Синквейн на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В соответствии с требованиями ФГОС в школьном образовательном курсе английского языка важно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Уже в начальной школе закладываются основы личности ученика как субъекта познавательной деятельности, дружеские отношения со сверстниками, познавательные интересы.

Метапредметные результаты предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), развитие умения учебного сотрудничества и выбор собственной траектории учебной деятельности, овладение умениями учебно-исследовательской деятельности. Одним из средств решения данных задач, на мой взгляд, является синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн пишется по определенным правилам:

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.

На начальном этапе работа может быть коллективной, потом в паре и затем индивидуальной. Учащиеся расширяют словарный запас, учатся составлять словосочетания, строить предложения. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Учащиеся очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы, и они могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.

Работа над синквейном - это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Учащийся должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, креативное мышление, ему необходимо уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы и делать выводы.

Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события из изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Именно потому, что с помощью этих небольших стихотворений в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Также синквейн - это отличный контролёр. Ведь никто не сможет передать суть предлагаемой темы стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст, выучены новые слова и т.д. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности справился с заданием. Подобные виды работы помогают учителю увидеть учащегося класса не только как ученика, но и как личность, индивидуальность с только ему присущим видением и восприятием окружающего мира.

Если учащийся испытывает затруднения при написании синквейна, на это может быть всего две причины: или ему просто не нравится тема задания, или ему не хватает словарного запаса. Следовательно, учителю изначально необходимо подобрать тему задания, близкую каждому ученику, заинтересовать учащихся. А обогащение словаря - это одна из целей написания синквейна. В этой связи хотелось бы отметить важность синквейна и для развития компенсаторной компетенции учащихся, когда им приходится проявить свое умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств.

Современные учебники богаты лексикой, и уже даже во втором классе у детей есть некоторое количество прилагательных и глаголов, необходимых для написания синквейна.

Начинать работу лучше с коллективного составления синквейна, чтобы каждый ученик понял структуру этого стихотворения.

Например:

My pet

cute, small

running, playing, gnawing

I like to feed my Dan.

Rat

В дальнейшем заметно обогащается словарный запас, учащиеся знакомятся с грамматическими структурами английского языка, но любовь к синквейну не ослабевает. При написании такого стихотворения требуется минимальное знание грамматики, что позволяет ученикам разного уровня подготовки проявить себя. Каждый ученик оказывается в ситуации успеха, что очень важно на любом этапе обучения.

Еще один пример работы моих учеников:

My teacher

nice, clever

teaching, helping, surprising

She is very cool.

My friend

На основе синквейна можно составить разноплановые задания.

Возможны варианты:

с составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить) и т. д.

В пятом классе наряду с коллективной, парной и индивидуальной работой над синквейнами я использую синквейн и для развития критического мышления учащихся, развития их диалогической речи:

каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн;

затем он с партнером из двух синквейнов составляет один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими;

После этого весь класс может ознакомиться с парными синквейнами. Это порождает дальнейшую дискуссию. Это довольно сложный процесс, но при постепенном продвижении, при достаточном опыте написания синквейнов и при партнерском отношении учителя всё удается.

Также синквейн - это хороший метод самоконтроля. Ученик сам, прочитав задание, может придумать это стихотворение, если получается - материал усвоен отлично.

Процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно ориентированного.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.

Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.

Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.

Главная цель такой работы - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка , метода, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова, частей речи и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

© 2010-2022