- Преподавателю
- Иностранные языки
- Применение практико-ориентированного проекта при обучении английскому языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции
Применение практико-ориентированного проекта при обучении английскому языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сальникова Т.А. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Применение практико-ориентированного проекта при обучении английскому языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции
В современном обществе, когда иностранный язык становится всё более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, меняется отношение к его изучению и характеру преподавания. При этом одним из эффективных подходов к обучению является использование метода проектов, и, в частности, практико-ориентированного проекта, который предполагает проведение обучения на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний. Под практико-ориентированным проектом в данном случае понимается работа над проблемой через проектную профессиональную деятельность обучающихся, которая предусматривает практическое решение этой проблемы и умение на практике применять приобретённые ими знания. Огромное значение при этом, помимо обучения английскому языку и совершенствования их иноязычной речи, имеет совершенствование профессиональной деятельности обучаемых и обеспечение условий комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности. Использование этого вида проекта действительно способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения в реальных условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью обучаемых. Именно профессиональное обучение призвано раскрыть и развить способности и задатки студентов, а также способствовать их творческому саморазвитию. И именно через практическую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования расширяется кругозор студентов, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки и умения и осуществляется постепенный рост будущих специалистов.
Схема последовательности выполнения практико-ориентированного проекта по теме: "Принцип работы вентилятора в системе охлаждения автомобиля "
Отработка
Использование практико-ориентированного проекта проводится в группах четвертого и пятого курсов. На занятиях английского языка студенты выбирают тему проекта. Например, в группе ТОО7, где студенты обучаются по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» были выбраны темы проектов: «Принцип работы вентилятора в системе охлаждения автомобиля», «Схема гидравлической тормозной системы автомобиля», «Принцип работы индикатора уровня топлива» и другие с комментариями на английском языке. Определена доминирующая в проекте деятельность - прикладная, или другими словами, практико-ориентированная, и поставлена цель практико-ориентированного проекта. Целями этого проекта явились: формирование профессионально-коммуникативной компетенции (ПКК) обучаемых, совершенствование межпредметных связей и, безусловно, отработка профессиональной лексики на английском языке. Очевидно, что данные проекты позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях в процессе реального общения. По своей типологии этот проект является межпредметным проектом, проводимым в рамках одной области знания - устройство автомобиля, но на английском языке.
Затем студенты с помощью преподавателя формулируют задачи проекта и получают задание, после чего проводится его коллективное обсуждение. Задание включает воспитательную, коммуникативную, образовательную и деятельную задачи. Воспитательная задача призвана воспитывать творческую самостоятельность студентов, а также привить им любовь к изучению языка. Решение образовательной задачи предусматривает отработку и закрепление новой, в частности, профессиональной лексики по специальности, а также совершенствование речевых навыков на английском языке. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками проекта в процессе совместной профессиональной и речевой деятельности. Деятельная задача отражает способ совместной профессиональной деятельности партнёров проекта.
Далее следует обсуждение проекта, в ходе которого определяется время его проведения, типология проекта, а также выдаются практические советы и рекомендации по использованию в ходе выполнения проекта грамматического и лексического материала на английском языке.
Для осуществления работы над проблемой студенты обычно делятся на группы по три или четыре человека, часть из них предпочитает работать в парах или работать даже индивидуально, что как раз и способствует их творческому развитию. После этого студенты проводят кропотливую самостоятельную внеаудиторную работу по выбору определенной системы автомобиля с комментариями и диалогами или вопросами на английском языке. Причём именно здесь проявляе6тся степень профессиональной коммуникативной компетенции (ПКК) каждого студента, выявляется их умение согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать свой стиль общения в различных производственных ситуациях и искусство вести диалог.
В конце осуществления проекта подводятся итоги работы, и анализируется полученный результат. Безусловно, одним из положительных аспектов проделанной работы является совершенствование профессиональной коммуникативной компетенции (ПКК) обучающихся в процессе их взаимодействия и сотрудничества друг с другом в производственной деятельности, а именно совершенствование их умения понимать своих коллег по работе и правильно воспринимать ситуацию общения.
После проведения занятия, на котором проходит представление презентаций, студенты с преподавателем коллективно обсуждают проделанную работу, оценивают выполненные презентации, подводят итоги и анализируют полученный результат. В ходе выполнения проекта обучающиеся узнают, осваивают и закрепляют новую лексику по специальности на английском языке, в частности, связанную с устройством автомобиля, а также оценивают её значимость для полноценного освоения будущей профессией. Анализ показывает, что выполненные проекты обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях в процессе реального профессионального общения. Поэтому его целесообразно проводить регулярно с привлечением как можно большего числа участников. Данная проделанная работа направлена на совершенствование умения владения совместной профессиональной деятельностью и принятыми приёмами профессионального общения на иностранном языке. Обучающимися были выполнены поставленные в ходе работы задачи. Студенты в разной степени проявляют умение согласовывать свои действия с действиями коллег в различных деловых ситуациях, а также организовывать монолог и поддерживать диалог в процессе совместной деятельности на иностранном языке, что само по себе и является совершенствованием их
профессионально-коммуникативной компетенции.