Программа индивидуального развития ученика

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа индивидуального развития ученика





Разработчик программы: Протопопова Е.В.

учитель английского языка



Программа индивидуального изучения английского языка дает возможность:

1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2) увеличить темп изучения учебного материала;

3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

1) ускорение - обучение в более быстром по сравнению с классом темпе.

2) углубление - более глубокое изучение материала.

3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Пояснительная записка

Актуальность.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.

На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Данная программа индивидуального развития - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.

Цель программы:


  • формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Задачи:

  • выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;

  • внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  • использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;

  • расширить возможности обучения и самообучения;

  • отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.

Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:


  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе;

  • принцип опережающего обучения;

  • принцип комфортности в любой деятельности;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;

  • принцип развивающего обучения.

Позиция учителя:

  • инициирование субъектного опыта учения;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

  • свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:

  • самопознание, самоопределение, самореализация.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2013 - 2015 гг.

Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.

Прогнозируемый результат.

А) Будут развиты данные способности и умения:

1. Познавательные способности и навыки

  • Богатый словарный запас.

  • Перенос усвоенного на новый материал.

  • Установление причинно- следственных связей.

  • Умение делать выводы.

  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.

  • Умение улавливать сложные идеи.

  • Умение замечать тонкие различия.

  • Использование альтернативных путей поиска информации.

  • Анализ ситуаций.

  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

  • Умение рассуждать.

  • Построение гипотез.

  • Применение идей на практике.

  • Критичность в мышлении.

  • Высокая любознательность.

2.Творческие способности

  • Способность рисковать.

  • Дивергентное мышление.

  • Гибкость в мышлении и действиях.

  • Быстрота мышления.

  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

  • Богатое воображение.

  • Высокие эстетические ценности.

  • Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.

  • Уважение к другим.

  • Эмпатическое отношение к людям.

  • Склонность к самоанализу.

  • Терпимое отношение к критике.

  • Настойчивость в выполнении задания.

  • Независимость в мышлении и поведении.

  • Соревновательность.

  • Чувство юмора.

  • Уверенность в своих силах и способностях.

  • Внутренняя мотивация.

Б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции .

В) Успешная сдача ЕНТ.


Общие черты интеллектуальной активности учащихся:


  • конкретность мышления и способность к абстракциям;

  • быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;

  • сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;

  • богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

На основе вышеуказанного, можно выделить учащихся 10 «а» класса Черепанову Алену, Силину Елизавету, Теселеву Дарью, Абдулфаизову Ирину, Гетманскую Яну с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.


















Характеристика

ученицы 10 «А» класса КГУ НИСЦРО»Восток»

Теселевой Дарьи


Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Дарью привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.

Имеет отличные способности по всем предметам. Девочка имеет отличную память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт, имеет большой словарный запас, упорна в достижении резуль­тата в сфере, которая ей интересна. Полина об­ладает повышенной концентрацией внимания, умеет пользоваться накопленными зна­ниями, предпочитает интеллектуальные игры. Ученица четко может планировать свою работу, самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Достаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Она имеет хорошие результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознательна, эрудированна. В моменты вдохновения сочиняет прозу. Хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие - высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Быстро запоминает любой материал, работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.

Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем эмпатии. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Дарью ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения. Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.

Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.



Диагностический блок

I этап - диагностический

Цель - углубленное психолого - педагогическое изучение учащихся и выявление детей с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.

(анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности ученика, психические качества личности и уровень сформированности интеллектуальных умений)

Задачи:

  1. Провести психолого - педагогическое обследование ребенка для определения его психологического развития (Приложение 1, 2)

Приоритетные направления:

  • диагностика познавательной деятельности учащихся;

  • исследования эмоционально-личностной сферы;

  • диагностика межличностных отношений;

  • диагностика психологического здоровья;

2. Занести полученные результаты в базу данных.

1.Характеристика познавательных процессов.

  • Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

  • Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)

  • Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).

