Обобщение опыта Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку

Проблема качественной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ становиться сегодня актуальной. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по иностранному языку, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение интересует каждого из нас.  Поэтому специальная, целенаправленная подготовка к ЕГЭ поможет эффективно и качественно подготовиться к экзамену с минимальными затратами времени и сил; избежать обидных технических...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118»






Обобщение педагогического опыта

учителя иностранного языка

Соболевой Анны Ивановны






по теме:

«Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку»























2014г.СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Актуальность опыта.

3. Основная часть: Как подготовить к ЕГЭ по английскому языку?

3.1. Структура ЕГЭ.

3.2. Типичные ошибки при сдаче ЕГЭ.

3.3. Стратегии и алгоритм работы при выполнении каждого раздела ЕГЭ

4. Результативность опыта.

5. Вывод.

6. Перечень литературы, используемой при обобщении опыта.

1. ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений модернизации Российской образовательной системы является эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), совершенно новой для России формы проверки знаний, общепринятой во многих развитых странах мира. Основными целями введения единого государственного экзамена являются обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышения эффективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Практика показывает, что для того чтобы удачно сдать ЕГЭ, во-первых, необходимо владеть достаточно полными знаниями по предмету, во-вторых, иметь опыт написания ЕГЭ и, в-третьих, быть психологически подготовленным к сдаче экзамена. ЕГЭ по иностранным языкам проводился с 2003 года в режиме эксперимента. Начиная с 2009 года единый государственный экзамен стал единственной формой государственной аттестации абитуриентов. Теперь для поступления на многие факультеты вузов необходимо сдавать ЕГЭ по английскому языку.

В чем заключается особенность ЕГЭ по английского языку? Специфика предмета заключается как раз в том, что на экзамене ученик должен продемонстрировать уровень владения английским языком, как средством общения. Одно из самых важных требований- умение учащихся выразить свои мысли как в письменной, так и в устной форме, учитывая все особенности языка (норм вежливости, социокультурные нормы, стилистические особенности языка).

ЕГЭ призван проверять и оценивать именно то, что обозначено в современных образовательных стандартах в качестве конечной цели обучения иностранному языку - уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся (практического владения английским языком в четырёх видах речевой деятельности - аудировании, чтении, говорении и письме).


2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Проблема качественной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ становиться сегодня актуальной. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по иностранному языку, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение интересует каждого из нас.

Поэтому специальная, целенаправленная подготовка к ЕГЭ поможет эффективно и качественно подготовиться к экзамену с минимальными затратами времени и сил; избежать обидных технических ошибок; узнать об особенностях ЕГЭ; узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов. Данная работа направлена рассмотреть ЕГЭ как один из аспектов модернизации образования в РФ, выделить актуальные вопросы подготовки; рассмотреть формат, структуру и особенности ЕГЭ по английскому языку; рассмотреть типы заданий; проанализировать возможные трудности и типичные ошибки; выявить стратегии успешной подготовки к сдаче экзамена; разработать уроки по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку.




















3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: «КАК ПОДГОТОВТЬ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ?»

Прежде всего, нужно усвоить одно - чем раньше Вы начнете готовиться, тем лучше. Даже если общий уровень владения английским хороший требуется как минимум год подготовки.

Каждый учитель должен определить для себя с чего он начнет работу. Прежде чем приступить к подготовке к ЕГЭ, необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми документами как ученикам, так и учителю, при этом особое внимание стоит уделить новшествам, которые введены при сдаче ЕГЭ.

Следующий этап работы- это непосредственная подготовка к ЕГЭ. Не стоит начитать работу с натаскивания различных тестовых заданий. Для начало необходимо проверить уровень знаний учащихся, выявить их «слабые места» или возможные «пробелы» в знаниях. Это поможет Вам в дальнейшем не терять времени при прорешивании различных КИМов по английскому языку. Перед тем как прорабатывать различные задания каждого раздела, необходимо ознакомиться с алгоритмом работы с каждым типом заданий, обратить внимание на типичные ошибки, которые допускаются экзаменуемыми, и предложить возможные стратегии работы.

