- Преподавателю
- Иностранные языки
- Активизация учебно познавательной деятельности
Активизация учебно познавательной деятельности
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касимова Ф.Ф. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Есть только два направления изменения человека -
развитие либо деградация.
Поэтому если образование не способствует развитию,
то оно будет служить деградации»
Гордон Драйден
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.
Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:
внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;
перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.
Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоёмкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. Современному обществу нужны образованные и нравственные люди, обладающие гражданской ответственностью, которые смогут принимать ответственные решения в проблемных ситуациях и будут способны к взаимодействию с сотрудниками.
На мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы: создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;
активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.
Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне как учителю английского языкa особенно близки и интересны следующие:
технология уровневой дифференциации;
игровая технология;
бучение по станциям;
мультимедийные технологии;
кейс-технология;
метод проектов;
оnline-обучение;
здоровьесберегающие технологии;
технология интерактивного обучения;
обучение в сотрудничестве;
развивающие технологии.
Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.
Метод проектов, применяемый мной с начального этапа обучения, дает прекрасные результаты:
проекты используются на уроках в качестве наглядного и дидактического материала;
дети выступают на родительских собраниях, перед младшими школьниками;
участвуют в Неделях науки и олимпиадах;
повышают свой уровень культуры;
устанавливаются межпредметные связи;
лучшие работы представляются на педагогические сайты;
растет самооценка личности школьников;
учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;
получают опыт владения современными компьютерными технологиями;
учатся слушать английскую речь и понимать друг друга при защите проектов;
расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования;
работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичными текстами, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.
Online-обучение позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим учеником по индивидуальному плану, в классе работа на языковых сайтах делает сам процесс обучения разнообразным и открывает доступ к различным источникам информации.
Здоровьесберегающие технологии
Учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
Снижение внимания детей на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Такое поведение служит сигналом, что учащиеся утомлены.
Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 мин.) в виде физических упражнений. На уроках я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на английском языке, любят играть в разные подвижные игры.
Игровые технологии, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.
Преимущества:
ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;
задания имеют различную степень сложности;
на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;
задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;
развиваются навыки самоконтроля, повышается чувство ответственности;
постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости;
учитель выступает не в роли контролера, а как помощник и координатор;
возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности.
Проблемой считаю трудоемкость подготовки.
Методы кейс-технологии основаны на решении конкретных проблем, задач.
Метод ситуационного анализа - позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученикам предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения. Кроме текста, учащиеся получают вопросы:
В чём заключается проблема?
Каковы причины её возникновения, указанные в тексте?
Как вы можете объяснить возникшие трудности?
Каков выход?
В методе инцидента учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации в стране. Имеющейся информации недостаточно, поэтому учащиеся сами находят информацию для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.
Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.
Проблемы: недостаточный словарный запас не позволяет учащимся выражать свои мысли, в учебниках недостаточно материала для применения данных методов.
Информационные технологии и интернет-ресурсы
Формы и аспекты работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают:
изучение лексики;
отработку произношения;
развитие умений диалогической и монологической речи;
развитие умений письма;
отработку грамматического материала.
Кроме того, можно эффективно наладить работу, направленную на поддержку контактов школьников со сверстниками в Англии. К тому же учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т. п.
Интерактивная технология обучения
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке - то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.
Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью, опросники.
Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:
а) Что будем делать?
б) Как будем делать?
в) Сколько времени?
г) В каком виде будем проводить?
д) Итог?
Технология сотрудничества
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает благотворное влияние и на тех, и на других.
Развивающие технологии
Иностранный язык - благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть его способности.
Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки: одну - за оформление, вторую - за материал на английском языке. Выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию.
Спасибо за внимание!