Формирование языковой личности на основе применения информационных технологий

Интерес к изучению иностранного языка во всех странах мира значительно возрос. Это диктуется законами и темпами развития мировой экономической системы, а также целями и задачами развития системы образования в целом. В связи с этим встает вопрос о качестве обучения иностранному языку. Система среднего образования в настоящее время уделяет большое внимание обновлению организации процесса обучения учащихся в связи с новыми техническими возможностями и интеграцией образовательного процесса. При этом...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Формирование языковой личности на основе применения информационных технологий

Могущество разума беспредельно

И. Ефремов

Использование информационных технологий обучения в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. XXI век - век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание английского языка, и наша задача - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе. Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению новых способов осуществления этой компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы, переподготовкой учителей, разработкой методик преподавания, становлением новой культуры педагогического труда.

Задача учителя заключается в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы учебы, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения английскому языку.

Формирование языковой личности на основе применения информационных технологий достигается при помощи использования компьютерных технологий, Интернет - ресурсов, использование презентаций, электронных программ, тестирований на уроках, которые помогают реализовать лично ориентированный подход в учебе, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебы с учетом способностей детей и их уровня.

Использование компьютерной технологии на уроках английского языка

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I - как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Учебный процесс с использованием компьютера имеет ряд специфических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения. Компьютер организует самостоятельную работу с языковым и речевым материалом и управляет ею, контролирует усвоение учеником материала с помощью таких упражнений как вопросно-ответный диалог, диалог с выборочным ответом, диалог с свободно конструируемым ответом, упражнения на заполнение пропусков и т.п. и оценивает работу ученика. Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерной учебе усваивается намного большее количество материала, чем это делалось за время в условиях традиционной учебы. Кроме того, материал при использовании компьютера лучше усваивается.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учеником и учителем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учеников достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебный час, потому что осуществляется одновременная проверка знаний всех учеников. Это дает возможность учителю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учениками.

Еще одно преимущество компьютера - способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных / неправильных ответов, обращений за помощью, времени, потраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учеников.

Необходимо отметить, что компьютер снимает такой негативный психологический фактор, как «страх». Во время традиционных занятий разные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мнения и т.п.) не позволяют многим ученикам показать свои реальные знания. Оставаясь «один на один» с дисплеем, ученик, как правило, не чувствует скованности и пытается обнаружить максимум своих знаний. Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Ученики могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причем компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счете, автоматизации навыка, который отрабатывается.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

  • знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;

  • знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

  • владение хотя бы одним текстовым редактором;

  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Использование мультимедийных презентаций Microsoft Power Point на уроках английского языка и во внеклассной работе

Использование мультимедийных презентаций Microsoft Power Point на уроках и во внеклассной работе является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя активным субъектом познания. Использование мультимедийных презентаций имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения: позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознавать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. При создании учащимися компьютерных презентаций формируются важнейшие в современных условиях навыки:

-критическое осмысление информации;

- выделение главного в информационном сообщении;

- систематизирование и обобщение материала;

- грамотное представление имеющейся информации.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияют на развитие учащихся навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, способствует дополнительной мотивации к изучению предмета. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью данной программы. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в Power Point, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Использовать презентацию можно на любом этапе урока: на этапе мотивации, этапе актуализации знаний, умений, навыков; этапе изложения нового материала; этапе закрепления, обобщения и систематизации; этапе контроля знаний. Эффективность использования презентаций на уроках заключается: в формировании навыков самостоятельной работы, развитии познавательных способностей, совершенствовании коммуникативных навыков и ответственности у учеников за свою работу, формирование информационной компетенции, повышении культурного уровня.

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, что значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, которая получила название Интернет, который буквально значит "международная сеть" (англ. international net). Интернет не имеет содержания - это международное многонациональное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, которые говорят одновременно. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. Существуют такие ресурсы как:

- электронная почта (e-mail);

- телеконференции (usenet);

- видеоконференции;

- возможность публикации собственной информации, создания собственной домашней страницы (homepage) и размещения ее на Web-сервере;

- доступ к информационным ресурсам:

- справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

- поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

- разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.

Возможности использование Интернет - ресурсов на уроках английского языка огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителем информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях.

Формы работы с компьютерными учебными программами на уроках английского языка

Существует множество компьютерных программ, которые помогают учителю и ученикам при овладении английским языком.

Компьютерные учебные программы имеют много преимуществ перед традиционными методами учебы. Они позволяют тренировать разные виды языковой деятельности и соединить их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые действия, а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

а). Изучение лексики.

При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, и т.д., можно использовать компьютерные программы

"Triple play plus in English", "English on holidays", "English Gold', «Way Ahead» и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

На примере компьютерной программы «English on holidays» рассмотрим эти этапы.

На I-м этапе - введение лексики, например, по теме «Weather». Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, которые изображают природные явления: снег-snow, душ-shower, гроза-thunderstorm, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold и другие. Потом выплывают фразы:

• What а beautiful day! - Какой прекрасный день!

• What awful weather! - Какая ужасная погода!

• Whаt's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?

• Іt's windy! - Дует сильный ветер!

• It's raining - Идет дождь

Ученики смотрят и слушают. Время работы - приблизительно 1 минуту.

На II-м этапе идет робота из отработке произношения и закрепления лексики. Учитель или ученик переключает программу из автоматического режима в обычный, щелкает мышкой, указывая стрелкой на нужное слово или фразу. Ученики повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, ученики работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - приблизительно 5 - 10 минут, он зависит от количества слов исследуемой темы.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Ученики выбирают задание, которое содержит разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов. Контроль тематической лексики можно осуществлять индивидуально используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичные заданием компьютерной программы, например:

• Укажите правильный вариант перевода

снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball

Какое с написанных слов является лишним по содержанию winter, February, cool, december, November, January и т.п.

