Системно-деятельностный подход на уроках англ. яз

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС .

«Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» Ж.Делор (Четыре столпа, на которых основывается образование.)

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Результаты проводимых международных исследований показывают, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но они плохо умеют выполнять задания с использованием методов наблюдения, классификации, сравнения, планирования эксперимента и проведения исследования. Из года в год снижается способность учащихся к логическому построению материала, к умению делать выводы и обобщения, знания становятся всѐ более фрагментарными, несистематизированными. В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий обучения. Говоря о новых технологиях обучения, имеются в виду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы в организации процесса обучения.

Изучение английского языка в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от стартовых способностей, поскольку оно положительно влияет на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; оно имеет стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, что в свою очередь сказывается на владении родным языком.

В Основной образовательной программе начального общего образования указывается, что «иностранный язык … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Интегративной целью обучения в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Изучение иностранного языка направлено на развитие личностных качеств младших школьников в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Необходимыми сегодня становятся не только сами знания и знания о том, где их применять, но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье - результат деятельности, а деятельность - это решение поставленных задач. И поэтому в виде методологической базы используется в качестве ведущего системно- деятельностный подход. Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» или «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формируя его творческие способности и личностные качества. Таким образом, мы можем просмотреть в этих формулировках требования к универсальным учебным действиям, сформулированным во ФГОС и ведущим к личностным, предметным и метапредметным результатам. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Иначе говоря, в системно-деятельностном подходе категория «деятельность» занимает ключевое место, а деятельность рассматривается как своего рода система. Для того чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Известный психолог А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь - это «система, сменяющих друг друга деятельностей». Только через собственную деятельность познается мир, получаются знания.

Составной частью деятельностного подхода являются следующие положения:

- учѐт ведущих видов деятельности и законов их смены;

- обязательная результативность каждого вида деятельности;

-мотивированность любых видов деятельности;

- создание воспитывающей ситуации деятельности;

- личностное развитие, нравственное обогащение в ходе любых видов деятельности;

- сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности;

- обязательная рефлексивность всякой деятельности.

Деятельностная сущность обучения английскому языку осуществляется через «деятельностные задания», которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в учебно- познавательную деятельность.

Задача школы сегодня - не дать объем знаний, а научить учиться. И это укладывается в систему универсальных учебных действий (УУД). Что мы имеем в виду под учебной деятельностью? Это не есть чистое познание. Это организация развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание же встраивается в этот процесс. Чему должен научиться ребѐнок? Вспомним притчу о голодном путнике: «Я могу вам дать рыбу, чтобы утолить голод», сказал мудрец. «Но лучше я научу вас еѐ ловить, и вы всегда будете сыты». А ведь это опять универсальные учебные действия. Именно в деятельности порождается знание (life skills). Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для ученика. Когда эта цель «присвоена», он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник познавательный интерес, надо его столкнуть с преодолимой трудностью, т.е. создать проблемную ситуацию, чтобы решить еѐ, выполнить учебные действия, получить результат.

Технология деятельностного подхода включает в себя последовательность определѐнных шагов:

1 шаг. Мотивация (самоопределение к деятельности) - оргмомент урока:- создаются условия для внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделяется содержательная область (могу).

2 шаг. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности -- повторение на уроке: актуализация знаний, достаточных для построения нового способа деятельности и тренировка соответствующих мыслительных операций. В конце этапа создаѐтся затруднение - тупик.

3 шаг. Постановка учебной задачи - исследовательский этап: ученики- выделяют в учебном диалоге причину затруднения, организуется деятельность по исследованию этого затруднения в форме беседы (предполагаю). В конце этапа выделяется тема и цель урока.

4 шаг. Построение проекта выхода из затруднения - выбор метода разрешения- проблемной ситуации и выдвижение гипотезы через коммуникативную деятельность (диалог с учениками).

5 шаг. Проверка гипотез, реализация проекта новым способом действия- (новый материал на уроке).

6 шаг. Первичное закрепление во внешней речи - решение типовых заданий- новым способом с новым алгоритмом.

7 шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - индивидуальная- работа по применению нового способа действий, сравнению с образцом и самооценкой.

8 шаг. Включение в систему знаний и повторение - новое знание в контексте- с уже изученным - известным знанием.

9 шаг. Рефлексия деятельности (итог урока) - самооценка учеником- деятельности на уроке, степени достижения поставленной цели и результатов этой деятельности.

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного. Этапы 1, 2, 6-8 - это традиционный подход к обучению; этапы 3-7 (по классификации П.Я. Гальперина), завершение этапа 2 (по классификации Л.В. Занкова), этапы 3, 4, 6, 8 (по классификации В.В. Давыдова) - это идеи развивающего обучения. Сочетание 3 и 4 этапов дали рождение технологии проблемно-диалогического обучения. Ставка на этап 3 - технология исследовательской деятельности. Акцентирование 4 этапа даѐт технологию проектной деятельности. Таким образом, технология деятельностного подхода предоставляет учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие «нового» знания.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

4. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребѐнка должно быть сформировано обобщѐнное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального из них.

6. Принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

7. Принцип минимакса заключается в том, что каждому школьнику предлагается содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учѐт интересов учащихся;- учение через обучение мысли и действия;- познание и знание - следствие преодоления трудностей;- свободная творческая работа и сотрудничество.- Жизнь не стоит на месте.

