Развитие мотивации на уроках английского языка как средство повышения уровня обученности учащихся

Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие мотивации на уроках английского языка как средство повышения уровня обученности учащихся.

Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики - одна из актуальных проблем в обучении. Решением этой проблемы занимались многие учёные, которые предлагали разнообразные пути ее решения. В настоящее время требуются новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа к концу XX века (изменился статус общеобразовательной школы, условия обучения, характер деятельности учителя, сам ученик).

В настоящее время появилось множество учебников и учебных комплексов, которые настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и средств обучения, адекватных новому содержанию. Это предполагает введение в процесс обучения поисковых компонентов, которые создают условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и, в конечном счете, позволяют достигать гарантированных результатов обучения.

Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.

Цель. Показать влияние мотивации на обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися.

Задачи.

1. Рассмотреть мотивацию как психологическую категорию;

-методы повышения мотивации и стимулирования.

2. Поделиться опытом работы с использованием упражнений и педагогических приемов, направленных на развитие мотивации.

Мотив - побуждение к активности в определенном
направлении.

Мотивация - процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Виды учебной мотивации:

  • Социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);

  • Познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);

  • Личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, стремление к персонализации и т. д.)

Методы повышения мотивации и стимулирования.

  • Эмоциональные:

- поощрение и порицание;

- учебно-познавательные игры;

- создание ситуации успеха;

- свободный выбор заданий.

  • Познавательные:

- опора на жизненный опыт, наблюдения;

- создание минимальной проблемной ситуации;

- задания на смекалку, творческие посильные задания.

  • Волевые:

- предъявление учебных требований;

- формировать ответственное отношение к учебе;

- самооценка и корректировка своей деятельности;

- формировать умение доводить начатое до конца.

  • Социальные:

- развивать желание быть полезным обществу через труд;

- побуждение подражать сильной личности;

- создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки;

- эмпатия, сопереживание (эстафета, групповая работа).

Планирование и организация учебного процесса
с учетом низкого уровня мотивации

  • Учитывать низкий уровень мотивации ученика при планировании и организации учебного процесса в виде личностной мотивации (зачем именно тебе это нужно).

  • Учитывать успешность мотивации для левополушарных и правополушарных детей - на деятельность.

  • Учитывать вектор мотивации (направление интересов) в беседах о роли и значении предметных знаний в жизни.

  • Ограничивать возможности проявления интересов с отрицательным вектором, переводить «стрелку» интереса в нужную сторону.

В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:

  • личностных, включающих в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

  • метапредметных, включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  • предметных, включающих освоение обучающимися учебных предметов, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Новые стандарты требуют, чтобы обучение носило деятельностный характер.

Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке должна сделать этот урок интерактивным.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

Для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности через дифференциацию обучения;

  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;

  • организовать атмосферу сотрудничества на уроке, взаимопомощь и позитивное отношение к предмету в целом;

  • осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, мотивировать, опираясь на его личные мотивы.

И, конечно, развитие устойчивой мотивации к учению, о которой много говорят и пишут, - на практике достичь достаточно сложно.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новым и неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика».

Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Расскажу о некоторых из них, которые я использую в своей работе.

1. Обращение к жизненному опыту ребенка.

При изучении нового материала учитель опирается на жизненный опыт самих детей. Например, изучая тему «Классификация. Основание классификации» в качестве примера можно использовать деление учащихся в школе по классам. Детям нетрудно понять, как распределяются все учащиеся по классам в школе; что берется за основание такого распределения объектов.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.

2.Использование занимательного материала

Использование на уроках игр, головоломок, кроссвордов, ребусов способствует развитию познавательного интереса к предмету и формирует устойчивую мотивацию. Так на занятиях кружка «Умники и умницы» знакомим детей с шифрованием и с различными шифрами. Для домашней или самостоятельной работы детям даю задание: придумать самим свой шифр. Дети с интересом выполняют такую работу. В дальнейшем можно предложить проектно-исследовательскую работу под общим названием «Криптография - наука о тайнописи». Темы для проектов могут быть разные: например, «История появления криптографии», «Ребус - тоже криптография?» и др.

Большой интерес у детей вызывает на уроках использование в качестве занимательного материала пословиц и поговорок. на компьютерный лад.

Например, игра «Узнай пословицу»

1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты)

2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

5. Вирусов бояться - в Интернет не ходить (Волков бояться - в лес не ходить)

3. Проектно-исследовательская деятельность.

О методе проектов в настоящее время сказано уже много, и педагоги успешно применяют его на своих уроках. Не остаемся в стороне и мы - первоклассники

Бесспорно, создание проекта - процесс сложный, но он побуждает детей к поиску ответов на вопросы. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации своих проектов учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, проявить свое творчество, а самое главное - у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях.

Не будем также забывать о межпредметной связи, которую можно увидеть в методе проектов. Например тема «Вода ». Учащимся задаю мини-проект-исследование «Сколько воды потребляет ваша семья?». Временной промежуток для исследования берется небольшой 7-10 дней. Таким образом, ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам очевидна, не говоря уже о практической ценности такой работы.

Важным мотивом для учащихся является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам математики и по другим предметам в начальной школе. Лучшие проекты становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. В качестве экспертов выступают учащиеся и педагоги.

Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в младшем школьном возрасте да и в подростковом тоже.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это атмосфера доброжелательности на уроке. Уделить внимание каждому ученику, похвалить его за каждый новый, пусть даже незначительный результат - вот что поможет создать на уроке такую атмосферу - атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.







© 2010-2022