Коучинг: Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План проведения коучинга по теме:

"Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности"

ФИО учителя/тренера: Рысбекова Лаззат Бауыржановна

Стаж работы: 11 лет

Место работы: КГУ «Средняя школа имени Шестакова с дошкольным мини - центром акимата Ескельдинского района"

Должность: учитель английского языка

Категория: высшая

Уровень: первый (продвинутый)


  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

Способствовать формированию мышления оценочного, рефлексивного, осознанию, понимаю критического мышления как важного фактора профессиональной компетентности, развитию открытого мышления, не принимающего догм, развивающегося путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Ключевая идея: осознание учителями значимости развития и совершенствования процессов преподавания и обучения.

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Использование возможностей технологии критического мышления в своей учительской практике.

2. Планирование обучения, чтобы оно в результате максимально

удовлетворяло потребностям учащихся


  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя ведущих и партнерских школ

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словесный, наглядный, беседа, метод - создание ситуаций успеха на уроке, метод генерации идей, наглядное обучение, демонстрация, презентация, эвристическая беседа, дискуссия, метод аналогий

  • ОБОРУДОВАНИЕ:

презентация "Корзина идей", листы, таблицы, стикеры, "конфетки пожеланий", подарочная коробка, видеоролик "Мост", "дерево познаний"


  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала

I. Организационный этап

1.Психологический настрой."Фейерверк пожеланий"

Участники пишут на стикерах пожелания и выходят в круг, кидают вверх свои пожелания так, чтобы при падении его взял другой , получается своеобразный фейерверк разноцветных бумажек. Каждый читает свое пожелание.

2. Деление на группы по конфетам. Каждый участник выбирает одну из конфет и в соответствии с этим определяется состав группы.

II.Вызов.

1. Просмотр видео "Мост"

Вопросы:

Что символизирует мост?

Каково мышление героев?

Есть ли разница в их мышлении?

Если да, то в чем?

На что наталкивает вас это видео?

так что же станет темой нашего коучинга?

-КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ-

Вступительное слово: Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

2. Стратегия "Корзина идей".Актуализация знаний. Что знаем по этой теме? какой опыт и знания имеем? используя ресурс № 1 заполнить корзину идей

Выступление спикеров из каждой группы (защита)

Коучинг: Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности

III.Осмысление

Согласно стратегии критического мышления "Идеал", участники выполняют работу над содержанием притчи

1.Притча о шляпнике Стратегия "Идеал"

(звучит аудиозапись притчи, но не до конца, задача участников-групп - придумать идеальный конец притчи)

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

Притча о старом шляпнике.

(по Т.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.Грабенко)

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр (наилучший сорт плотного, тонкого войлока, идущий на изготовление шляп, обуви и т.п.). Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы - шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился великий секрет великого мастера.

Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю. «Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец, - решили сыновья Шляпника. - Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету». Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.

«Я возьму себе шляпу белого цвета, - заявил первый сын. - Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика ли честь - быть сыном простого шляпника!»

«А я выбираю черную шляпу, - сказал второй сын. - И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».

«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, - промолвил третий. - Желтый цвет - цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»

«Пусть моей шляпой станет красная, - воскликнул четвертый. - Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»

«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», - мечтательно произнес пятый сын.

«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет - цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту - вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» - размышлял шестой из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?

«Интересно, в чем проблема?»

- Коллеги, давайте определим ту проблему, с которой столкнулись наши герои. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также - она должна быть максимально конкретной.

Участники определяют проблему, озвучивают ее.

Итак, остановившись на одной из формулировок, переход ко второму этапу.

«Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»

Самостоятельная работа в группах по разработке решения данной проблемы

«Есть ли какие-либо хорошие решения?»

Это - этап первичной оценки. Первичная оценка нужна как раз для того, чтобы отсеять наиболее неуместные варианты. Оцениваем по следующей системе: «+» - решение подходит; «+ -» - решение подходит, но не является достаточно оригинальным. В эту же категорию попадают и решения, по поводу которых мнения участников кардинально разделились. «-» - это решение не подходит для всех, поэтому пусть пока «полежит в стороне». Аргументировать на данном этапе особо не нужно - для этой цели есть следующий этап. Этап «А».

«А теперь выберем один вариант!»

На этом этапе каждый участник должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Лучше, чтобы это было сделано письменно, но можно и устно. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию. После обсуждения некоторых вариантов - сколько позволит время, - переходим к этапу «Л».

«Любопытно, как это будет выглядеть на практике?»

На этом этапе участники -в группах - составляют план реализации варианта. Участники могут обратиться к тем рисунками, которые они сделали на этапе «И», чтобы дорисовать их до окончательного решения, а могут ограничиться перечислением пунктов плана.

На этом этапе участники сравнивают свои представления о способах решения проблемы до и после использования стратегии ИДЕАЛ. Далее, создавая план реализации решения, участники самостоятельно систематизируют сведения, подводят итоги работы и имеют возможность сопоставить свои варианты с вариантами других групп.

План реализации варианта изображается на постере

После обсуждения планов реализации ознакомление всех с книжным вариантом решения проблемы.

Смотрим, как же все было в притче?

Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.

Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке - его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта черта спасала его от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.

Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» - восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», - говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять, и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.

Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке - солнечную радугу, а в обыденности - чудеса. «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник»-

знач.( 1) Тот, кто не имеет денежных средств (обычно с оттенком шутливости).2) перен. Бескорыстный человек.), -

говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, - говорили другие. - Кто же он - богач или бедняк - решать не нам».

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.

Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек - достиг того, чего хотел», - говорили одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?» - спрашивали другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели.

Красная Шляпа: Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.

Желтая Шляпа: Преимущества. Позитивность.

Черная Шляпа: Осторожность. Суждение. Оценка.

Зеленая Шляпа: Творчество. Новые идеи.

Белая Шляпа: Информация.

Синяя Шляпа: Мышление о мышлении.

РАЗМИНКА

Под ритмичную музыку участники выполняют разминку

2. Написание эссе "Критическое мышление как фактор моей профессиональной компетентности"

IV. Рефлексия.

Прием "Дерево познаний"

Раздаются яблоки зеленого и красного цветов. Яблоки нужно прикрепить к дереву:

красного цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

зеленого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Коучинг: Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности



© 2010-2022