Методическое пособие по организации внеаудиторной самостоятедльной работы

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение СО

«Энгельсский колледж профессиональных технологий»















иностранный язык (немецкий)



Методическое пособие

для ВСР студентов


для специальностей

44.02.06. «Профессиональное обучение» (051001)

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (190631)

















Энгельс, 2014 г.


Одобрено цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №_______ от «_____» «____________» 2015г.

Председатель Тихонова И.А. _______________________


Рекомендовано методическим Советом к применению в учебном процессе

Протокол № ______ от «_____» «____________» 2015г.

Зам. По УМР Карюкина О.А. ___________________




Автор: О.В. Гой - преподаватель первой категории

Рецензент: Тихонова И.А. преподаватель высшей категории

Пояснительная записка


Данное методическое пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов специальностей 44.02.06. «Профессиональное обучение» (051001) и 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (190631).

В рабочем учебном плане по дисциплине Иностранный язык для данных специальностей на внеаудиторную самостоятельную работу студентов отводится 78 часов.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии привычек к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Современные требования студентам предусматривают не только овладение знаниями будущей специальности, но и углубленным изучением иностранного языка.

Внеаудиторная самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизировать и закрепить полученные знания и практические умения;

  • углубить и расширить теоретические знания;

  • сформировать умения использовать справочную специальную и дополнительную литературу;

  • развить познавательную способность студентов;

  • сформировать способности к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию студентов.

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, определения её содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы. Данное методическое пособие представляет собой полный инструктаж для студента относительно его самостоятельной деятельности и содержит комплекс необходимых памяток, инструкций, наводящих вопросов, опор и иную, необходимую, по мнению преподавателя информацию.

Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать своё время. Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помочь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.

  1. Общие указания, предъявляемые к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

План выполнения ВСР по дисциплине оформлен в виде таблицы, которая содержит в себе название темы, вид самостоятельной работы, сроки её выполнения и формы контроля.

Наименование

темы

Вид

Срок

выполнения

Форма контроля

1.1.

Описание людей:

Друзей, родных. Внешность, характер, личностные качества


Изготовление карточки-указателя по произношению и правилам чтения.

К следующему уроку

Индивидуальная проверка.

1.Описать внешность человека (на выбор)

2.Изготовление негеологического дерева своей семьи

К следующему уроку

Письменная индивидуальная проверка

1.2. Межличностные отношения.

Подготовка (сочинения) презентации о своей семье.

К зачётному уроку по теме

Защита творческой работы

1.3. Здоровье,спорт. Правила здорового образа жизни.

Работа с текстом «Сергей Улегин»

К следующему уроку.

Индивидуальная проверка.

Подборка интересных фактов о видах спорта.

К следующему уроку.

Устная проверка

1.4. Город, инфраструктура.

Подготовка презентации по теме «Город, в котором я живу».

К зачётному уроку по теме.

Защита творческой работы

1.5. Природа и человек.

2.Составление кроссворда по теме «Защита окружающей среды».

К следующему уроку.

Индивидуальная проверка

Письменный перевод текста «Die Erde»

К следующему уроку.

Индивидуальная проверка

1.6. Научно-технический прогресс.

Подготовка сообщения о любом изобретателе Германии.

К зачётному уроку

Защита творческой работы

Тема 1.7. Повседневная жизнь. Планирование времени.

Составление плана-распорядка своего дня.

К следующему уроку

Письменная проверка

Тема 1.9. Новости, средства массовой информации.

Работа с текстом «Wo erschienen die ersten Zeitungen?» А.П. Кравченко «Немецкий язык», Ростов на Дону

К зачётному уроку.

Письменная проверка.

Тема 1.10. Общественная жизнь.

Подготовка презентации о нашем колледже

К зачётному уроку.

Защита творческой работы

Тема 1.11. Культурные и национальные праздники.

Подготовка реферата по теме «Праздники Германии»

К следующему занятию

Устная проверка

Подготовка реферата по теме «Великие люди Германии».

К зачётному уроку.

Устная проверка

Тема 1.12. Государственное устройство и правовые институты.

Подготовка реферат по теме «Германия».

К зачётному уроку

Устная проверка

Тема 1.13.

Система образования в Германии и России.

Подготовка сообщение «День Знаний в Германии».

К следующему занятию

Устная проверка

Тема 2.1. Числа, цифры, математические действия.

Составление таблицы «Образование порядковых и количественных числительных».

К следующему занятию

Устная проверка

Тема 2.2. Основные геометрические понятия и физические явления.

Работа с текстом «Vulkane», Учебник «Deutsch -11» стр. 82

К следующему занятию

Устная проверка

Тема 2.3. Промышленность, транспорт: детали, механизмы.

Подготовка сообщения по теме «Изобретатели, внёсшие свой вклад в развитие автомобилестроение».

К следующему занятию

Устная проверка

Тема 2.4. Профессии и профессиональные качества. Профессиональный рост, карьера.

Составление словаря качеств, которыми должен и не должен обладать специалист своего дела.

К следующему занятию

Письменная индивидуальная проверка.

Тема 2.5.Социальные и производственные отношения.

