• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Методическая разработка по немецкому языку РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Методическая разработка по немецкому языку РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Целью исследования является разработка рекомендаций для учителя немецкого языка по использованию приемов, направленных на формирование лингвострановедческой компетенции. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: рассмотреть наиболее часто встречающиеся языковые единицы с национально – культурной семантикой по теме «Willkommen in Berlin»;разработать методические приемы в создании материалов по формированию лингвострановедческой компетенции.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Т.А. Горяева, учитель немецкого языка МКОУ СОШ №2 г. Острогожска

Целью исследования является разработка рекомендаций для учителя немецкого языка по использованию приемов, направленных на формирование лингвострановедческой компетенции.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть наиболее часто встречающиеся языковые единицы с национально - культурной семантикой по теме «Willkommen in Berlin»;

разработать методические приемы в создании материалов по формированию лингвострановедческой компетенции.

Одной из важных проблем лингвострановедения, как аспекта преподавания

иностранного языка, является проблема отбора лингвострановедческого мате-

риала. От решения данного вопроса зависит успех практической работы учите-

ля по созданию лингвострановедческих учебных пособий.

«Учебная лингвострановедческая карточка (УЛК) определяется как способ

представления лексических единиц с национально - культурным компонентом,

работа над которыми ведется в рамках определенной лексической темы

школьных учебников» (Шамов). С помощью УЛК можно вести работу над сло- вообразованием и пополнить словарный запас. В ней указываются лексические единицы с национально - культурным компонентом, дидактическое обеспечение (языковой и прагматический материалы, в которых представлены данные лексические единицы).

Приведу образец составленной мною учебной лингвострановедческой карты по теме «Willkommen in Berlin» к учебнику немецкого языка И.Л. Бим для 10 класса.

Cостав лескических единиц с культурно - национальным компонентом: «Spreeathen», «Kommode», «Alex», «Hohler Zahn», «Goldelse», «schwangere Auster», «KaDeWe», «Charlie», «Сharite», «Berlinale», «Hauptmann von Köpenik», Berliner Blumenmädchen, Berliner Currywurst, Berliner Luft и т. д.

Языковой материал дидактического обеспечения: тексты о Берлине взяты из пособия «Junges Berlin. Begleitheft zur Landeskundlichen Informations - Ausstel- lung Berlin», книги «Historisches Berlin»; песни «Das ist die Berliner Luft», «Ich hab' noch einen Koffer in Berlin», «Wir wollen doch einfach nur zusammen sein», «Currywurst».

Прагматический материал: игрушки - сувениры Berliner Bär, Berliner Blumenmädchen; план - схема Берлина, открытки, буклеты, плакаты по теме; путеводители «Берлин», «Германия»; пособия О. Г. Козьмина, О. М. Герасимовой «По странам изучаемого языка», А. В. Овчинниковой, А. Ф. Ов -

чинникова «О Германии вкратце», О. Г. Козьмина «Германия. История и современность»; роман Э. Кестнера «Эмиль и детективы», аудиокурс «Deutsch - warum nicht?» (3 часть, уроки 17, 26); диски с мультимедийными презентациями; фильмы «Berlin 1945 - 1990. Ein Stück Geschichte», «Landeskunde. Berlin», «Deutschland», «Goodby, Lenin», «Золотой глобус 41. Берлин. Великое возрождение»; телевизионный курс немецкого языка «Alles Gute!» (глава 16), компьютерная программа «Deutsch DeLuxe».

Большую лингвострановедческую ценность имеют актуальные аутентичные тексты для аудирования и чтения, которые содержат сведения о стране изучае- мого языка из географии, истории, социальной жизни. Существуют различные типы текстов: художественные и информативные тексты, газетные и журналь- ные статьи и т. д. При отборе текстов следует обращать внимание на следу- ющие критерии: страноведческая ценность, соответствие возрастным особен- ностям, интересам учащихся, соответствие речевому опыту учащихся, доступ-

ность с точки зрения языковых средств.

Для реализации лингвострановедческого подхода на уроках немецкого языка в старших классах большое значение имеют лингвострановедческие тесты.

Лингвострановедческий тест - это комплекс заданий, позволяющий выявить у учащихся степень владения страноведческой и социокультурной информа- цией.

Основные требования к тестам: доступность по содержанию используемого материала, простота по структуре, экономность по времени его выполнения, простота проверки выполненного задания, охват большого количества учащихся одновременно.