В целом, можно сказать, что успешная сдача ЕГЭ по английскому обеспечивается следующими факторами:

· хороший уровень владения английским языком

· владение стратегиями разного вида аудирования и чтения (понимание основного содержания, запрашиваемой информации и полного понимания)

· знакомство с форматом экзамена

· тренировка всех аспектов в формате экзамена (контроль за временем, аудиозапись устных ответов с их последующим прослушиванием и анализом)

· ознакомление с критериями оценивания заданий, объяснение предъявляемых требований.

3.1 СТРУКТУРА ЕГЭ

ЕГЭ по английскому состоит из 4 разделов.



1. В разделе ЕГЭ «Аудирование» проверяется:

- понимание основного содержания, прослушанного текста

- понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте

- полное понимание прослушанного текста

Задание В1 представляет собой набор высказываний на определенную тему и экзаменуемому представлено несколько утверждений, где необходимо определить какое высказывание какому утверждению соответствует.

Задание А1-А7 представляет диалог на бытовую тему и от экзаменуемых требуется определить, соответствует ли содержание диалога содержанию предложенных утверждений.

Задания А8-А14 - интервью с известной личностью и экзаменуемым необходимо выбрать правильный ответ на поставленный вопрос

На выполнение заданий раздела «Аудирование» отводится примерное время -30 минут.

2. Раздел «Чтение» схож по структуре с разделом «Аудирование», но вместо звучащих текстов экзаменуемые должны продемонстрировать понимание письменных текстов.

В разделе «Чтение»:

задание B2- направлено на установление соответствий

задание B3- направлено на понимание логической структуры текста

задание А15-А21 - направлено на проверку полного понимания текста

На выполнение заданий раздела «Чтение» отводится примерное время -30 минут.

3. В разделе «Грамматика и лексика» группа заданий B4-B10 относится к заданиям базового уровня. Экзаменуемые должны прочитать текст и преобразовать слова, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.

Задания В11-В16 связаны со словообразованием, где необходимо образовать слово, чтобы оно грамматически и лексически подходило к соответствующему содержанию текста. Это задание повышенного уровня сложности.

На выполнение заданий раздела «Грамматика и лексика» отводится примерное время -40 минут.

4. Раздел «Письмо» состоит из двух заданий (письмо и письменное высказывание с элементами рассуждения). При выполнении заданий С1 и С2 необходимо обратить внимание на оценивание. В разделе «Письмо» оценивается :

1.ответы на вопросы

2. запрос информации

3. нормы вежливости

4.стилевое оформление

На выполнение заданий раздела «Письмо» отводится примерное время -60 минут

3.2 Типичные ошибки при сдаче ЕГЭ

Специфика предмета такова, что на едином государственном экзамене проверяются не столько знания учащегося, сколько владение английским языком как средством общения, то, как он решает задачу коммуникации, поэтому общие интеллектуальные умения являются частью проверяемых языковых.

Проверяемые умения и навыки чтения, аудирования, лексики и грамматики оцениваются объективно по принципу: правильный ответ = набранный балл.

Типичная ошибка в разделе «Аудирования» задания В1 заключается в том, что экзаменуемые соотносят утверждения с высказываниями на основании только услышанных и знакомых им слов.

В задании типа А1-А7 типичными здесь являются ошибки, связанные с той же проблемой, которую мы отметили в связи заданием В1: ответ, основанный на одном услышанном слове. При чем все усугубляется еще тем, что экзаменуемые часто путают опции false и not stated.

2. В разделе «Чтение» в задании В2 основной проблемой является интерпретация заголовков. Но стоит отметить, что большинство экзаменуемых успешно справляются с этим заданием.

А в заданиях В3 и А15-А21 часто выпускники опираются не на понимание всего текста, а на вопрос или на определенный отрывок текста.