Работа с текстом «Die Sozialversicherung in Deutschland»

К зачётному занятию

Устная проверка.

Тема 2.6. Инструкции, руководства.

Составление словаря технической лексики.

К следующему занятию

Письменная проверка

Тема 2.7.Оборудование, работа.

Письменно перевести текст "Die Arbeit",

К зачётному занятию

Устная проверка

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

  • уровень усвоения студентом учебного материала;

  • умения студента использовать полученные знания при выполнении практических задач;

  • умение студента активно использовать электронные образовательные ресурсы;

  • умение студента находить требующуюся информацию, изучить её и применить на практике;

  • умение студента ориентироваться в потоке информации и находить главное;

  • обоснованность и чёткость изложенного ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умение дать оценку той или иной информации.

Рефераты, сообщения, письменные работы студента должны быть оформлены в соответствии с едиными требованиями к выполнению текстовых документов в колледже.

Контроль выполнения ВСР осуществляется в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине. Контроль проходит в письменной или устной форме, с представлением продукта творческой деятельности студента. Контроль выполнения ВСР может осуществляться во время семинарских занятий, зачётных уроков, в виде тестирования, самоотчётов, защиты творческих работ, а также в виде просмотра преподавателем, выполненных студентами дома, письменных работ.









  1. Указания по оформлению и выполнению отдельных видов внеаудиторной самостоятельной работы


Основной модуль


К теме 1.1. Описание людей:

Друзей, родных. Внешность, характер, личностные качества

По данной теме в качестве самостоятельной внеаудиторной работы студентам предлагается несколько видов работ: изготовление карточки-указателя по произношению и правилам чтения, генеалогическое дерево своей семьи.

1.Вид задания: изготовление карточки-указателя по произношению и правилам чтения.

Цель работы: для закрепления и систематизации правила чтения в немецком языке.

Срок выполнения: к следующему уроку

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная проверка.

Карточка указатель по произношению и правилам чтения немецкого языка составляется на основе лекционного материала, предоставленного преподавателем во время прохождения данной темы во время аудиторных занятий. Также можно воспользоваться учебным источником «Немецкий язык» А.П. Кравченко, стр. 5-11. Студент должен самостоятельно проанализировать лекции и выписать все буквосочетания немецких гласных и согласных с правилом их произнесения. При этом он должен выделить для себя (цветным карандашом или как удобно) те буквосочетания, в прочтении которых он часто делает ошибки. Кроме того, на каждое буквосочетание нужно придумать свои примеры. При выполнении данного вида работы можно воспользоваться следующей таблицей:

Буквосочетание

Как произносится (транскрипция)

Примеры

Оформить карточку-указатель следует в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы. При возникновении трудностей при чтении текстов на немецком языке студент всегда может воспользоваться карточкой. Это позволит лучше запомнить правила чтения и снимет барьер при прочтении текстов на иностранном языке.

2.Вид работы: изготовление генеалогического дерева своей семьи.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная проверка.

Рекомендации по оформлению генеалогического древа семьи.

Изготовление генеалогического древа своей семьи процесс очень увлекательный. Вы представляете собой начальную веточку семейного древа. Вписав себя, соберите информацию о родителях и запишите ее. Далее ищите сведения о ваших бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях. Для зачёта будет достаточно составления таблицы до 3-его колена. Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей.

Обратите внимание, в вашем генеалогическом древе должно быть подписано на немецком языке, кем вам являются ваши родственники.

Нарисовать древо семьи можно схематично, но красочность оформления приветствуется. Методическое пособие по организации внеаудиторной самостоятедльной работы

Методическое пособие по организации внеаудиторной самостоятедльной работы

Если вы всерьез увлечетесь генеалогией, то для продолжения ваших исследований вам потребуются более серьезные, архивные, изыскания. Подробно о том, в каких архивах и что искать вы можете узнать из интернета. Очень интересную информацию о своей фамилии можно найти на сайте vsefamilii.tajnafamilii.ru.

К теме 1.2. Межличностные отношения.

В качестве самостоятельной работы по теме «Межличностные отношения» студентам предлагается выполнить два вида работ на выбор: написать сочинение на тему «Моя семья» (первый уровень сложности) либо подготовить презентацию по теме «Моя семья» (третий уровень сложности).


  1. Вид работы: написать сочинение на тему «Моя семья».

Цель работы: закрепление лексики по теме урока, закрепление и систематизация изученных грамматических явлений немецкого языка.

Срок выполнения: к зачётному уроку по теме.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная письменная проверка.

Рекомендации по написанию сочинения по теме «Моя семья».

Сочинение - это творческая работа студента, которая показывает способность изложения в письменной форме своих мыслей. Как в русском, так и в немецком языке сочинение состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Функция вступления - ввести в тему, которую вы хотите осветить, для этого достаточно 2-3-фразы. В качестве вступления по теме «Моя семья» можно использовать такие фразы как:

Ich bin ein glücklicher Mensch - ich habe eine große Familie.

Die Familie spielt eine große Rolle im Leben jedes Menschen.

