Обучение в сотрудничестве как средство формирования у школьников универсальных учебных действий

Для успешной самореализации ученики школ должны быть личностями, активно и заинтересованно познающие мир, осознающие важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применить полученные знания на практике.   Моя цель как учителя не только дать знания детям, но и сформировать универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, которые обеспечивают способность ребенка к самостоятельной учебной деятельности.   Сотрудничество...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы гордимся слабыми, которые стали сильными» (из Манифеста «Педагогики сотрудничества»)

«Обучение в сотрудничестве как средство формирования у школьников универсальных учебных действий»

Для успешной самореализации ученики школ должны быть личностями, активно и заинтересованно познающие мир, осознающие важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применить полученные знания на практике.

Моя цель как учителя не только дать знания детям, но и сформировать универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, которые обеспечивают способность ребенка к самостоятельной учебной деятельности.

Кроме того, в процессе преподавания, я как учитель, столкнулась со следующими проблемами:

  1. Есть дети, которые учили иностранный язык на протяжении

многих лет, но знания показать не могут;

  1. Есть и успешные дети, но они теряются в новой ситуации,

ограничены в гибкости мышления, попадая в иноязычную среду, боятся общаться.

Решение этой проблемы я нашла в использовании такого метода - как обучение в сотрудничестве. Исходя из этого, тема моего педагогического семинара: «Обучение в сотрудничестве как средство формирования у школьников универсальных учебных действий».

Сотрудничество - это тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий (из словаря Ожегова). Именно такими должны быть отношения между учащимися и учителями в учебно-воспитательном процессе по моему мнению.

Я выбрала эту тему, потому что сотрудничество - не самоцель. Я использую этот метод, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, получал опыт общения и социальной активности. На уроках я организую сотрудничество для того, чтобы ученик научился трудиться в большом коллективе, малой группе, и, конечно, индивидуально.

Теоретическое осмысление данной проблемы нашло своё отражение в трудах таких ученых и педагогов как (Шалва Александрович) Амонашвили, (Алексей Алексеевича), Леонтьев, (Инессы Львовны) Бим, (Ефима Израилевича) Пассов, (Валерия Алексеевича), Бухвалов и других.

В ходе представления своего опыта работы я постараюсь ответить на следующие вопросы: Что я делаю? Для чего я это делаю? Как я это делаю?

Моя образовательная деятельность основывается на активном обучении, обучении в сотрудничестве, которое ориентировано на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и главной фигурой здесь является ученик, а учитель - консультант, помощник.

Я стараюсь так спланировать свои действия, чтобы эффект обучения был максимальным, так как порой из-за нескладывающихся отношений между учащимися невозможно получить качественное образование.

Моя задача организовать обучение таким образом, чтобы в отношениях между учащимися появилась позитивная взаимозависимость, у каждого ученика появилось чувство индивидуальной ответственности, равного участия и, одновременно, взаимодействия. На мой взгляд, именно совокупное соблюдение данных принципов является новизной в работе, ведет к достижению более высоких образовательных результатов.

На слайде вы можете увидеть цель и задачи, которые я перед собой поставила.

Цель - организовать сотрудничество учащихся на уроках английского языка для формирования у них УУД.

Задачи:

1. повысить познавательную мотивацию;

2. включить каждого ученика в процесс усвоения и применения учебного материала в различных ситуациях;

3. обучить навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы и уметь отвечать);

4. привить лидерские качества (для достижения успеха в жизни);

5. научить работать с командой и в команде (научить принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата).

Теперь я отвечу на второй вопрос. Для чего я это делаю?

Социальная природа человека такова, что он постоянно испытывает потребность в общении. Он постоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Он является участником большого числа социальных групп: семья, школа, друзья, группы по интересам и так далее. Кроме того, человек должен научиться общаться с людьми другой культуры. А кто как ни мы, учителя иностранного языка, сможем это сделать?! Обучая детей в сотрудничестве, я поставила перед собой задачу - показать им, что благодаря такому изучению английского языка, они смогут получить доступ к интересной информации, научиться говорить и переписываться с интересными людьми, возможно в будущем смогут получить интересную работу, будут удивлять всех своей образованностью. Очень важно, что перед ними откроются многие возможности в обучении, они научаться общаться в дискуссионных группах и многому другому. Я говорю своим детям, что умея свободно общаться на английском языке, им легче будет совершать увлекательные путешествия, они всегда смогут попросить о помощи и никогда не потеряются.

Я, как учитель английского языка, заинтересована, чтобы мои дети овладели им в совершенстве и не испытывали страх при общении с носителями языка. И поэтому считаю, что необходимо на этапе школьного образования сформировать в каждом ребенке навыки коммуникации и сотрудничества. Так как именно формирование коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку. Но в ходе проведения уроков я замечаю, что учащиеся плохо умеют сотрудничать, так как в основном на уроках обучались и воспитывались в конкурентоспособной среде (преобладание фронтальной формы работы). Я стараюсь преодолеть данные трудности, применяя активное обучение и сотрудничество учащихся.

Теперь ответ на главный вопрос. Как я это делаю?

