• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Применение практико-ориентированного проекта при обучении английскому языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции

Применение практико-ориентированного проекта при обучении английскому языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции

Иностранный язык становится всё более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, меняется от­ношение к его изучению и характеру преподавания. При этом одним из эффективных подходов к обучению яв­ляется использование метода проектов, и, в частности, практико-ориентированного проекта, который предпола­гает проведение обучения на основе активной профес­сиональной деятельности обучающихся и их личной за­интересованности в приобретении знаний. Практико-ориентированный проект...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение практико-ориентированного проекта при обучении английскому языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции



В современном обществе, когда иностранный язык становится всё более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, меняется от­ношение к его изучению и характеру преподавания. При этом одним из эффективных подходов к обучению яв­ляется использование метода проектов, и, в частности, практико-ориентированного проекта, который предпола­гает проведение обучения на основе активной профес­сиональной деятельности обучающихся и их личной за­интересованности в приобретении знаний. Под практико-ориентированным проектом в данном случае понимается работа над проблемой через проектную профессиональ­ную деятельность обучающихся, которая предусматри­вает практическое решение этой проблемы и умение на практике применять приобретённые ими знания. Огромное значение при этом, помимо обучения английскому языку и совершенствования их иноязычной речи, имеет совер­шенствование профессиональной деятельности обучае­мых и обеспечение условий комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной де­ятельности. Использование этого вида проекта действи­тельно способствует более полному овладению иностран­ным языком как средством профессионального общения в реальных условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью обучаемых. Именно профессиональное обучение призвано рас­крыть и развить способности и задатки студентов, а также способствовать их творческому саморазвитию. И именно через практическую деятельность в учреждениях средне­го профессионального образования расширяется кругозор студентов, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки и умения и осуществляется по­степенный рост будущих специалистов.


Схема последовательности выполнения практико-ориентированного проекта по теме: "Принцип работы вентилятора в системе охлаждения автомобиля "



Применение практико-ориентированного проекта при обучении английскому языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции

ОтработкаПрименение практико-ориентированного проекта при обучении английскому языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции



Использование практико-ориентированного проекта проводится в группах четвертого и пятого курсов. На занятиях английского языка студенты выбирают тему проекта. Например, в группе ТОО7, где студенты обучаются по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» были выбраны темы проектов: «Принцип работы вентилятора в системе охлаждения автомобиля», «Схема гидравлической тормозной системы автомобиля», «Принцип работы индикатора уровня топлива» и другие с комментариями на английском языке. Опреде­лена доминирующая в проекте деятельность - приклад­ная, или другими словами, практико-ориентированная, и поставлена цель практико-ориентированного про­екта. Целями этого проекта явились: формирование профессионально-коммуникативной компетенции (ПКК) обучаемых, совершенствование межпредметных связей и, безусловно, отработка профессиональной лексики на английском языке. Очевидно, что данные проекты позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях в процессе реального общения. По своей типологии этот проект является межпредметным проектом, проводимым в рамках одной области знания - устройство автомобиля, но на английском языке.

Затем студенты с помощью преподавателя формули­руют задачи проекта и получают задание, после чего проводится его коллективное обсуждение. Задание включает воспитательную, коммуникативную, образовательную и деятельную задачи. Воспитательная задача призвана воспитывать творческую самостоятель­ность студентов, а также привить им любовь к изучению языка. Решение образовательной задачи предусматри­вает отработку и закрепление новой, в частности, про­фессиональной лексики по специальности, а также со­вершенствование речевых навыков на английском языке. Коммуникативная задача заключается в обмене информа­цией между участниками проекта в процессе совместной профессиональной и речевой деятельности. Деятельная задача отражает способ совместной профессиональной деятельности партнёров проекта.

Далее следует обсуждение проекта, в ходе которо­го определяется время его проведения, типология про­екта, а также выдаются практические советы и рекомендации по использованию в ходе выполнения проекта грамматическо­го и лексического материала на английском языке.

Для осуществления работы над проблемой студен­ты обычно делятся на группы по три или четыре человека, часть из них предпочитает работать в парах или работать даже индивидуально, что как раз и способствует их творческому развитию. После этого студенты проводят кропотливую самостоятельную внеаудиторную ра­боту по выбору определенной системы автомобиля с комментариями и диалогами или вопросами на английском языке. Причём именно здесь проявляе6тся степень профессиональной коммуникативной компетен­ции (ПКК) каждого студента, выявляется их умение согласо­вывать свои действия с действиями коллег, выбирать свой стиль общения в различных производственных ситуациях и искусство вести диалог.

В конце осуществления проекта подводятся итоги работы, и анализируется полученный результат. Безусловно, одним из положитель­ных аспектов проделанной работы является совершенство­вание профессиональной коммуникативной компетенции (ПКК) обучающихся в процессе их взаимодействия и со­трудничества друг с другом в производственной деятель­ности, а именно совершенствование их умения понимать своих коллег по работе и правильно воспринимать ситуа­цию общения.

После проведения занятия, на котором проходит представление презентаций, студенты с преподавателем коллективно обсуждают проде­ланную работу, оценивают выполненные презентации, подводят итоги и анализируют полученный результат. В ходе выполнения проекта обучающиеся узнают, осваивают и закрепляют новую лексику по специальности на английском языке, в частности, связанную с устройством автомобиля, а также оценивают её значимость для полноценного освоения будущей профессией. Анализ показывает, что выполненные проекты обладают высокой сте­пенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуа­циях в процессе реального профессионального общения. Поэтому его целесообразно проводить регулярно с привлечением как можно большего числа участников. Данная проделанная работа направлена на совершенствование умения владения совместной профессиональной деятель­ностью и принятыми приёмами профессионально­го общения на иностранном языке. Обучающимися были выполнены поставленные в ходе работы за­дачи. Студенты в разной степени проявляют умение согласовывать свои действия с действиями коллег в различных деловых ситуациях, а также организо­вывать монолог и поддерживать диалог в процессе совместной деятельности на иностранном языке, что само по себе и является совершенствованием их

профессионально-коммуникативной компетен­ции.


© 2010-2022