Меняются дети, меняется школа. Учителя находятся в постоянном поиске: как научить учеников мыслить и действовать самостоятельно? Ведь именно это сейчас ценится гораздо выше, чем просто эрудиция. И ФГОС нового поколения повторяет нам: вместо простой передачи знаний ЗУНов от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей учащихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умения учиться. И поэтому сегодня вновь актуальны слова доктора педагогических наук, профессора Уильяма Уорда: «Посредственный учитель предлагает, Хороший учитель объясняет Выдающийся учитель показывает, Великий учитель вдохновляет»



На уроках английского языка используются следующие интерактивные технологии обучения:

• Работа в парах и группах
• Различные игры
• «Мозговой штурм»
• Дискуссия
• Проектная работа
• Ролевая (деловая) игра
Все эти технологии помогают реализовывать все основные дидактические принципы обучения при системно-деятельностном подходе.

Работа в парах и группах

(реализация принципа деятельности, принципа непрерывности и принципа минимакса)

Алгоритм работы (индивидуальной и парной) с грамматическими правилами

• Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями по определенной грамматической теме, в процессе выполнения заданий они определяют свои затруднения;
• Учащиеся получают карточку с правилом, в ходе знакомства с которым у них есть возможность исправить свои ошибки в своей карточке, происходит самопроверка;
• Происходит обмен карточками в паре и раздаются карточки с ответами, происходит взаимопроверка;
• Учащиеся получают обратно свою карточку и имеют возможность провести рефлексию;
• Карточки сдаются для проверки учителю, карточка с правилом прорабатывается и основные положения, которые учащийся считает для себя важными, конспектируются в тетрадь.

Алгоритм работы с лексическим материалом в группе

Учащиеся с увлечением работают по следующему алгоритму:
• придумайте в группе предложение, используя изучаемую лексику и изучаемый грамматический материал
• переведите в группе предложение на английский язык;
• группы обмениваются своими предложениями на русском языке и также переводят их на английский язык
• участники групп проверяют друг друга на правильность перевода
• совместное обсуждение возникающих затруднений при переводе, составление индивидуального плана дальнейшего развития - рефлексия.

Ролевые игры на уроках английского языка

(реализация принципов деятельности, целостного представления о жизни, психологической комфортности и творчества)
Цели ролевой игры:
- попробовать себя в различных социальных ролях;
- учиться коммуникации в различных ситуациях общения.
Наибольший интерес у обучающихся вызывают ролевые игры и игровые ситуации. Например:
• «Встреча с иностранцем» (2 класс),
• «В магазине», «На Дне рождения», (3 класс),
• «В незнакомом городе», «У врача» (4 класс),
• «Переводчик» (6 класс).
Проектная работа на уроках английского языка

(реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
В начальной школе на уроках английского языка целесообразно использоватьиндивидуальные минипроекты и групповые проекты. Индивидуальные минипроекты являются основой проектной деятельности во 2-4 классах по различным темам: «Моя любимая игрушка», «Я и моя семья», «Дом моей мечты», «Мои интересы», «Парад животных» и др

Виды интерактивных уроков английского языка

• Урок - ролевая игра
• Урок творчества
• Урок-конкурс (викторина)
• Урок - праздник
• Урок-спектакль

Урок творчества

(реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
Основные способы развития творческих способностей:
• изготовление поделок (маски, украшения на ручки, наряды для героев, динозавры, различные открытки, украшения на елку, лото, роботы, медали и т.д.);
• написание сочинений и составление рассказов;
• разгадывание и составление ребусов и кроссвордов;
• подготовка рисунков.

Урок - конкурс (викторина) и урок-праздник

(реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
Пользуются особой популярностью среди детей. Конкурсы - одна из форм развития творческой активности. Они, как правило, являются логическим завершением работы над темой или приурочены к какому-либо празднику.
Традиционные конкурсные и праздничные программы (2-11 класс):
• «Рождество», « День чая»(2-4 классы);
• Конкурсы на неделе английского языка
Урок- спектакль

• углубляет знание языка
• развивает интерес к литературе
• способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей
• помогает лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка
• учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы

Существующие проблемы при реализации дидактических принципов
системно-деятельностного подхода

• Не всегда интерактивные уроки, связанные с развитием свободного говорения (дискуссии, круглый стол), проходят на должном уровне, связано это с тем, что подобные уроки проводятся в средних и старших классах, учащиеся этих классов свободно говорить не умеют, а домашние заготовки для урока делают далеко не все.
• Учащиеся начальных классов не всегда хорошо организуются в пары и группы, действует принцип «нравится - не нравится». Практически в каждом классе есть ученик, с которым никто не хочет работать.
• В начальных классах существуют проблемы с внимательным слушанием во время защиты проектных работ.
• Отсутствие мотивации к обучению у некоторых учеников.
• Имеются ЦОР, но не всегда есть возможность использовать их на уроках.

Планы на будущее в рамках реализации системно-деятельностного подхода на уроках

Попробовать использовать в обучении следующие интерактивные технологии:
«Карусель» (Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника).
«Броуновское движение» (Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме).
«Дерево решений» (Класс делится на несколько групп с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи).
«Займи позицию» (Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию).
Попробовать проведение следующих интерактивных уроков:
• Урок - концерт
• Урок - интервью
• Урок - виртуальная экскурсия
Необходимо обращать больше внимания на развитие говорения на всех уровнях обучения.
Продумать меры повышения мотивации к обучению

Выводы:

• Уроки английского языка проводятся в соответствии с основными дидактическими принципами системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС;
• Применение различных видов интерактивных технологий на уроках помогают реализовывать в большей степени отдельные дидактические принципы, в то время как полностью интерактивные уроки, такие как урок творчества, урок-ролевая игра и т.д. работают сразу на реализацию всех дидактических принципов.


© 2010-2022