На своих уроках при обучении в сотрудничестве я выхожу на второй план, являюсь консультантом и использую следующие приемы:

  • (обучение в команде) Student Team Learning здесь я уделяю

особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success). Задача каждого учащегося состоит не только в том, что сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. С помощью данного приёма я формирую у учащихся такие универсальные учебные действия как сохранять и принимать учебную задачу, что очень важно, выполнять учебные действия в громкоречевой форме, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Во время контроля знаний я использую прием (турнирные столы) Teams - Games - Tournament, где учащиеся делятся на группы,

равные по уровню обученности и получают одинаковые по сложности и объему задания. Все команды имеют равные шансы на успех, на победу, независимо от уровня подготовки. Данный прием формирует как вышеобозначенные универсальные учебные действия, так и умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, формирование мотивов достижения и социального признания.

Следующий прием, который я применяю на своих уроках называется Jigsaw (Пила) в организации обучения в сотрудничестве был разработан американским психологом Эллиотом Аронсоном и назван Jigsaw. Учащиеся организуются в микро-группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Например, при работе над темой «Животные» в 6 классе можно выделить различные подтемы (классы животных): млекопитающие, насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, ракообразные, паукообразные. Задание: найти особенности каждого класса. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, работая над одним и тем же вопросом, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». После этого они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других участников своей группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). В результате учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по всем изученным темам. Кроме всех выше обозначенных универсальных учебных действий, здесь также формируются умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельностью, в том числе в ситуации столкновения интересов и другие..

  • Прием (Учимся вместе) Learning Together разработан в

университете штата Миннесота педагогами Дэвидом Джонсоном и Робертом Джонсоном. Группа детей делится на мини группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является под заданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, работа над темой «Спорт» - 1. рассказать о популярных видах спорта, 2. определить какие глаголы используются с тем или иным видом спорта (go, play, do), 3. рассказать об истории олимпийских игр, 4. собрать информацию о видах спорта, предпочитаемых школьниками в России, 5. информацию о видах спорта, предпочитаемых школьниками в Англии. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. На данном уроке в большей степени я формирую у учащихся такое коммуникативное умение как уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

  • На этапе обратной связи я руководствуюсь таким приемом как

«Рефлексивная дискуссия». Он основывается на разработках ученых Пиаже, Выготского и многих их последователей - сторонников гуманистической педагогики, на том, что подлинное обучение невозможно без понимания процесса того, как мы учимся. Данный прием также позволяет мне собрать информацию об успехах и трудностях моих ребят в процессе обучения и на ее основе внести необходимые коррективы, а учащимся позволяет оценить и осмыслить результаты собственной деятельности.

Так же я использую следующие приемы, представленные на слайде КЛАСТЕР, прием дискуссии или конструктивного диалога, на приеме Цепной истории, я хотела бы представить вашему вниманию фрагменты уроков).

Все эти методы обучения позволяют мне научить детей договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща.

Задания, предполагающие обучение в сотрудничестве, могут быть различного характера и на разных этапах урока: на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту, работа над лексикой и грамматикой.

Систематизируя все вышеперечисленные приемы, я хочу заметить, что использование метода «обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка позволяет достичь более глубокого уровня усвоения материала, выработать умение слушать и слышать, создать условия для личностного роста, дает возможность в непринужденной форме приобретать языковой опыт и позволяет развить индивидуальные способности учащихся.

Моя педагогическая деятельность заключается в обучении в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и другие. Сотрудничество на уроках позволяет ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы, что позволяет им не бояться применять свои знания вне школы при общении с носителями языка. И для того, чтобы создать языковую среду для «живого» общения на уроках и во внеурочной деятельности мы приглашаем в нашу школу носителей языка. Более того уже на протяжении года осуществляется сетевое взаимодействие между моими учениками 7 класса и ребятами из одной из школ Великобритании, г.Ланкастер. Дети осуществляют обмен видеописьмами, общение по скайпу.

Также для формирования коммуникативной компетенции во внеурочное время организована работа мультимедийно-лингафонной студии «Dreams come true», где занимаются не только учащиеся, но также приглашаются их мамы, папы, бабушки, дедушки для активного участия. Здесь проводится обучение для тех, кто желает овладеть основами иностранного языка, необходимыми для работы и путешествий. Таким образом мы осуществляем обучение в сотрудничестве людей разных поколений.

Каковы результаты моей деятельности? В результате обучения детей в сотрудничестве мне удалось достичь следующее: 1. достижение учащимися более высоких показателей обучения по сравнению с предыдущим периодом; 2. эффективность участия школьников в олимпиадах всероссийских и дистанционных; 3. активное участие учащихся во внеурочной деятельности: размещение лингво-страноведческого материала в школьной газете «Десяточка», участие в театральной студии «Smile» и вокально-инструментальном ансамбле «Капелька»; 5. диссимиляция моего опыта (открытые уроки на школьном и муниципальном уровне); 6. и самое главное достижение - это сетевое взаимодействие моих детей с учениками из Великобритании и в перспективе мы планируем осуществить программу по обмену.

Результаты моей работы представлены в презентации в виде диаграмм, данные которых указывают на позитивную динамику по вышеперечисленным направлениям работы.

Также мной была проведена диагностика моих учеников по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий. Результаты показывают, что в процессе формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений наблюдается динамика личностного развития. Путем наблюдения выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок.

Во многом, достижению вышеназванных результатов помогает применение обучения в сотрудничестве, способствующее формированию и развитию у учащихся УУД, подготовке их к жизни в постоянно меняющемся мире.

На уроке с учащимися мы работаем под девизом «Сотрудничество - путь к успеху», так как «Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей одно колесо».


© 2010-2022