Статья «Использование презентаций на уроках английского языка»

В статье рассматриваются возможности применения информационно-коммуникационных средств обучения, и, в частности, целесообразность использования мультимедийных презентаций на уроках английского языка. Мультимедийные презентации являются уникальным средством реализации целей обучения и различных дидактических задач.  В данной статье приведены конкретные примеры,  как и при помощи каких программ можно реализовать эти цели и задачи в школе, оптимизируя учебный процесс, а также рассматриваются пробле...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование презентаций на уроках английского языка

Несмотря на значительное продвижение ИКТ в учебный процесс, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки.

Как показывает практика, действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций (далее - ММП), когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей.

На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразовательным предметам, можно представить следующее определение ММП как методического приема.

Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Использование ММП в процессе обучения обеспечивается определенными условиями, создаваемыми как на уровне школы в целом, так и на уровне урока.

Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются следующие: а) перспективное планирование использования ММП; б) методический анализ намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный подход к применению ММП.

Перспективное планирование использования ММП необходимо для решения важной методической задачи - подбора оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме.

Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: а) определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; б) наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в) выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов). Комплексный подход к применению ММП предусматривает их подбор к определённой теме, учитывая: а) дидактические возможности материала на разных этапах обучения; б) уровень знаний и развития учащихся данного класса; в) подготовленность и опыт учителя в использовании ММП. Создание и применение ММП возможно при соблюдении определенных требований к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих необходимым характеристикам.

Для создания ММП мною используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).

Эффективность использования ММП во многом зависит от ряда организационно-технических условий: а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; б) обеспечения постоянной готовности аппаратуры к работе; в) правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, названия папки); г) наличия в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим и страноведческим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и т. п.

Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо выполнять определенные гигиенические нормы: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут, старших - 20-25 минут.

Технология непосредственного использования ММП в учебном процессе. ММП имеет несколько этапов:

1) подготовительный;

2) преддемонстрационный;

3) демонстрационный;

4) последемонстрационный;

5) рефлексивный.

Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной технологии мною выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен:

а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП;

б) продумать цели и задачи создания слайдов;

в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности;

г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой);

д) продумать содержание текстов исходя из основных требований к ММП;

е) составить сценарий ММП;

ж) создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы;

з) применить анимационные и звуковые эффекты;

и) проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно требованиям к ММП;

к) скорректировать возможные недочеты.

В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.

На демонстрационном этапе происходит предъявление материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.

Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.

Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.

Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато они могут отвечать самым разнообразным запросам. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, уровень, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. Например, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются:

  1. по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);

  2. по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);

  3. по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

Формирование речевых умений средствами ИКТ

То, что раньше приходилось собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Далеко не все школьники имеют возможность выезжать на экскурсии за пределы города или страны, фонды крупных музеев им не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии.

Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые были наработаны:

Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

На моих уроках целью презентации может быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения учителем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим комментария, таблицей и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.

В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.

Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.

Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:

· сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;

· возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

· возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);

· возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;

· возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);

· активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

· осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;

· экономии учебного времени;

· развитии креативных способностей в организации учебной деятельности.

Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам «Мой день», «Мой любимчик» или «Мой день рождения» и др. В прежние времена я время от времени давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по теме, которой нет в учебнике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.

Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.

Заключение.

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды - это необходимость современной действительности.

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

  1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

  2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

  3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

  4. Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;

В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.

3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

Материалы данного исследования имеют не только теоретическую, но и практическую значимость и могут быть использованы учителями английского языка, заинтересованными в применении информационно-коммуникационных технологий для совершенствования иноязычных речевых умений школьников.

Список использованной литературы.

  1. Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. - М., 2007.

  2. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4,

  3. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.

  4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3

  5. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Новый курс английского языка для российских школ. - М.:Дрофа,2005.Книга для учителя к учебнику Афанасьевой и др. - М.:Дрофа,2005.Применение метода проектов. Корнева Л.П.//

  6. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3

  7. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности

при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008

  1. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи

педагогической науки // Педагогика. - 2004. - № 1.

  1. Ефременко В.А. Применение информационных технологий

на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007

  1. Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2007.-№16

  2. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.

  3. Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе.-2009.-№1.-

  4. Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2009.-№6

  5. Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку //ИЯШ.-2008.-№6.-



© 2010-2022