе дискурса каждого из них лежит интерактивный концепт из концептосферы «Power - Submission», которому подчинены все производимые ими речевые акты.

Такие беседы развертываются по принципу комплементарности. Понятие комплементарности было предложено П. Вацлавиком, Дж. Бивин и Дж. Джексоном, которые разделяют все сценарии человеческих отношений (в их терминах - паттерны) на две большие группы - симметричные и комплементарные. Применительно к нашим терминам, под симметричным паттерном отношений следует понимать отношения равенства; под комплементарным - отношения неравенства. В комплементарных взаимоотношениях выделяются «ведущая» и «ведомая» позиции. Многие из них устойчиво закреплены в социуме. Например, в позициях «офицер - солдат», «руководитель - сотрудник», «врач - пациент», «учитель - ученик», «родитель - ребенок» за участником, занимающим первую позицию, социально закреплена роль ведущего, а за участником, занимающим вторую позицию, - роль ведомого.

Однако наблюдаются и случаи перерождения созидательной власти, основанной на данных комплементарных отношениях, во власть разрушительную, негативную. Речеактовый и концептуальный анализ дает основание для выявления подобной трансформации в отношениях власти и подчинения в разговорном дискурсе, позволяет идентифицировать факты дискурсивного злоупотребления властью и вскрывает лингвистическую природу вербального насилия.

Современная лингвистика с ее новой методологией предлагает обществу дискурсивные приемы защиты коммуникантов, заведомо находящихся в положении подчиненных, - защиты от нелегитимного использования дискурсивной стратегии власти по отношению к ним. Лингвист может предложить социально ответственному работнику, например, в рамках образовательного процесса, директору школы, школьному психологу, а также родителям и всем заинтересованным лицам научные аргументы. Так, учитель обладает дискурсивной властью над учениками, но лишь в пределах, ограниченных его компетенцией. Все известные науке присущие власти параметры - доминирование, приказывание, управление, контроль и т. д. - в его коммуникативном взаимодействии с учениками должны осуществляться лишь через его профессиональную компетенцию (через реализацию в его дискурсе концепта «Компетенция», в лингвистических терминах). Учитель может активно стремиться к утверждению такого параметра власти, как авторитет, признания учениками своего права доминировать над ними, управлять ими. Однако в современном обществе такое право легитимно лишь в том случае, если авторитет учителя исходит из его компетенции. Когнитивное перемещение - утверждение авторитета учителя на основе концептов «Сила», «Насилие», «Угроза», «Осмеяние», «Издевательство» и т. п. - в современном школьном образовании нелегитимно.

Злоупотребление дискурсивной властью возможно и в других комплементарных социальных отношениях: «руководитель - сотрудник», «офицер - солдат», «врач - пациент», «взрослый - ребенок» и т. д. В основе перехода от легитимных, социально необходимых, «здоровых» отношений «власть - подчинение» к нелегитимным, социально вредным, «нездоровым» отношениям лежит когнитивный принцип. Суть такого перехода заключается в концептуальной подмене, которую осуществляет человек властвующий, возводя свой дискурс к неким «другим» концептам из концептосферы «Власть - Подчинение». Эти концепты являются «другими» по отношению к «нужным», то есть социально востребованным концептам.

Учет когнитивного фактора позволяет по-новому осмыслить коммуникативные задачи не только говорящего властвующего, но и говорящего подчиняющегося. У говорящего, осуществляющего дискурсивную стратегию власти, есть, тем не менее, ограничения на ее реализацию, связанные с институционально обусловленными когнитивными ожиданиями. В свою очередь, на говорящего подчиняющегося также налагаются определенные когнитивные обязательства: в нормативной ситуации он должен строго следовать своей роли ведомого и не пытаться оспаривать ее в бесполезных дискуссиях.

Становится очевидным, что в социально нормативных комплементарных отношениях признание властвующим и подчиняющимся собеседниками статусно-ролевой идентичности друг друга является важным фактором в обеспечении их бесконфликтного коммуникативного взаимодействия. Конфликтный дискурс возникает из-за отказа/неумения подчиненного принять неизбежность власти как социальной силы и немедленно дискурсивно подчиниться ей, не производя конфликтный дискурс, который может иметь для него негативные последствия.

В целом, метод конверсационного анализа имеет достаточно большую объяснительную силу и делает интерпретацию бесед более точной и достоверной, что позволяет глубже проникнуть в сущность таких глобальных социальных отношений, как власть и подчинение.

Литература


1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: «Перемена», 2002. - С. 474.

2. Карасик В.И. Коммуникативные нормы массовой культуры// Дискурс, культура, ментальность: коллективная монография/ Отв. ред. М. Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - С. 18-33.

3. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебное пособие. - М.: Изд-во «Флинта», «Наука». - 2006. - 254 с.

4. Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. - 252 с.


© 2010-2022