Man sagt: Gute Familie fügt Geist-Seele. (Добрая семья прибавит разума-ума.)

В основной части сочинения вы подробно рассказываете о своей семье: как зовут каждого члена вашей семьи, сколько лет, чем занимается, чем интересуется. Следующие вопросы помогут вам организовать свои мысли и ничего не забыть.

  1. Aus wieviel Personen besteht deine Familie?

  2. Wer sind diese Personen?

  3. Hast du Opa?

  4. Wie heißt er?

  5. Wie alt ist dein Opa?

  6. Ist er Rentner? Arbeitet er noch?

  7. Wie heißt deine Oma?

  8. Womit ist sie beschäftigt?

  9. Wohnen deine Großeltern mit dir?

  10. Erzähl bitte über deine Eltern.

  11. Wie heißen sie?

  12. Wie alt sind sie?

  13. Wo sind sie berufstätig?

  14. Wofür interessieren sie sich?

  15. Hast du Geschwister?

  16. Ist dein Bruder (oder Schwester) älter oder junger als du?

  17. Erzähl bitte ausführlich über deine Geschwister?

Не забудьте в основной части вашего сочинения рассказать о себе, ведь вы неотъемлемая часть вашей семьи. Причём рассказом о себе вы можете, как начать основную часть вашей работы, так и закончить её. Начать рассказ о себе вы можете с помощью предложенных выражений:

Was mich anbetrifft, …

Ich möchte jetzt über mich erzählen.

Darf ich mich vorstellen?

Или лаконично: Ich heiße …. Ich komme aus ….

Рассказывая о себе, употребите следующие слова:

Der Student, studieren, das Staatlichen Berufspädagogischen College, die Fachrichtung, das Studienjahr, Spaß machen, sich interessieren.

Следите за тем, чтобы ваша письменная речь не была однообразной. На пример, когда вы рассказываете, где работают ваши родители, не обязательно использовать только немецкое arbeiten.У этого слова много синонимов: beschäftigt sein, beruflich sein, tätig sein, von Beruf sein. Для того чтобы найти слова близкие по смыслу, воспользуйтесь словарём. Использование синонимов, безусловно, украсит ваше сочинение.

Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, еще раз обратив внимание на самое главное, высказать своё собственное мнение. Закончить своё сочинение можно следующими фразами.

Ich möchte eine eigene große Familie haben.

Ich liebe meine Familie.

Ich bin der Ansicht, dass …

Ich bin überzeugt, dass …

Es gibt nichts Besseres als die Freizeit im Familienkreis zu verbringen.

Особое внимание уделите орфографии, не ленитесь заглядывать в словарь, когда вы сомневаетесь, как пишется то или иное слово. Не забывайте о грамматике немецкого языка. Повторите правило «Порядок слов в простом повествовательном предложении» и «Настоящее время немецких глаголов».

Несомненно, написать сочинение на иностранном языке сложнее, чем на родном языке. Но не случайно темы, выбранные для самостоятельной работы, носят личностный характер: вы пишите о тех, кого вы лично знаете и о том, что переживаете.

Viel Erfolg!

Geduld und Fleiß bricht alles Eis - Терпение и прилежание прорубят любой лёд.


  1. Вид работы: Подготовка презентации по теме «Моя семья» с использованием ИТ.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Оформление: презентация в Power Point.

Форма контроля: защита творческой работы.

Несколько советов помогут вам создать свою презентацию.


Создание презентации

Независимо от того, какая тема, презентация в PowerPoint поможет вам донести свою идею до аудитории. Благодаря этим методам вы научитесь делать презентацию на основе шаблона PowerPoint создавать свою презентацию. Вот несколько шагов, которые помогут вам начать.

1. Запустите программу PowerPoint.

Вы увидите пустой экран с двумя рамками в середине экрана. В одной рамке написано: «Заголовок слайда», в другой написано: «Подзаголовок слайда».

2. На вкладке в верхней левой части экрана нажмите на «Файл».

3. На вертикальной панели инструментов слева нажмите на «Создать».

4. Чтобы использовать шаблон, нажмите на поле «Образцы шаблонов».

Шаблон представляет собой слайд-шоу с уже установленным фоном, разработанным для конкретных презентаций, таких как описание направления дороги или информационный отчет.

5. Нажмите на тот шаблон, который подходит для вашей презентации.

6. Чтобы использовать тему, нажмите на поле «Темы» на вкладке «Создать».

Тема представляет собой слайд-шоу с уже установленным фоном.

7. В меню нажмите на тот шаблон или тему, с которой вы хотите работать. который можно использовать для всех видов презентаций.

8. Как только тема загрузилась, напишите заголовок и подзаголовок вашей презентации.

9. После того, как заголовок выбран, нажмите на кнопку «Создать слайд» на вкладке «Слайды» вверху.

Новый слайд также можно создать, нажав на быструю клавишу (Ctrl + M).

10. Продолжайте добавлять информацию, которую вы считаете нужными.

Однако, в PowerPoint, меньше часто лучше.

11. Как только презентация готова, выберите «Файл Сохранить как» и сохраните данные, таким образом вы сможете к ним потом вернуться.

