Тема отцеубийства в романе А. Белого

Данная статья может быть полезна преподавателям старших классов при изучении темы "Творчество поэтов Серебряного века" или при углубленном изучении творчества А. Белого в рамках факультативного курса. Возможно также использование данной статьи при проектной работе учащихся, посвященной творчеству А. Белого. Статья также может быть интересна всем увлекающимся творчеством А. Белого. В статье выводятся параллели между сценами отцеубийства в романе А. Белого "Петербург" и в романе Ф.М. Достоевского ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Щетинин Роман Борисович

МКОУ ВСОШ №4 г. Томска

Тема отцеубийства в романе А. Белого «Петербург»

Как и в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», тема отцеубийства в произведении А. Белого «Петербург» является одной из главных, на которой строится сюжет всего романа. Поэтому очень интересно проследить, как эта тема трансформируется в творчестве Андрея Белого.

Сравним действующих персонажей этих двух произведений. Аполлон Аполлонович без каких-либо затруднений может быть соотнесён с Фёдором Павловичем Карамазовым, только в чём-то он измельчал, а в чём-то, наоборот, вырос. Как и от Фёдора Павловича, от Аблеухова-старшего сбежала жена. От Аполлона Аполлоновича Анна Петровна сбежала с итальянским артистом, оставив сына, и от Фёдора Павловича первая жена Аделаида Ивановна сбежала с нищим семинаристом-учителем, также оставив сына Митю. Аполлон Аполлонович - глава Учреждения, а Фёдор Павлович - помещик, почти приживальщик. Аполлон Аполлонович вырос по своему социальному статусу по сравнению с Фёдором Павловичем, но опустился в статусе семейном: у него всего один сын, а у Фёдора Павловича - три сына от двух жён.

Николай Аполлонович в начале романа, как и Митя Карамазов, хочет убить своего отца, но это остаётся только в теоретических рассуждениях. На практике и тот и другой пасуют. Объединяет образ Николая Аполлоновича с образом Мити и их разгульный характер: Митя - это буйный тип, воплощающий явление карамазовщины, а Николай Аполлонович с виду спокойный, но, преобразуясь иногда в "красное домино", он демонстрирует подлинные черты своего скрытого "я".

Идейным вдохновителем убийства Аполлона Аполлоновича является Липпанченко, который соотносится с Иваном Карамазовым. Получается, что фигура Ивана в романе «Петербург» значительно измельчала. Иван из теоретика-интеллигента превращается в обыкновенного предателя-провокатора (образ Липпанченко восходит к предателю Азефу). Но с образом Ивана соотносится и Александр Иванович Дудкин, идейный террорист. Именно он принёс бомбу к Аблеуховым и этим толкнул Николая Аполлоновича к преступлению. Заметим, что перед убийством Фёдора Павловича таким же образом поступает и Иван Карамазов, который уезжает в Чермашню и тем самым развязывает руки Смердякову. На сходство с Иваном, вероятно, указывает и отчество Дудкина - Иванович. А сцена беседы с Шишнарфнэ напрямую отсылает к сцене беседы Ивана Карамазова с Чёртом, о чём уже писали многие исследователи. Получается, что в романе «Петербург» два героя, которые соотносятся с образом Ивана Карамазова. Идея двойников воплощается А. Белым по-символистски: Иван Карамазов раздвоился в пространстве Петербурга. При этом один из двойников убивает другого. Если вспомнить, что Смердяков и Чёрт - это двойники Ивана в романе «Братья Карамазовы», то получается, что Липпанченко и Шишнарфнэ являются точно такими же двойниками Дудкина. Получается, что Чёрт - это Шишнарфнэ, а Липпанченко - это Смердяков. Липпанченко и Дудкин - это как бы тёмная и светлая сторона Ивана Карамазова. И светлая сторона в конце романа побеждает тёмную.

Но образ Дудкина ещё более сложен. Он совершает убийство и поэтому, как и Липпанченко, соотносим с образом Смердякова. Получается, что Дудкин-Смердяков убивает своего идейного вдохновителя Липпанченко-Ивана, оказавшегося обыкновенным провокатором. Дудкин также может быть соотнесён с образом Алёши Карамазова. Именно Дудкин хочет предотвратить убийство Аблеухова-старшего, как и Алёша - убийство своего отца.

Таким образом, образ террориста Дудкина вмещает в себе образы Алёши, Ивана и Смердякова; Николай Аполлонович - образ Мити, Липпанченко - образы Ивана и Смердякова. Обращение к образцам романа «Братья Карамазовы» давало А. Белому возможность выразить своё отношение к некоторым проблемам современности, но сделать это не напрямую, а опосредованно.

© 2010-2022