- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа индивидуального развития ученика
Программа индивидуального развития ученика
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Протопопова Е.В. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа индивидуального развития ученика
Разработчик программы: Протопопова Е.В.
учитель английского языка
Программа индивидуального изучения английского языка дает возможность:
1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;
2) увеличить темп изучения учебного материала;
3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;
4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:
1) ускорение - обучение в более быстром по сравнению с классом темпе.
2) углубление - более глубокое изучение материала.
3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Пояснительная записка
Актуальность.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.
На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.
Данная программа индивидуального развития - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.
Цель программы:
-
формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Задачи:
-
выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;
-
внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;
-
использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;
-
расширить возможности обучения и самообучения;
-
отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.
Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-
принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе;
-
принцип опережающего обучения;
-
принцип комфортности в любой деятельности;
-
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;
-
принцип развивающего обучения.
Позиция учителя:
-
инициирование субъектного опыта учения;
-
развитие индивидуальности каждого ребенка;
-
признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
-
свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:
-
самопознание, самоопределение, самореализация.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2013 - 2015 гг.
Промежуточные результаты.
Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.
Прогнозируемый результат.
А) Будут развиты данные способности и умения:
1. Познавательные способности и навыки
-
Богатый словарный запас.
-
Перенос усвоенного на новый материал.
-
Установление причинно- следственных связей.
-
Умение делать выводы.
-
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
-
Умение улавливать сложные идеи.
-
Умение замечать тонкие различия.
-
Использование альтернативных путей поиска информации.
-
Анализ ситуаций.
-
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
-
Умение рассуждать.
-
Построение гипотез.
-
Применение идей на практике.
-
Критичность в мышлении.
-
Высокая любознательность.
2.Творческие способности
-
Способность рисковать.
-
Дивергентное мышление.
-
Гибкость в мышлении и действиях.
-
Быстрота мышления.
-
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
-
Богатое воображение.
-
Высокие эстетические ценности.
-
Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
-
Реалистическая Я-концепция.
-
Уважение к другим.
-
Эмпатическое отношение к людям.
-
Склонность к самоанализу.
-
Терпимое отношение к критике.
-
Настойчивость в выполнении задания.
-
Независимость в мышлении и поведении.
-
Соревновательность.
-
Чувство юмора.
-
Уверенность в своих силах и способностях.
-
Внутренняя мотивация.
Б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции .
В) Успешная сдача ЕНТ.
Общие черты интеллектуальной активности учащихся:
-
конкретность мышления и способность к абстракциям;
-
быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
-
сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;
-
богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
На основе вышеуказанного, можно выделить учащихся 10 «а» класса Черепанову Алену, Силину Елизавету, Теселеву Дарью, Абдулфаизову Ирину, Гетманскую Яну с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
Характеристика
ученицы 10 «А» класса КГУ НИСЦРО»Восток»
Теселевой Дарьи
Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Дарью привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.
Имеет отличные способности по всем предметам. Девочка имеет отличную память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт, имеет большой словарный запас, упорна в достижении результата в сфере, которая ей интересна. Полина обладает повышенной концентрацией внимания, умеет пользоваться накопленными знаниями, предпочитает интеллектуальные игры. Ученица четко может планировать свою работу, самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Достаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Она имеет хорошие результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознательна, эрудированна. В моменты вдохновения сочиняет прозу. Хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.
Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие - высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Быстро запоминает любой материал, работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.
Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем эмпатии. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Дарью ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения. Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.
Диагностический блок
I этап - диагностический
Цель - углубленное психолого - педагогическое изучение учащихся и выявление детей с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
(анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности ученика, психические качества личности и уровень сформированности интеллектуальных умений)
Задачи:
-
Провести психолого - педагогическое обследование ребенка для определения его психологического развития (Приложение 1, 2)
Приоритетные направления:
-
диагностика познавательной деятельности учащихся;
-
исследования эмоционально-личностной сферы;
-
диагностика межличностных отношений;
-
диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
1.Характеристика познавательных процессов.