12. Если вы хотите посмотреть свою презентацию в виде серии слайдов, нажмите на вкладку «Показ слайдов» и потом нажмите на «С начала» слева вверху.

Если вы хотите сделать фильтрацию файлов, нажимайте на стрелочки влево и вправо на клавиатуре, чтобы вернуться назад или перейти вперед, соответственно.

Готово. Вы создали вашу первую презентацию.

Предупреждения

  • Эти инструкции могут немного отличаться для разных версий PowerPoint.

  • Постоянно сохраняйте свою работу. Таким образом, если вы случайно нажмете кнопку выключения или ваш компьютер сам выключится, вы не потеряете всю проделанную работу!

  • Убедитесь, что ваша PowerPoint презентация совместима с тем устройством, на котором вы будете ее представлять. У вас может быть совсем другая версия PowerPoint. Если хотите, чтобы ваша презентация всегда работала на других компьютерах, неплохо иметь при себе копию Microsoft's PowerPoint Viewer 2007.

  • Не надо слишком много спецэффектов, потому что это может отвлекать внимание или раздражать.

  • Помните, что чем больше объектов вставляете в презентацию, тем больше ее размер. Поэтому, если вы собираетесь сохранять ее на диск, нужно чтобы ее размер был небольшим, если не сохраняете ее на флешку.

  • Не используйте слишком большие тексты в одном шаблоне. Иначе, она будет казаться переполненной, и глазам будет трудно на нее смотреть. Не говоря о том, что это будет скучно.

  1. Вид работы: Описание внешности человека (на выбор), используя схему данную ниже.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Оформление: в тетради для самостоятельной работы.

Форма контроля: защита творческой работы.

Схема

Опишите внешность человека (на выбор), отвечая на вопросы. Используйте следующие слова и выражения

  1. Wie groß ist er/sie? Der Wucks - рост

groß - большой

klein - маленький

mittelgross - среднего роста

2. Welche Figur hat er/sie?

gute Figur - хорошая фигура

runde Formen - круглые формы

dick - полная

schlank - стройная

(die) schlanke Taille - узкая талия

sportlicher Typ - спортивное ттелосложение

dünn - тонкая -

breitschuldig - широкоплечий

muskulös - мускулистый

3.Welches Gesicht hat er/sie? Das Gesicht лицо-

Rund - круглое

Länglich - вытянутое

Schön - красивое

Hübsch - симпатичное

Attraktiv - привлекательное

Flach - плоское

Oval - овальное

4.Welche Haare hat er/sie? Das Haar, die Haare -волосы

hell - светлые

blond -

braun - коричневые

schwarz - чёрные

glatt - гладкие

gewellt - волнистые

kurz - кототкие

lang - длинные

kraus - кудрявые

lockig - с локонами

5.Welche Augen hat er/sie? Das Auge, die Augen - глаза

groß - большие

klein - маленькие

mandelförmig - миндалевидной формы

dunkel - тёмные

hellblau - светло голубые

schwarz - чёрные

braun - карие

grün - зелёные

6. Welche Nase hat er/sie? Die Nase -

groß -

klein

gerade - прамой

spitze - острый

7. Welcher Mund hat er/sie? Der Mund - рот

klein

breit - широкий,

schmall - узкий

gross

8. Welcher Gesichtdruck hat er/sie? Der Gesichtdruck - выражение

Freundlich - доброжелательное

Unfreundlich - недружелюбное

gutmütig - доброе

К теме 1.3. Здоровье, спорт. Правила здорового образа жизни.

В качестве самостоятельной работы по теме «Спорт» студенты должны выполнить следующие виды работ: найти и сообщить интересные факты из истории возникновения какого-либо вида спорта, подготовить перевод текста о нашем энгельсском спортсмене Сергее Улегине.

1.Вид работы: подборка и сообщение интересных фактов из истории возникновения какого-либо вида спорта.

Цель работы: расширение кругозора студентов.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Форма контроля: устная проверка.

Оформление: свободное.

Сообщение - то самый простой вид работы. По существу, это изложение какого-то одного вопроса из поставленных на практических занятиях. В отличие от обычного ответа оно должно отличаться актуальностью и новизной. Для него достаточно воспользоваться журнальной или даже газетной статьей, выбрав из нее несколько интересных фактов, иногда спорных рассуждений и вразумительно рассказать их аудитории.

Сообщение не требует специального оформления, но позволяет более глубоко изложить один из вопросов, поставленных на практическом или семинарском занятии.

Готовясь к сообщению, проанализируйте весь материал, определите и аргументируйте свою точку зрения. На выступление отводится 3-4-минуты.

2. Вид работы: письменный перевод текста о нашем Энгельсском спортсмене «Sergej Ulegin».

Цель работы: закрепление лексики по теме урока, расширение кругозора.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Форма контроля: индивидуальная письменная, устная проверка.