По теме: «Willkommen in Berlin» я разработала следующий лингвострановед-

ческий тест.

  1. Berlin wurde im Jahre … gegründet.

a)1337 b) 1258 c) 1237

2. Von 1961 bis 1989 war Berlin….

a) ohne Bürgermeister b) ein eigener Staat c) durch eine Mauer geteilt

3. Wann wurde die Berliner Mauer errichtet?

a) am 9. Oktober 1949 b) am 9. Mai 1945 c) am 13. August

4. Wann wurde die Mauer geöffnet?

a) 9.10.89 b) 3.10.89 c) 9.11.89

5. Wie hoch war die Mauer?

a) 4.60 m b) 5.00 m c) 5.50 m

6. An welchem Fluβ liegt Berlin?

  1. an der Spree b) an der Elbe c) an der Weser

7. Auf dem Wappen von Berlin ist … dargestellt.

a) ein Adler b) ein Bär c) ein Löwe

8. Was gehört zu den Wahrzeichen Berlins?

  1. der Kurfürstendamm b) das Brandenburger Tor c) der Tiergarten

9. Wo befindet sich die Quadriga?

a) auf dem Brandenburger Tor b) auf dem Alexanderplatz c) auf dem Potsdamer

Platz

10. Wie heiβt der älteste Stadtteil Berlins?

a) Charlottenburg b) Köpenik c) das Nikolaiviertel

11. Was befindet sich am Alex?

a) der Reichstag b) die Weltzeituhr c) das Rote Rathaus

12. Der Alexanderplatz trägt den Namen des russischen Zaren … .

a) Alexander des Ersten b) Alexander des Zweiten c) Alexander des Dritten

13. Wie heiβt der Platz, auf dem berühmte Museen Berlins liegen?

a) das Museumsviertel b) der Museumsplatz c) die Museumsinsel

14. Wer hat das Berliner Ensemble gegründet?

a) Thomas Mann b) Friedrich Schiller c) Bertold Brecht

15. Was befindet sich in der Berliner Kommode?

a) eine Bibliothek b) ein Theater c) ein Museum

16. Wessen Namen trägt die Berliner Universität?

a) Heine b) Gauβ c) Humboldt

17. Wo befindet sich die Bronzefigur eines Sowjetsoldaten?

a) im Treptower Park b) im Tiergarten c) im Volkspark Friedrichshain

18. Wo befindet sich die Kaiser - Wilhelm - Gedächtniskirche?

a) auf dem Alexanderplatz b) auf dem Kurfürstendamm c) auf der Museumsinsel

19. Wie spät ist es in Berlin, wenn es in Moskau der Mittag ist?

a) 10 Uhr b) 12 Uhr c) 14 Uhr

Лингвострановедческие тесты целесообразно использовать как средство про-

верки знания фактического лингвострановедческого материала и как средство организации различных видов внеклассных мероприятий на языке. Их можно использовать при проведении олимпиад, викторин, Дней недели немецкого языка.

Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами пред -

мета «иностранный язык» осуществляется в большей мере за счет правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках.

Реализация названного подхода на уроках немецкого языка в старших классах должна носить системный характер.

«Целенаправленная и постоянная работа по реализации лингвострановедче -

ского подхода на уроках немецкого языка позволяет систематизировать виды

упражнений, с помощью которых учитель обучает учащихся извлекать из разных источников нужную информацию» (Шамов).

«Лингвострановедческий подход обеспечивает, кроме того, устойчивый пла - нируемый результат в области практических навыков и умений на немецком языке» (Бим). Данный результат носит двусторонний характер. С одной сторо- ны, создается прочная система навыков и умений по практическому применению языка как средства межкультурного общения. С другой - школьниками приобретаются обширные культуроведческие знания.

Реализация лингвострановедческого подхода на уроках немецкого языка позволяет учителю добиваться высоких результатов обученности учащихся, поддерживает познавательную мотивацию при обучении немецкому языку и в значительной степени облегчает работу в старших классах.

Список использованной литературы.

1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы

школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977.

2. Шамов А.Н. Реализация лингвострановедческого подхода на уроках не-

мецкого языка/А.Н. Шамов//Иностр. языки в школе. - 2003. - № 6. - с. 56 -

62


4


© 2010-2022