-
Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
-
Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
-
Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
3.Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
4. Выводы
Сравнительный анализ результатов диагностики
Теселевой Дарьи
Качества
Уровень сформированности
в 10 классе
Уровень сформированности
в I полугодии 11 класса
Забота о своей школе
В делах класса участвует
Участвует в делах класса, привлекает к этому других
Любознательность
Сформирована
Сформирована в полной мере
Реализация своих интеллектуальных способностей
Хорошо учится под контролем
Учится без контроля, стремится к знаниям
Организованность в учении
На уроках внимательна
Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно
Саморазвитие
Во внеурочной деятельности участвует
Участвует в конкурсах различного уровня
Трудолюбие
Старается
Старается, привлекая своих одноклассников
Самостоятельность в труде
Трудится при наличии контроля
Трудится без контроля со стороны взрослых
Уважительное отношение к старшим
Уважает старших, не допускает грубость
Уважает старших
Дружелюбное отношение к сверстникам
Доброжелательна
Отзывчива к друзьям, является примером
Самоподготовка
Вышесреднего уровень
Полностью сформирована
Самодисциплина
В основном сформирована
Сформирована полностью
Соблюдение правил культуры
Нормы и правила поведения в основном соблюдает
Правила поведения соблюдает
Требовательность к себе
Проявляет себя в хороших поступках
Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся
Психолого-педагогические выводы:
У учащейся выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
Разработать основные направления развития ребёнка:
-
Наблюдение
-
Тесты
-
Тренинги
Психические качества учащейся
Параметры
Оценка ученицы
Оценка родителей
Оценка класса
Оценка учителя
Познавательный интерес
4
4
4
4
Логическое мышление
4
4
4
4
Запоминание
4
5
5
4
Интеллектуальные способности
3
4
4
5
Речь
4
5
4
5
Внимание
5
4
5
5
Общая оценка
24
26
26
27
Вывод: самооценка ученицы занижена по сравнению с оценками родителей, одноклассников и учителя. Следовательно, она не всегда уверенна в своих силах.
Задача учителя - повысить самооценку ученицы и внести в план работы больше заданий по развитию интеллектуальных способностей.
Содержательно-деятельностный блок
(построение индивидуально-образовательной траектории)
II этап - коррекционно-развивающий
Цель данного этапа - разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. (Приложение 3)
-
Цели, поставленные на учебный год.
-
Приемы и методы достижения поставленной цели. (Приложение 4)
-
Рефлексия
Для построения индивидуально-образовательной траектории необходимо:
-
Составить план занятий по английскому языку с учеником, учитывая психические особенности и уровень его развития.
-
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
-
Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
-
Предоставить ученику тематический план-график. (Приложение 5)
-
Для анализа результатов работы оформить таблицу. (Приложение 6)
III этап - саморазвитие
Цель данного этапа - научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
-
развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
-
развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
-
воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
-
формировать культуру межличностных отношений.
Результативный блок
(подведение итогов работы)
IV этап - самооценка, оценка достижений
-
Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.
-
Написание творческой тематической работы.
-
Успешная сдача ЕНТ
Литература:
-
Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
-
Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во "Принтер", 1993.
-
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
-
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
-
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
-
Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.
-
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. - Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40 с.
-
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
-
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
-
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
-
Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. - М., Прогресс, 1991. - 383 с.
-
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
-
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
-
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
-
Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
-
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. - 1991.- №6.- с.103.
-
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. - 1991.- №1.- с.27.
-
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
-
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
-
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
Приложение 3
Индивидуальный план работы Теселевой Дарьи (11 «А» класс)
2013-2014
2014-2015
Мероприятие
Школьное
Областное
Республ. Междунар
Сроки участия
Школьное
Областное
Республ. Междунар.
Сроки участия
Изучение английской грамматики (по Ю. Голицинскому)
+
В течение года
по плану
+
В течение года
по плану
Работа в библиотеке, Интернете
+
В течение года
+
В течение года
Олимпиада по основам наук
+
+
Ноябрь, март
+
+
Октябрь, ноябрь
Написание (научно-исследовательской), творческой тематической работы
+
Март
+
+
Октябрь
Научно-практическая конференция
+
Апрель
+
+
Апрель,ноябрь
Конкурсы, фестивали, форумы
+
+
+
В течение года
+
+
+
В течение года
День консультаций - суббота
Приложение 5
Технологическая карта изучения темы
Теселевой Дарьи (9 «А» класс)
Название темы
План изучения темы
Основные вопросы
Понятия и термины, которые он должен усвоить
Практические работы
Список
необходимой литературы
Формы контроля
Задания для самопроверки
Приложение 6
Технологическая карта анализа результатов работы
Теселевой Дарьи (10 «А» класс)
№
Дата и время консультаций
Главные рассматриваемые вопросы
Время работы с темой по программе
Фактическое затраченное время
Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
Невыясненные вопросы
Причины отклонений от сроков