Sergej Ulegin

Sergej Ulegin ist einer der bekanntesten Sportler in unserer Gebiet. Er hat einen großen Beitrag an die Entwicklung des Rudersports gemacht.Методическое пособие по организации внеаудиторной самостоятедльной работы

Sergej ist der verdiente Sportmeister der Russischen Föderation. Er ist silberner Preisträger der Olympischen Spiele in Peking(2008), das Mitglied der russischen Nationalmannschaft nach dem Rudern (dem Kanu), der vielfache Meister Russlands, der BronzenPreisträger der Weltmeisterschaft 1996, der Sieger und der silbernen Preisträger der Etappe des Weltcups 2003, der Europas Meisterschaft und der Weltmeisterschaft 2006. Sergej Ulegin ist der ehrenvolle Bürger der Stadt Engels.

Sergej wurde ist am 8. Oktober 1977 in der Stadt Engels geboren. Er hat die Mittelschule № 12 der Stadt Engels beendet. Sein sportliches Leben ist sehr früh angefangen. Er trieb Gymnastik, Judo, Schlittschuhlaufen. Sein Trainer war Aleksej Nelowko, der Sportmeister nach dem Rudern und das Kanu. Er hat am Entstehen des zukünftigen Sportlers teilgenommen. Zuerst hat Sergej in der sportlichen Jugendschule der Stadt Engels trainiert, später schon - in der Saratower Schule der olympischen Reserve.

In August 2008 haben Sergej Ulegin und Alexander Kostoglod in den Sommerolympischen Spiele in Peking teilgenommen. Sie haben den II. Medaillenplatz auf den Wettbewerben im Rudern eingenommen.

Sergej trifft sich mit der Jugend ständig, propagiert das Gesundheitsverhalten. Er nimmt an den sozial bedeutsamen Projekten teil. Er hat seine offizielle Webseite (ulegin.ru).

In 2009 wurde Sergej Ulegin in der Enzyklopädie «die Besten Menschen Russlands» unterbracht. Er ist es wert!

К теме 1.4. Город, инфраструктура.

По теме «Город, инфраструктура» студентам предлагается подготовить реферат по теме «Город в котором я живу» (первый и второй уровни сложности) или подготовить презентацию с использованием ИТ по теме урока (третий уровень сложности).

1.Вид работы: написание реферата о городе Энгельсе.

Цель работы: поиск новой информации, расширение кругозора студентов.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: 5-6 страниц.

Форма контроля: защита творческой работы.

Для написания рефератов воспользуйтесь следующими советами.

Как написать реферат

Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу может проявить и студент. Как например, по теме урока «Город Энгельс», студент сам может выбрать какую сторону этой темы (история города, улицы, достопримечательности, великие люди) ему интересны, и он хотел бы осветить.

Следующие этапы работы над рефератом помогут вам:

1. Формулирование темы.

Тема должна быть не только актуальной, но и интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников.

При разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования.


Примерная структура реферата

1. Титульный лист

2. Оглавление

В нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт.

3. Введение

Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.

4. Основная часть

Каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы.

5. Заключение

Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации.

  1. Список литературы

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 4-6 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу (как их оформлять смотрите ниже).

Закончив реферат, необходимо пронумеровать его страницы. Первой страницей считается титульный лист второй - оглавление. Над ними обычно страницы не ставят. Третья страница - введение. Список литературы и приложения также включают в нумерацию.

Критерии оценки реферата

• Актуальность темы исследования.

• Соответствие содержания теме.

• Глубина проработки материала. Правильность и полнота использования источников.

Соответствие оформления реферата стандартам.


Оформление ссылок

Особое внимание следует обратить на научное оформление работы. В работе обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Ссылки оформляются двумя вариантами:

- в тексте проставляется порядковый номер сноски (иногда на странице может быть несколько сносок), а в конце страницы, после текста указывается, откуда взят материал. Если цитата в вашем тексте не выделена кавычками, то сноска начинается со слов «смотри» в сокращении. Например:

1. См. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. С. 82.

Если цитата взята в кавычки, сноска начинается с фамилии автора, а далее, как уже указано, следует название книги, место и год ее издания, а также страница, откуда взята цитата:

2. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 105.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, то во второй сноске обычно пишут:

1. Там же. С. 110.

Название книги в таком случае не повторяют.

Если та же книга цитируется и на других страницах текста, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. Соч.». Например:

2. Подласый И.П. Указ. Соч. С. 112.

Если же приходится пользоваться не самой книгой, а переложением ее текста в другом издании (что делается лишь в крайних случаях), то в тексте ставится порядковый номер цитаты, а ссылку следует начинать словами - «Цит. по». Например:

3. Цит. По: «Планирование, организация и управление школой/ А.М, Коротеев, Т.А. Беляев и др., Под ред. A.M. Коротеев. М.: Мысль, 1989. С.235».

Если же требуется сделать ссылку на статью, помещенную в журнале, то пишется фамилия или фамилии авторов, их инициалы, затем две косые черты (//) - название журнала, год издания, номер, страницы. Например:

1. Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. К вопросу о методах активной подготовки к педагогическому общению// Сов. педагогика. 1982. №7. С. 61.

2.Вид работы: подготовка презентацию по теме «Город, в котором я живу».

Цель работы: поиск новой информации, расширение кругозора студентов.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: презентация в Power Point.