2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

3.Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

4. Выводы














Сравнительный анализ результатов диагностики

Теселевой Дарьи

Качества

Уровень сформированности

в 10 классе

Уровень сформированности

в I полугодии 11 класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована

Сформирована в полной мере

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится под контролем

Учится без контроля, стремится к знаниям

Организованность в учении

На уроках внимательна

Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности участвует

Участвует в конкурсах различного уровня

Трудолюбие

Старается

Старается, привлекая своих одноклассников

Самостоятельность в труде

Трудится при наличии контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых

Уважительное отношение к старшим

Уважает старших, не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелательна

Отзывчива к друзьям, является примером

Самоподготовка

Вышесреднего уровень

Полностью сформирована

Самодисциплина

В основном сформирована

Сформирована полностью

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила поведения в основном соблюдает

Правила поведения соблюдает

Требовательность к себе

Проявляет себя в хороших поступках

Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся

Психолого-педагогические выводы:

У учащейся выявлены признаки интеллектуальной одаренности.

Разработать основные направления развития ребёнка:


  • Наблюдение

  • Тесты

  • Тренинги

Психические качества учащейся

Параметры

Оценка ученицы

Оценка родителей

Оценка класса

Оценка учителя

Познавательный интерес

4

4

4

4

Логическое мышление

4

4

4

4

Запоминание

4

5

5

4

Интеллектуальные способности

3

4

4

5

Речь

4

5

4

5

Внимание

5

4

5

5

Общая оценка

24

26

26

27

Вывод: самооценка ученицы занижена по сравнению с оценками родителей, одноклассников и учителя. Следовательно, она не всегда уверенна в своих силах.

Задача учителя - повысить самооценку ученицы и внести в план работы больше заданий по развитию интеллектуальных способностей.

Содержательно-деятельностный блок

(построение индивидуально-образовательной траектории)


II этап - коррекционно-развивающий

Цель данного этапа - разработка и реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. (Приложение 3)

  • Цели, поставленные на учебный год.

  • Приемы и методы достижения поставленной цели. (Приложение 4)

  • Рефлексия

Для построения индивидуально-образовательной траектории необходимо:


  • Составить план занятий по английскому языку с учеником, учитывая психические особенности и уровень его развития.

  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

  • Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

  • Предоставить ученику тематический план-график. (Приложение 5)

  • Для анализа результатов работы оформить таблицу. (Приложение 6)

III этап - саморазвитие

Цель данного этапа - научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

  • развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

  • воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

  • формировать культуру межличностных отношений.







Результативный блок

(подведение итогов работы)


IV этап - самооценка, оценка достижений


  • Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.


  • Написание творческой тематической работы.


  • Успешная сдача ЕНТ







Литература:

  1. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.

  2. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во "Принтер", 1993.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

  4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

  5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.

  6. Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.

  7. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. - Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40 с.

  8. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

  9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

  10. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.

  11. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. - М., Прогресс, 1991. - 383 с.

  12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.

  13. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

  14. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.

  15. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

  16. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. - 1991.- №6.- с.103.

  17. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. - 1991.- №1.- с.27.

  18. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

  19. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.

  20. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.








Приложение 3


Индивидуальный план работы Теселевой Дарьи (11 «А» класс)


2013-2014

2014-2015

Мероприятие

Школьное

Областное

Республ. Междунар

Сроки участия

Школьное

Областное

Республ. Междунар.

Сроки участия

Изучение английской грамматики (по Ю. Голицинскому)

+

В течение года

по плану

+

В течение года

по плану

Работа в библиотеке, Интернете

+

В течение года

+

В течение года

Олимпиада по основам наук

+

+

Ноябрь, март

+

+

Октябрь, ноябрь

Написание (научно-исследовательской), творческой тематической работы

+

Март

+

+

Октябрь

Научно-практическая конференция

+

Апрель

+

+

Апрель,ноябрь

Конкурсы, фестивали, форумы

+

+

+

В течение года

+

+

+

В течение года

День консультаций - суббота




Приложение 5

Технологическая карта изучения темы

Теселевой Дарьи (9 «А» класс)


Название темы

План изучения темы

Основные вопросы

Понятия и термины, которые он должен усвоить

Практические работы

Список

необходимой литературы

Формы контроля

Задания для самопроверки















Приложение 6

Технологическая карта анализа результатов работы

Теселевой Дарьи (10 «А» класс)


Дата и время консультаций

Главные рассматриваемые вопросы

Время работы с темой по программе

Фактическое затраченное время

Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

Невыясненные вопросы

Причины отклонений от сроков













Программа индивидуального развития ученикаПрограмма индивидуального развития ученикаПрограмма индивидуального развития ученикаПрограмма индивидуального развития ученикаПрограмма индивидуального развития ученикаПрограмма индивидуального развития ученика

© 2010-2022