3. Группа заданий В4-В10, относящихся к разделу «Грамматика и лексика» относится к заданиям базового уровня по грамматике. Наибольшее затруднение вызвали следующие грамматические темы:

- страдательный залог

- видовременные формы глагола

-сослагательное наклонение

- любые формы неправильных глаголов

Одной из главной проблем выполнения заданий, связанных со словообразованием является незнание основных префиксов, аффиксов для преобразования одной части речи в другую.

Задания А22-А28 повышенного уровня сложности посвящены лексической сочетаемости. В данном разделе стоит обратить внимание на то, что не все учащиеся владеют средствами связи предложении.

4. По написание личного письма следует отметить следующие типичные ошибки:

-по критерию «решение коммуникативной задачи» :

1. не даны развернутые ответы

2. отсутствует благодарность за полученное письмо

3. отсутствие завершающей фразы

4. несоблюдение объема письма

- по критерию «языковое оформление»:

1. неправильное деление на абзацы

2. нарушение логики

3. отсутствие адреса или даты

4. порядок слов в адресе не соблюден

3.3. Стратегии и алгоритм работы при выполнении каждого раздела ЕГЭ

Учитывая приведенные выше проблемы и замечания, при подготовке ученика к ЕГЭ по английскому языку следует обратить особое внимание на следующие факторы, т.к. от них зависит положительный исход экзамена:

· должный уровень развития коммуникативной компетенции (владение иностранным языком);

· овладение стратегиями разного рода аудирования и чтения;

· знакомство с форматом экзамена;

· тренировка в формате теста (выполнение инструкций, контроль за временем, магнитофонная запись устных ответов с их последующим прослушиванием и т.д.).

С целью повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и подготовки к экзамену учителям в организации учебного процесса необходимо обращать более пристальное внимание на применение различных стратегий аудирования, чтения грамматики и письма в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.

Стратегии при выполнении заданий уровня В2:

1. внимательно прочитайте заголовки и выделите ключевые слова

2. прочитайте тексты или абзацы, чтобы понять их

3. Подберите заголовок, соответствующий, с Вашей точки зрения, тому или иному тексту

4. Не обращайте внимание на незнакомы слова, если они не мешают понять основную мысль текста. Можно использовать метод «языковой догадки» в отношении незнакомых слов

5. Помните, один заголовок не соотносится ни с одним из текстов

Стратегии при выполнении заданий уровня В3:

1. Прочитай текст, чтобы понять его

2. Внимательно прочитайте части предложения, которыми Вам следует заполнить пропуски

3. Выделите слова или словосочетания, в частях предложений и проанализируйте, с какими словами или словосочетаниями они могут соотноситься в тексте

4. Обращайте внимания на слова до и после пропуска, а также знаки препинания

5. Особое внимание обратите на согласование подлежащего и сказуемого, устойчивые выражения и грамматические структуры

Стратегии при выполнении заданий уровня А15-А21:

1. Быстро просмотрите текст о чем он

2. Прочитайте текст внимательно, чтобы полностью понять содержание

3. Прочитайте вопросы и продумайте ответы, не читая предложенные варианты

4. Найдите отрывок в тексте или фрагмент, который относится к каждому из вопросов

5. Вернитесь к вопросам и выберете один из 4 предложенных вариантов ответа, который вы считаете правильным

6. Обратите внимание, что неверные ответы содержат слегка измененную информацию из текста. Часто верным ответом будет ответ , который содержит синонимичную информацию

Стратегии для выполнения заданий В11-В16 (словообразование):

1. Прочитайте текст и определите для себя какая часть речи необходима для заполнения пропусков

2. Прочитав предложение определите какая приставка или суффикс данной части речи придает образованному слову нужный смысл

3. Проверьте написание всех вписанных слов в пропуски

При выполнении заданий В4-В10 стоит обратить внимание на следующий алгоритм работы:

1. Если в задании опорным слово является имя существительное, то возможно несколько вариантов преобразования.

-из единственного числа во множественное (обратите внимание, на слова исключения/ исчисляемое существительное или нет)

- притяжательная форма имени существительного

Если в задании опорным словом является прилагательное или наречие, то нужно определить какая степень сравнения требуется.