Форма контроля: защита творческой работы.

Подробную инструкцию как сделать презентацию с помощью Power Point вы найдёте «К теме 1.2. Межличностные отношения».

К теме 1.5. Природа и человек.

Вид работы: составление кроссворда по теме «Защита окружающей среды».

Цель работы: закрепление лексики по теме урока.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная проверка.

Наиболее трудно составляемые из всех - это тематические кроссворды. Следующие советы помогут вам успешно справиться с этой задачей.

Первый совет: составьте список слов по заданной теме (не менее 20 лексических единиц). Обратите внимание на то, что 70% лексики должна быть пройдена на уроке при изучении темы. Лексику, необходимую для кроссворда вы найдёте в учебнике Н.В. Хайрова «Немецкий язык для технических колледжей», на странице 175.

Совет второй: продумайте определения. Определения к кроссвордам должны быть разнообразными. Можно определения сделать юмористическими, взять за их основу афоризмы или пословицы-поговорки. Именно определения делают кроссворд интересным, потому что знание лексики по теме - это одно, а способность к ассоциативному мышлению - это другое. Если же подобные кроссворды для вас пока сложны, и работа над интересными определениями для вас трудна, можно составить обычный кроссворд, и определения сделать переводными.

Совет третий: выбрать сетку и начать ее заполнять. Можно пойти и от обратного: сетку строить потом, но это достаточно сложно - нужно симметрично расположить слова и т. д

Совет четвёртый: обратите внимание на количество пересечений. Самое простое - это когда слова пересекаются в двух, максимум - в трех местах. Больше - это будет намного сложнее, особенно к концу кроссворда. Допустим, сетка с двойным-тройным пересечением слов выбрана, а теперь переходим к ее заполнению. Старайтесь, чтобы в местах пересечений оказались гласные, так как они чаще встречаются.

Совет пятый: Обычно в кроссвордах встречаются несколько длинных слов и много-много слов из 5-ти или 4-х букв. Длинные слова (сложные слова, состоящие из двух и более слов) очень распространены в немецком языке. Продумайте сначала их расположение, состыкуйте их друг с другом, а уж затем подгоняйте под них короткие. Наиболее интересные слова лучше заполнять сначала - потом, к концу сетки, придется элементарно подгонять их по уже имеющемуся в наличии сочетанию букв, а в начале пути еще есть полный простор.

Совет шестой: А теперь попробуйте сами разгадать ваш кроссворд.

Совет седьмой: не мудрите! Примитивность и доступность - это разные вещи!

Самыми легкими для составителя являются чайнворды: когда последующее слово просто цепляется за предыдущее и начинается с его последней буквы - все мы играли в «города», так что этот принцип более чем знаком. «Змейка» чайнворда может быть произвольная, но желательно, все же, придать ей какой-то логический вид, и учесть, что хотя бы в одном месте она должна замыкаться - последнее слово должно оканчиваться на первую букву начального.

Все эти рекомендации только на первый взгляд кажутся мудреными, но если вы хоть раз пытались самостоятельно составить кроссворд, вам, наверняка, многое окажется знакомым. С опытом, конечно, у каждого появляются собственные профессиональные хитрости, но для начала, эти советы могут вам пригодиться. Терпения Вам, начинающие кроссвордисты, и приятного времяпрепровождения всем тем, кто любит кроссворды решать!

2.Вид работы: письменный литературный перевод текста «Die Erde», А.П. Кравченко «Немецкий язык» стр.182. Первый уровень сложности - запись незнакомых слов и поиск к ним русских эквивалентов, второй уровень сложности - письменный перевод, третий уровень сложности - пересказ.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока, отработка навыков работы со словарём.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная проверка.

К теме 1.6. Научно-технический прогресс.

Вид работы: подготовка сообщения об изобретателе Германии.

Цель работы: расширение кругозора студентов.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: устная проверка.

Для подготовки сообщения воспользуйтесь советами к теме 1.3. Спорт.

Тема 1.7. Повседневная жизнь.

Вид работы: оформление расписания уроков на неделю.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная проверка.

Для выполнения данного задания нужно знать, как звучат на немецком языке те или иные предметы. Необходимую лексику вы можете узнать из данного ниже расписания немецкого гимназиста. Внимательно прочитайте название предметов, о значении многих слов вы можете догадаться без словаря. Недостающие предметы переведите с помощью словаря.

Der Stundenplan

Doppel-stunde

Montag

Dienstag

Mittwoch

Donnerstag

Freitag

1

Geschichte

Physik

Sport

Sport

Physiologie

2

Biologie

Mathie

Deutsch

Literatur

Mathie

3

Fremdsprache

Erdkunde

Wirtschaft

Chemie

Geschichte

4

Chemie

Physiologie

Physiologie

Musik

Тема 1.9. Новости, средства массовой информации.

Вид работы: работа с текстом «Wo erschienen die ersten Zeitungen» А.П. Кравченко «Немецкий язык» Ростов на Дону 2002г, стр. 205. Первый уровень сложности - запись незнакомых слов и поиск к ним русских эквивалентов, второй уровень сложности - письменный перевод, третий уровень сложности - пересказ.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: письменная проверка.