б). Отработка произношения.

Много учебных программ предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы ученик повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и ученика, при сравнении которых, видны все неточности. Ученик стремится добиться графического изображения вымолвленного звука максимально приближенного к образцу.

в). Учеба диалогического языка.

Пример работы с диалогами компьютерной программы «Triple play plus in English» . Из предложенных 12 диалогов, выбирается один, например «У кафе». На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога.

I - этап - знакомство с диалогом.

• Good morning!

• Good morning!

• What would you like?

• I'd like some coffee, please.

• Do you want milk in your coffee?

• Yes, please.

• Hey, this coffee is too cold.

• I'm sorry.

• Нere is some hot coffee.

• Thank you.

• How is it now?

• It's just right.

• Would you like some more coffee?

• No, thanks.

• How much is it?

• Ninety - five cents, please.

• Thank you. Have а nice day.

• Good bye.

II - этап - разучивание диалога.

Ученики повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yоu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щелкает мышкой, чтобы составить предложение What would you like? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, ученики в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.

III - этап - инсценировка диалога.

Ученики воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, потом инсценируют его самостоятельно.

Следующий этап - это контроль диалогического языка после изучения всех 12-ть диалогов. Ученики выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и обнаруживая свою фантазию.

г). Учеба письма.

Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная учебная программа «Bridge to English» помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печатание на клавиатуре английских слов и предложений.

д). Отработка грамматических явлений.

Все учебные компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определенных грамматических структур. В программе «Bridge to English» 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, местоимения sоме, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определенного грамматического явления.

В разделе "Грамматика" программы «Професор Хиггинс» существует два раздела теоретический и практический. Проверяя знание ученика, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.

Программа «English Gold» содержит 144 микродиалогов, каждый из которых отрабатывает определенную грамматическую структуру, например, Present Continuous используется во многих диалогах, например, разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, ученики воспроизводят его с опорой на картинку, потом самостоятельно. Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает ученикам лучше освоить грамматический материал. Старшеклассники разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний учеников.

Тестирование как средство контроля знаний умений и навыков на уроках иностранного языка

Вся система контроля знаний, умений должна планироваться таким образом, чтобы охватывать все обязательные результаты обучения для каждого ученика. Всякая полноценная деятельность состоит из 3 частей: ориентировочной, исполнительной, контрольной.

Эффективный контроль с быстрым получением результатов деятельности проще всего организовывается на уроке с помощью тестов.

Тест - это краткое стандартизированное испытание достижений обучения, допускающее количественное выражение и статистическую обработку результатов.

Впервые в практике был применен в 1864 году в Великобритании Дж. Фишером для проверки знаний учащихся. Основателем же тестологии считается Ф. Гамильтон, который в конце 19 века разработал и активно применял задания для оценки индивидуальных способностей человека.

Преимущества тестового контроля заключаются в следующих позициях:

- Снятие затруднений интеллектуального характера, связанного с индивидуальными познавательными стилями и стратегиями личности: запоминанием излагаемого материала, анализом материала для изучения;

- Учет индивидуальных особенностей типов личности: экстраверты, интроверты, сенсорные, интуитивные, думающие, чувствующие, организованные, спонтанные;

- Учет гендерных особенностей учащихся;

- Быстрота осуществления контроля;

- Гибкость;

- Высокая точность оценки;

- Систематизация среза знаний;

- Творческий характер составления тестовых заданий.

Существуют следующие тестовые задания: открытые (дополнения и свободного изложения) и закрытого типа (множественный выбор, альтернативный ответ, восстановление соответствия, восстановление последовательности).

Самыми эффективными на уроке, на мой взгляд, являются электронные тестеры "ENGLISH WORD" и "КРАБ 2". Дело в том, что Вы можете самостоятельно составлять тесты по нужному Вам направлению. Эти тестеры выставляют оценку объективно и есть возможность использовать их в режиме обучения. Есть также возможность создавать индивидуализированные тестовые задания и, распечатав их на принтере,

проводить самостоятельные и контрольные работы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что технология использования информационных технологий в обучении школьников направлена на:

- достижение целей изучения иностранного языка;

- использует компьютер как средство обучения и средство управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

- развивает навыки и умения самостоятельного труда;

- опирается на опыт учащихся, знания, умения и навыки, приобретенные на уроках;

- стимулирует профессиональный рост учителя.

Для поддержки данной технологии используется следующее программное обеспечение:

Комплект Microsoft Office, в состав которого входят Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel;

Стандартное приложение "Блокнот", используемое для создания WEB-проектов;

Браузер Internet Explorer;

Графический редактор Paint;

Приложение PHOTOSHOP 6.0;

Тестирующая система ACCKO.

Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку позволяет поднять на более качественный уровень общекультурное развитие обучаемых; способствует совершенствованию их навыков владения компьютерной техникой и знаний сети Интернет; повышает языковой уровень; способствует самоутверждению обучаемых, а также повышает мотивацию в изучении иностранного языка; экономит расход дидактических материалов учителем; совершенствует процесс проверки работ обучаемых; способствует повышению авторитета учителя. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Создаются условия для успешной самореализации обучаемых в будущем.




Библиографический список:


  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1998. -156 с.

  2. Дидактические основы компьютерного обучения - Л., 1989.

  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М., 2005.-207с.

  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования - М.: Школа-Пресс, 1998.-98с.

  5. . Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Учебно-методическое пособие [Текст] / НФПК, Федерация Интернет Образования.- М., 2006. -149с.

  6. Мильруд Р.П., Матвиенко А.В., Максимова И.Р. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. - 2005, №5



© 2010-2022