Урок в системе деятельностного подхода

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в системе деятельностного подхода.


До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уорд

Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать образовательное пространство.

В сентябре 2010 года наша школа в режиме пилотной включилась в работу по введению федеральных государственных стандартов начального общего образования. В основе стандартов - достижение нового образовательного результата, который возможен при реализации системно-деятельностного подхода. Стандарты не изменили основную форму организации учебного процесса, ею так и остался - урок. Урок, его планирование и проведение - это то, с чем учитель имеет дело ежедневно. Было ясно одно - необходимо менять урок, сохранив все самое ценное, что было в нем. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволил выявить особенности системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в обучении исходит из положения о том, что формирование новых способностей человека есть результат перевода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Это значит, что при изучении содержания учебного предмета важно не формулировать готовые факты, а создавать условия для представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предлагать организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа).

Понятие системно - деятельностного подхода можно представит тремя составляющими:

  1. Система:Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, котороеобразует определённую целостность, единство.

  2. Деятельность:Человеческая форма активного отношения кокружающему миру, содержание которойсоставляет его целесообразное изменение.

  3. Подход: Совокупность приёмов и способов ввоздействии на кого (что) либо или в изучениичего-либо для получения определенногорезультата.

Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании.Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для работы из разных источников были накоплены таблицы, памятки по построению современного урока, какова структура урока с позиции системно - деятельностного подхода, в чем суть изменений в деятельности педагога.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы педагогической деятельности помогают реализовать требования нового Стандарта, например, работа по ОС «Школа 2100», не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

При проектировании урока пользуюсь своеобразным конструктором. В нем отражены этапы урока, выделены универсальные учебные действия (УУД), которые должны быть сформированы у обучающихся, формы работы, педагогические технологии (ФР, ПТ), методы обучения. Не претендую на новизну приемов, многие из них известны как активные методы обучения (АМО) и представлены на Образовательном портале «Мой университет», факультет технологий интерактивного обучения. Руководством к действию для меня являются и «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина.

Урок в системе деятельностного подхода

  1. Объявление темы урока - формулируют сами учащиеся (учитель подводит

учащихся к осознанию темы).

УУД: Познавательные общеучебные, коммуникативные.

ФР, ПТ: Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)

АМО: «Ассоциации», «Мозаика», «Я возьму тебя с собой», «Удивляй!»

  1. Сообщение целей и задач урока -формулируют сами учащиеся, определив

границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей

и задач).

УУД: Регулятивные (целеполагание), коммуникативные.

ФР, ПТ:Ведение проблемного диалога.

АМО:«Список покупок», «ИДЕАЛ», «Ковер идей».

  1. Планирование - учащиеся планируют способы достижения намеченной цели (учитель помогает, советует).

УУД: Регулятивные(планирование).

ФР, ПТ: Работа с картой урока, с интерактивным плакатом.

АМО:«Крылья и зубы», «Дерево у автобусной остановки»

  1. Практическая деятельность учащихся - Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(учитель консультирует).

УУД: Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

ФР, ПТ: Групповая, парная, индивидуальная формы работы, проведение ролевых игр, работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части), словарями, справочниками, ИКТ.

АМО: «Ульи», «Мозговой штурм», игра «НИЛ», «Лови ошибку», «Особое задание», «Пресс - конференция», «Динамическая пауза»

  1. Осуществление контроля - учитель консультирует, учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль).

УУД: Регулятивные(контроль, самоконтроль), коммуникативные.

ФР, ПТ: Применение методикибезотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман), работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

АМО: «Фома Неверующий», «Свои примеры», «Сравняйте позиции»

  1. Осуществление коррекции - учащиеся формулируют затруднения и

осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует,

помогает).

УУД: Коммуникативные, регулятивные (коррекции).

ФР, ПТ:Использование памяток, организация взаимопомощи.

АМО:«Инфо-угадайка», «Светофор»

  1. Оценивание учащихся

УУД: Регулятивные(оценивание, самооценивание), коммуникативные.

ФР, ПТ: Применение методики безотметочного обучения (автор

Г.А.Цукерман), работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных

ответов (по заранее определённым критериям).

АМО:«Кредит доверия», «Волшебные линеечки», «Своя валюта»

  1. Итог урока - проводится рефлексия.

УУД: Регулятивные, коммуникативные.

ФР, ПТ: Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов -

кружков в листах обратной связи, смайликов.

АМО:«Кредит доверия», «Волшебные линеечки», «Своя валюта».

  1. Домашнее задание - учащиеся могут выбирать задание из предложенных

учителем с учётом индивидуальных возможностей.

УУД: Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Фр, ПТ: Дифференциация заданий, применение творческих заданий,

практико-значимых заданий.

АМО:«Дерево желаний».

Базовыми понятиями системно - деятельностного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.

В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

Литература

  1. moi-universitet.ru/

  2. Гин А.А. приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс. 2000.

  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2006.

  4. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  5. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(3). - С. 46-54.

  6. Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС. Режим доступа: [festival.1september.ru/articles/595419/]

  7. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm





© 2010-2022