Wo erschienen die ersten Zeitungen?

Die ersten Zeitungen der Welt erschienen beinahe gleichzeitig im Jahr 1609 in Wolfenbüttel und Straßburg. Sie hießen «Aviso» und «Relation» und wollten ihre Leser über Ereignisse in aller Welt informieren. Beide Zeitungen erschienen wöchentlich, wie auch fast alle darauf folgenden Zeitungen. Bedingt war das durch das wöchentliche Eintreffen der Post und damit der Nachrichten.

Zuvor hatte es zwar schon Flugblätter und Pamphlete gegeben, die - wie alles Gedruckte damals - großen Einfluss auf die politischen Ereignisse hatten. Diese Flugblätter freilich bezogen sich nur auf bestimmte Ereignisse und waren eher Propagandaschriften.

Vor der Erfindung des Buchdrucks im 15. Jahrhunderts hatte man Neuigkeiten überhaupt nur brieflich und durch Ausrufer weiter geleitet; auch Nachrichten über wichtige Ereignisse waren bloß langsam und oft völlig verstümmelt verbreitet worden.

Die Zeitungsindustrie entwickelte sich in Deutschland wesentlich

schneller als in anderen europäischen Ländern. Im 17. Jahrhundert wurden in Deutschland bereits in 70 Städten Wochenblätter herausgegeben. In den übrigen Ländern erschienen die ersten Zeitungen erst zwischen 1620 und 1720. Im Jahre 1780 wurden die «Neue Züricher Zeitung» und 1788 die «The Times» in London gegründet. Die letztere ist übrigens die berühmteste Zeitung der Welt und zugleich eine der ältesten, die es noch gibt.

Ebenfalls in Deutschland erschien die erste Tageszeitung. Die durchschnittliche Auflage der frühen deutschen Tagespresse lag bei 350 bis 400 Exemplaren. Einzelne Blätter, wie das «Frankfurter Journal» mit 1500 Exemplaren (1650), erreichten schon höhere Auflagen. Da die Zeitungslektüre meist in Gruppen stattfand, kann man davon ausgehen, dass zu dieser Zeit etwa 200 000 Leser mit diesem Massenmedium erreicht wurden.

Neben der Zeitung entwickelte sich im 17. Jahrhundert eine zweite Form der regelmäßigen Veröffentlichungen, die Zeitschrift. Dieses Wort tauchte in der deutschen Sprache erstmalig 1751 auf und bezeichnete eine Gattung, die vorher als Journal, Magazin, Monatsschrift oder Sammlung bezeichnet wurde. Bebilderte Zeitschriften gab es jedoch erstmals in England. Der «Civic Mercury» beispielsweise erschien bereits seit 1634.

К теме 1.10. Общественная жизнь.

Вид работы: подготовка презентации о нашем колледже.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока, расширение кругозора учащихся. Вызвать чувство гордости за наше учебное заведение.

Срок выполнения: к следующему уроку.

Оформление: на электронном носителе или в распечатанном виде.

Форма контроля: защита творческой работы.

Подробную инструкцию, как делать презентацию вы найдёте в теме 1.2. Межличностные отношения.

К теме 1.11. Культурные и национальные праздники.

Вид работы: подготовка рефератов по темам «Праздники Германии» и «Великие люди Германии».

Цель работы: расширение кругозора учащихся.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: распечатанном виде.

Форма контроля: защита творческой работы.

Как написать реферат воспользуйтесь советами к уроку 1.4. Город.

К теме 1.12. Государственное устройство и правовые институты.

Вид работы: подготовка реферата по теме «Германия и немецкоговорящие страны».

Цель работы: расширение кругозора учащихся.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: распечатанном виде.

Форма контроля: защита творческой работы.

Инструкцию как написать реферат вы найдёте в самостоятельной работе к теме 1.4. Город, инфраструктура.

К теме 1.13. Система образования в России и Германии.

Вид работы: подготовка сообщения по теме «День знаний» в Германии».

Цель работы: расширение кругозора учащихся.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: распечатанном виде.

Инструкцию как написать сообщение вы найдёте в самостоятельной работе по теме 1.3. Спорт.


К теме 2.1. Числа, цифры, математические действия.

Вид работы: составление таблицы образования порядковых и количественных числительных. (Таблица составляется на основе лекционного материала преподавателя, дак же вы можете воспользоваться учебным пособием А.П. Кравченко «Немецкий язык» стр 5- 12).

Цель работы: отработка лексики и грамматического правила по теме урока.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: в тетрадь для самостоятельной работы.

К теме 2.2. Основные геометрические понятия и физические явления.

Вид работы: подготовить письменный перевод текста «Vulkan».

Цель работы: отработка лексики по теме, расширение кругозора учащихся.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: в тетрадь для самостоятельной работы.