Если в задании опорным словом является глагол, то возможно несколько вариантов:

- определите форму глагола (личная или неличная)

- определите залог (активный или пассивный)

- обратите внимание на согласование подлежащего со сказуемым

Важно помнить, что все задания- это один текст, в котором соблюдаются правила согласования времен.

Стратегии выполнения заданий раздела «Письмо» С1

- внимательно прочитать не только инструкции, но и текст- стимул ()отрывок из письма друга)

- при ознакомлении с текстом-стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме

- выделить тему, предложенную для вопросов другу

- наметить план своего ответного письма (учитывая требования по объему)

- не забыть написать адрес и дату в верхнем углу письма

- не забыть поблагодарить за письмо

- в основной части письма ответить на все заданные вопросы

-задать необходимые вопросы другу по переписке

- в заключительной части письма у помянуть о будущих контактах, написать завершающую фразу, подписать письмо

- проверить организацию и логичность текста, соответствие требуемому объему

Аналогично следует разработать с учащимися проверяемые умения и стратегии выполнения задания С2. Данное задание значительно сложнее, а отсюда- более широкий диапазон проверяемых умений, но следует еще раз подчеркнуть, что эти умения входят в программу профильного уровня и не ожидаются от выпускников, обучавшихся по программе базового уровня.


4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Регулярное использование на уроках и внеурочной деятельности заданий в формате ЕГЭ, стратегий и алгоритмов работы с каждым типов заданий, повысило качество подготовленности, а также качество знаний по предмету, позволило учащимся более уверенно чувствовать себя при выполнении заданий каждого раздела, особенно раздел «Аудирование», и, применить свои знания при проведении конкурсов, викторин, олимпиад.



5. ВЫВОД


Подготовка к ЕГЭ -это глубокий и интенсивный процесс приобретения учащимися и расширения объема языковых знаний, совершенствование речевых умений и навыков, накопление опыта работы в формате ЕГЭ.

Поэтому хочется подчеркнуть, что подготовка к ЕГЭ не является самоцелью; это этап обучения, который строится на тех же коммуникативно-когнитивных принципах, которые лежат в основе современной методике обучения иностранным языкам. В конечном счете, подготовка к ЕГЭ- это подготовка к будущей взрослой жизни, в которой в любой профессии коммуникация-общение с людьми, с текстом, с информационным пространством- будет играть важнейшую роль.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. Н. Соловова, John Parson. Английский язык. ЕГЭ 2012. М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2012.

2. Ю. С. Веселова. «Тематический тренажер по английскому языку. Чтение». М.: Интеллект -центр, 2012

3. Ю. С. Веселова. «Тематический тренажер по английскому языку. Грамматика». М.: Интеллект -центр, 2012

4. Ю. С. Веселова. «Тематический тренажер по английскому языку. Словообразование». М.: Интеллект -центр, 2012

5. М.В. Вербицкая, К.С Махмурян Методические рекомендации по подготовке к разделам «Аудирование » и «Чтение» по английскому языку. Журнал «Иностранные языки в школе». М.: Просвещение , 2014

6. М.В. Вербицкая, К.С Махмурян Методические рекомендации по подготовке к разделам «Грамматика и лексика » и «Письмо» по английскому языку. Журнал «Иностранные языки в школе». М.: Просвещение , 2014



11




Название раздела

Количество заданий

Уровень сложности

Аудирование

15

3 уровня сложности

Чтение

9

3 уровня сложности

Грамматика и лексика

20

Базовый и повышенный

Письмо

2

Базовый и высокий

ФИО

2012-2013 год

1. Курт Ульяна


2. Земцовская Виктория

3. Дудинский Александр

4. Каурова Ксения

2 место в школьной олимпиаде по английскому языку

2 место в районной олимпиаде по английскому языку

ЕГЭ-80 баллов

Участие в школьной олимпиаде

ЕГЭ-67 баллов

Участие в школьной олимпиаде

ЕГЭ-67 баллов

ЕГЭ-42 балла

© 2010-2022