Проект: Активизация познавательно-мыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования

Кафедра воспитания и социализации личности

МИНИ-ПРОЕКТ

Активизация познавательно-мыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка

Слушатель

Кесслер А.С., КГУ «Общеобразовательная школа № 10 Акимата города Шахтинска при исправительном учреждении АК 159/7», учитель английского языка.

Шмидт Е.В., КГУ «Кушокинская СОШ», учитель английского языка.

Зинская О.Ф., КГУ «Средняя школа №5» город Сатпаев, учитель английского языка.

Морозова Е.А., КГУ «СОШ №35» город Караганда, учитель английского языка.

Руководитель: Куанышбекова Г.Е., преподаватель

Дата сдачи работы: 7.03.2013г

Караганда - 2013

Содержание мини-проекта

1.Введение…………………………………………………………………………

2. Основное содержание проекта

2.1. . Использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка...........................................................................................................................

2.2... Использование интерактивной доски на уроках........................................

2.3... Метод проектов………………………………………………………………

2.4.... Методы и приёмы активизации творческой деятельности учащихся на уроках английского языка........................................................................................

2.4.1. Игровые приемы работы над грамматическими и лексическими структурами………………………………………………………………………...

2.4.2. Приемы активизации деятельности учащихся через творческие

задания……………………………………………………………………………...

2.4.3. Метод " коммуникативное задание"………………………………………..

2.4.4. Использование аутентичной песни как метод повышения коммуникативной компетенции учащихся……………………………………….

2.4.5. Использование презентаций………………………………………………...

3. Нетрадиционные формы уроков………………………………………………..

4. Глоссарий...............................................................................................................

5. Литература.............................................................................................................

5. Приложения...........................................................................................................

5.1 Психологические предпосылки формирования познавательного

интереса…………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

It is supreme art of the teacher to awaken joy

in creative expression and knowledge

Albert Einstein.

Высшее искусство учителя - пробудить радость

в творческом самовыражении и познании.

Альберт Эйнштейн

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд).

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. 

Новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям.

Широкое использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование. Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса.

Необходимо отметить, что этап активизации познавательной деятельности учащихся в данном случае увеличивается. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима мыслительно-познавательная деятельность ученика.

Актуальность: Продемонстрировать интеллектуальные способности, активизировать познавательные интересы, развить смысловую догадку, развить логическое мышление.

Тема: Активизация познавательно-мыслительной деятельности на уроках английского языка

Проблема: Проявление стремление к самореализации, креативность и критичность мышления.

Цель: Разработка последовательных действий для улучшения активации мыслительной деятельности на уроках географии.

Задачи: Пробудить стремление к совершенствованию своих знаний повышать интерес, мотивацию к учебе, расширить знания, развивать их познавательный и интеллектуальный интерес.

Гипотеза: Если бы мы не активизировали мыслительную деятельность, то мы потеряли бы интерес к знаниям, к саморазвитию.

Ожидаемый результат: Умение использовать изученный материал, осознание необходимости владения различными методами активизации мыслительной деятельности.





Использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка.

«Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабаниванием уроков».

С. Френе

Широкое использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование. Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса. Необходимо отметить, что этап активизации познавательной деятельности учащихся в данном случае увеличивается. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Внедрение уроков с использованием ИКТ в образовательный процесс для повышения познавательной активности учащихся несет в себе следующие задачи :

- сделать урок максимально интересным;

- формировать общеучебные умения и навыки на уроках английского языка с использованием компьютерных технологий;

- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

- развивать познавательную деятельность учащихся и творческие способности обучающихся;

- способствовать расширению кругозора учащихся с помощью дополнительных информационных материалов.

В обучении иностранному языку применяются различные компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда в нем есть действительная необходимость.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Работа в компьютерной сети, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, интенсивному изучению иностранных языков, преодолению коммуникативного дефицита, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и ряду других позитивных эффектов. Компьютер является уникальным средством обучения благодаря своим функциональным возможностям. Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе является необходимым условием модернизации образования. Способствует формированию основных компетентностей учащихся.

Использование ИКТ на уроках английского языка можно представить схемой:

- CD, DVD,

- создание буклетов.

- видеофрагменты страноведческого характера.

- дидактический материал

- прослушивание текстов,

- создание проектов, презентаций,

- электронные энциклопедии.

Виды ИКТ на уроках английского языка:

- Электронная библиотека,

- Мультимедийные курсы,

- Создание публикаций, презентаций, веб-страниц,

- Тестирование он-лайн,

- Создание тестов,

- Использование Интернет-ресурсов.

Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области.