Vulkane

Vulkan - das Wort kommt von den alten Römern. Sie gaben ihrem Gott des Feuers den Namen "Vulcanus", deshalb werden nach ihm die Feuer speienden1 Berge benannt. Auf der Erde gibt es einige Tausende Vulkane, von denen rund 500 zurzeit tätig sind. Tätig - das bedeutet, dass in ihrem Inneren Gase und flüssiges Gestein, das Magma, brodelt. Es gibt einige berühmte Vulkane: Ätna (Sizilien), Vesuv, Stromboli (Italien), Pinatubo (Philippinen), Mauna Loa (Hawaii), Mount St. Helens (die USA).

Wie entsteht ein Vulkan?

Die Erde ist nicht so fest und hart, wie es scheint. Nur die Oberfläche bildet eine harte Kruste, die so genannte Erdkruste. Je tiefer man bohrt, desto wärmer wird es. Die Wissenschaftler messen in 50 km Tiefe 1000 Grad Celsius, so dass dort jedes Gestein schmilzt2.

Wenn diese geschmolzenen und gasreichen Gesteinmassen, das Magma, nach oben steigen, so drückt das Magma mit riesiger Kraft bis an die Erdoberfläche. Die geschmolzenen Gesteinmassen fließen aus, und der Vulkan entsteht. Das glutheiße Magma, das herausfließt, nennt man Lava.

Mit der Lava werden Staub und Asche in die Luft geschleudert, so dass nach einem Vulkanausbruch der Himmel verdunkelt ist. Obwohl das Leben in der Nähe eine Vulkans sehr gefährlich ist, siedeln sich dort Menschen gern an, weil der Boden in seiner Nähe sehr fruchtbar ist.

К теме 2.3. Промышленность, транспорт: детали, механизм.

Вид работы: подготовка сообщения по теме «Изобретатели, внёсшие свой вклад в развитие автомобилестроения».

Цель работы: систематизация работы с печатными изданиями, ИТ, закрепление лексики по теме урока

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: устная проверка.

К теме 2.4. Профессии и профессиональные качества. Профессиональный рост, карьера

Вид работы: Составление словаря качеств, которыми должен и не должен обладать специалист своего дела.

Цель работы: отработка лексики по теме.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: в тетрадь для самостоятельной работы.

К теме 2.5. Социальные и производственные отношения.

Вид работы: письменный перевод текста «Die Sozialversicherung in Deutschland» Н.И. Романовская «200 тем по немецкому языку». Первый уровень сложности - запись незнакомых слов и поиск к ним русских эквивалентов, второй уровень сложности - письменный перевод, третий уровень сложности - владение лексикой.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока, отработка навыков работы со словарём.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная устная проверка.

К теме 2.5. Инструкции, руководства.

Вид работы: Составление словаря технической лексики по теме «Детали автомобиля».

Цель работы: систематизация работы с техническим словарём, закрепление лексики по теме урока.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: письменное, в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная проверка.

Найдите немецкие эквиваленты следующих слов по теме «Детали автомобиля»:

1.Автомобиль - (2 варианта)

  1. Фара -

  2. Двигатель -

  3. Лобовое стекло -

  4. Дворники -

  5. Радиатор -

  6. Подкрылки -

  7. Переключатель коробки передач -

  8. Руль -

  9. Дверь -

  10. Колесо -

  11. Шина -

  12. Давление в шинах -

  13. Скорость -

  14. Лошадиные силы -

  15. Заправлять автомобиль -

  16. Масло -

  17. Бензин -

  18. Коробка передач -

  19. Тормоз -

К теме 2.5. Оборудование, работа.

Вид работы: письменный перевод текста «Die Arbeit» А.П. Кравченко «Немецкий язык» стр.194. Первый уровень сложности - запись незнакомых слов и поиск к ним русских эквивалентов, второй уровень сложности - письменный перевод, третий уровень сложности - владение лексикой.

Цель работы: закрепление лексики по теме урока, отработка навыков работы со словарём.

Срок выполнения: к зачётному уроку.

Оформление: в тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Форма контроля: индивидуальная устная проверка.




Список рекомендуемой литературы

1. Н.В. Хайрова «Немецкий язык для технических колледжей», Ростов на Дону 2008 г.

2. А.П. Кравченко «Немецкий язык», Ростов на Дону 2002г.

3. В.В. Козлов «Deutsch 11, Arbeitsbuch», Москва 2014г.

4. Н.И. Романовская «200 тем по немецкому языку», Москва 2002г.

5. Н.В. Басова «Немецкий для колледжей», Ростов на Дону 2003г.

6. Н.В. Басова «Немецкий для колледжей» 2003 г.

7. И.Л. Бим О.В. Каплина «Übung macht den Meister» 2004 г.

8. М. Богданов, Д. Богданова «Практический курс немецкого языка» 2001 г.

9. Н.Ф. Бориско «Бизнес-курс немецкого языка» 2000 г.

10. Немецко-русские и русско-немецкие словари различных изданий

Рекомендуемые интернет ресурсы

  1. ru.wikihow.com/

  2. de-online.ru

  3. teachpro.ru/Course/germanstudent

  4. goi-ov.ucoz.ru

  5. vsefamilii.tajnafamilii.ru.

1 Feuer speiend - извергающий огонь

2 schmilzt (от schmelzen) - расплавиться

© 2010-2022