Публичная лекция-выступление «Учить не для школы, а для жизни»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Учить не для школы, а для жизни»

XXI век стремительно ворвался в нашу жизнь, принеся с собой огромное количество перемен: новые изобретения, необходимые человечеству, путешествия по миру, который перестал казаться огромным и непонятным.

Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену - повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому. Он стал средством мирового общения и используется практически во всех областях человеческой деятельности. Огромное количество информации появляется именно на английском языке, но при этом далеко не все способны при необходимости изучить и понять эту информацию, поэтому в настоящее время знание иностранных языков - это не только признак хорошо образованного человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Не случайно одной из целей образования, является формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

Однако, неподдельную тревогу вызывает тот факт, что выпускники наших школ испытывают трудности в ситуациях реальной жизни.

Но для того ли вообще существует школа, чтобы с юных лет напичкать людей гигантским объемом более или менее полезных в жизни знаний? По-моему, нет. Она нужна, во-первых, для социализации - ну не может современный ребенок расти исключительно среди любящих родителей, дядей и тетей, бабушек и дедушек, ему надо научиться общаться со сверстниками. Во-вторых, она нужна, чтобы научить ребенка работать и учиться: привить ему какую-никакую дисциплину ума (просидеть 45 минут на одном месте, занимаясь одним делом, - уже большое испытание). И в-третьих, школа нужна, чтобы, так сказать, ввести человека в то общество, в котором он живет.

Я, как учитель, не могу не задавать себе вопрос: а смогут ли мои ученики, закончив школу, свободно общаться на иностранном языке и использовать его для достижения поставленных перед собой целей? Ведь мы все прекрасно понимаем, что из двух людей в более выигрышном положении находится тот, кто лучше знает иностранный язык, поскольку это открывает широкий простор для самореализации, самовыражения.

Века и тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни».

И учить «для жизни», с моей точки зрения, - это

  • учить детей правильно общаться друг с другом,

  • общаться с носителями языка, с представителями других стран,

  • ориентироваться в современном поликультурном мире,

  • получать сведения из иноязычных источников информации (в том числе и через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях

  • изучать ценности мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран,

  • учить получать удовольствие от осознания того факта, что они могут понимать иностранную речь, и будут поняты сами.

Если человек не испытал подобного удовольствия, то он никогда не узнает, что такое удовлетворение от собственных знаний, не выпрямится во весь рост, не испытает чувство гордости за себя, за свою культуру, за свои новые достижения. У него не будет сформирован интерес к другим культурам, а, значит, у него никогда не появится чувство терпимости по отношению ко всему непонятному и чуждому.

А без толерантности нет мудрости, а их так не хватает в современном мире.

Основу преемственности и прогресса, по мнению восточных мудрецов, составляет диалог «учитель - ученик», а чтобы учить для жизни, нужно обращаться к самой жизни.

Именно поэтому обучение на основе общения, обучение непосредственно общению так востребовано в современном мире.

Как же найти пути помощи нашим детям? Я вижу выход в использовании современных педагогических технологий, которые предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся, способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, и именно поэтому в своей работе я использую такие методы и приемы, которые имеет практическую значимость, адаптируют к реалиям жизни, к умениям применить теоретические знания на практике, позволяет овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным является метод непосредственного индивидуального общения на языке. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку. Для него характерны следующие особенности:

  • речевая направленность, которая раскрывается в практической ориентации урока и создании условий для реальной коммуникации;

  • ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

  • новизна речевых ситуаций, материала, организации урока;

  • приоритет непроизвольного запоминания

  • личностная ориентация общения (вызывает коммуникативную мотивацию и обеспечивает личную заинтересованность).

Для управления коммуникацией используются разные виды опор: вербальные, схематические, иллюстративные.

Высокая коммуникативная активность возможна только на интересном уроке. Отсюда вытекает необходимость в совершенствовании форм обучения.

Основа любой педагогической технологии - урок. И современный урок иностранного языка необходимо строить на ролевой основе с применением различных ситуаций, отражающих систему взаимоотношений людей как выразителей определенных ролей. Игровая деятельность на уроке иностранного языка является стержнем развития коммуникативных способностей. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

Я считаю, что технология коммуникативного обучения позволяет имитировать «погружение» в языковую среду и учит детей общаться на иностранном языке. Именно эта технология, на мой взгляд, - трудный, но необходимый путь обучения иностранному языку не для школы, а для жизни, и для того, чтобы учащиеся могли реализовать себя в этой жизни.

Помимо всего прочего, мне хотелось бы отметить важность «погружения» в реальную среду чужого языка, что является одним из лучших способов его изучения. Например, ученики, попав в иноязычную среду, свободно ориентируются в англоязычной местности, а также непринужденно общаются на английском языке, не боясь сделать ошибки в речи.

Поэтому задача учителя сделать все возможное, чтобы снять языковой барьер - это не что иное как обычный страх - страх ошибки, страх показаться смешными и необразованными и даже страх оказаться вдруг успешным в языке.

Подводя итог, хочется сказать, что наиболее эффективным средством обучения является коммуникативный подход в изучении иностранного языка, который позволяет учитывать личностные особенности обучающегося, позволяет дать максимальную практику всех языковых навыков и речевых умений, который позволяет задавать ситуации, приближенные к реальности, позволяет влиять на эмоциональный мир ученика, вызывать и побуждать его к общению через желание говорить, желание высказывать свои идеи. Поэтому на плечах учителя, как руководителя учебного процесса, лежит большая ответственность за подготовку детей к самостоятельной жизни, за то, насколько они сумеют самостоятельно трудиться над развитием своего интеллекта и коммуникативных способностей, насколько сумеют реализовать приобретенные ими знания, применить их в жизни.

4

© 2010-2022