Активизация учебно познавательной деятельности

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Есть только два направления изменения человека -

развитие либо деградация.

Поэтому если образование не способствует развитию,

то оно будет служить деградации»


Гордон Драйден


Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.

Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:

внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;

перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоёмкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. Современному обществу нужны образованные и нравственные люди, обладающие гражданской ответственностью, которые смогут принимать ответственные решения в проблемных ситуациях и будут способны к взаимодействию с сотрудниками.

На мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы: создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;

активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.

Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне как учителю английского языкa особенно близки и интересны следующие:

технология уровневой дифференциации;

игровая технология;

бучение по станциям;

мультимедийные технологии;

кейс-технология;

метод проектов;

оnline-обучение;

здоровьесберегающие технологии;

технология интерактивного обучения;

обучение в сотрудничестве;

развивающие технологии.

Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.

Метод проектов, применяемый мной с начального этапа обучения, дает прекрасные результаты:

проекты используются на уроках в качестве наглядного и дидактического материала;

дети выступают на родительских собраниях, перед младшими школьниками;

участвуют в Неделях науки и олимпиадах;

повышают свой уровень культуры;

устанавливаются межпредметные связи;

лучшие работы представляются на педагогические сайты;

растет самооценка личности школьников;

учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;

получают опыт владения современными компьютерными технологиями;

учатся слушать английскую речь и понимать друг друга при защите проектов;

расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования;

работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичными текстами, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.

Online-обучение позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим учеником по индивидуальному плану, в классе работа на языковых сайтах делает сам процесс обучения разнообразным и открывает доступ к различным источникам информации.

Здоровьесберегающие технологии

Учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Снижение внимания детей на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Такое поведение служит сигналом, что учащиеся утомлены.

Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 мин.) в виде физических упражнений. На уроках я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на английском языке, любят играть в разные подвижные игры.

Игровые технологии, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Преимущества:

ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;

задания имеют различную степень сложности;

на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;

задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;

развиваются навыки самоконтроля, повышается чувство ответственности;

постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости;

учитель выступает не в роли контролера, а как помощник и координатор;

возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности.

Проблемой считаю трудоемкость подготовки.

Методы кейс-технологии основаны на решении конкретных проблем, задач.

Метод ситуационного анализа - позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученикам предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения. Кроме текста, учащиеся получают вопросы:

В чём заключается проблема?

Каковы причины её возникновения, указанные в тексте?

Как вы можете объяснить возникшие трудности?

Каков выход?

В методе инцидента учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации в стране. Имеющейся информации недостаточно, поэтому учащиеся сами находят информацию для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.

Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.

Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.

Проблемы: недостаточный словарный запас не позволяет учащимся выражать свои мысли, в учебниках недостаточно материала для применения данных методов.

Информационные технологии и интернет-ресурсы

Формы и аспекты работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают:

изучение лексики;

отработку произношения;

развитие умений диалогической и монологической речи;

развитие умений письма;

отработку грамматического материала.

Кроме того, можно эффективно наладить работу, направленную на поддержку контактов школьников со сверстниками в Англии. К тому же учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т. п.

Интерактивная технология обучения

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке - то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.

Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью, опросники.

Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

а) Что будем делать?

б) Как будем делать?

в) Сколько времени?

г) В каком виде будем проводить?

д) Итог?

Технология сотрудничества

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает благотворное влияние и на тех, и на других.

Развивающие технологии

Иностранный язык - благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть его способности.

Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки: одну - за оформление, вторую - за материал на английском языке. Выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию.

Спасибо за внимание!


© 2010-2022