Формирование этого качества напрямую зависит от характера заданий, которые получают учащиеся. Например, создание проекта по заданной теме. Необходимо найти необходимый материал в сети Интернет, прочитать его, выбрать необходимое, скачать найденную информацию и сохранить в папках. Дети легко справились с этой задачей. Создавая проекты, ученики использовали эту информацию, музыку, фотографии. Другая, на мой взгляд, очень эффективная возможность использования Интернет - публикация творческих работ учащихся. Естественно, сам факт публикации приводит к повышению мотивации, осознанию важности изучения языка. Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

- быстрое получение результатов ;

- объективность в оценке знаний;

- позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;

- дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;

- компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка.

Большие преимущества в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения.

Функции интерактивной доски неограниченны:

1. Помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения, помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения.

2. Интерактивная доска предоставляет отличную возможность учителю

- создать свои грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала;

- с помощью функции "Drag and Drop" закрепить изучаемый грамматический материал и отработать его употребление в речевых конструкциях.

3. ИД незаменима при введении лексического материала и для проверки запоминания введенных слов.

- интерактивные кроссворды, составить слово из букв, определить слово по его значению, распределить слова по колонкам и другие.

4. Интерактивная доска имеет богатую коллекцию интерактивных иллюстраций, которые могут разнообразить оформление презентации.

5. Интерактивные тесты.

Использование ИД помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.

Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Но, при использовании интерактивной доски необходимо обратить внимание на 2 существенных недостатка:

1. Временные затраты на подготовку урока очень велики.

2. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской (10-15 минут) на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

- Наполнить урок новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- привывать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

Метод проектов

Для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них - проектная работа.

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам. Осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшем к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

-показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретённый в школе исследовательский опыт;

-реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

-продемонстрировать уровень обученности иностранному языку, совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

-подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Рассмотрим типологию проектов, получивших наибольшее распространение в практике преподавания. Проект: монопроект, коллективный проект(устно-речевой, письменный, видовой. интернет-проект).Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей иностранного языка, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов и проходит следующие этапы организации работы: обоснование, согласование состава участников, выбор проблемы и логическое её выстраивание, выбор куратора, назначение срока выполнения, периодичности отчётов о ходе работы, обсуждение и выбор источников информации. Проекты могут оформляться в письменном виде и путём публичной защиты. Объём письменных проектов будет разный в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Устно защищаемый проект должен быть зафиксирован в какой-либо форме у исследователя. Это может быть развёрнутый план, конспектированное изложение проблем, развёрнутый отчёт или киноплёнка.

Ученик, выбравший монопроект, всю работу проводит сам. (Из опыта: младшие школьники выбирают монопроекты, старшие - коллективные).Существуют две ведущие линии в осуществлении проектной методики:1)выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход её разработки, наполнить её интересным материалом и содержанием, логически её завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования;2)предусматривает изложение средствами иностранного языка хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими(2/2004).

Работа над проектом в младших классах осуществляется поэтапно:

1)подготовительный этап:

-в рамках программы определение учителем тем проектов,

-формулировка учителем проблемы;

2)основной этап:

-ознакомление учащихся с методикой работы над проектом (на доступном языке),

-знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными учебной программой;

-ознакомление с аутентичным материалом,

-выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах,

-формирование групп и распределение заданий по проектной работе,

-контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений и дополнений;

3)завершающий этап:

-оформление проекта в виде коллажа, путеводителя, плаката ;

-презентация и защита проекта,

-обсуждение результатов, подведение итогов работы;

4)практическое использование проектов.

В процессе работы определяются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, которые могут быть использованы на конференциях, неделях английского языка. Красочное оформление проекта оценивается отдельно(5/2005),международная проектная деятельность(3/2007).

Обучение с использованием метода проектов является полезной альтернативой классно-урочной системы, но оно не должно полностью её вытеснять. Данный метод следует использовать как эффективное дополнение к другим видам обучения как на уроке, так и во внеклассной работе. Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио-,видеозаписи, т.к.хотят проявить инициативу, что-то сделать самим. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов. Очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображение, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умения вести исследовательскую работу. Ребёнок должен чётко и ясно понимать что он делает, почему и зачем, где и каким образом он сможет использовать полученные знания и языковые навыки. Осознав тему, цель и способы работы, ученик сможет соотнести их со своими способностями и выразить согласие начать познавательную деятельность. Первые 2-3 года изучения иностранного языка учащиеся составляют микропроекты, составляют тематические альбомы, коллажи, рисунки, постеры и открытки. Кузовлев -Лучшее место на Земле (11 г).Работая по УМК New Millenium,я имею возможность использовать проектную методику как на уроке, так и во внеурочное время. После изучение каждой темы в учебниках предусмотрена организация данного вида деятельности.

Методы и приёмы активизации творческой деятельности учащихся на уроках английского языка

Творческий уровень работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении, например, действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и выразить своё отношение к его содержанию; прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста, чтобы стимулировать становление учебно-познавательных мотивов.

Интерес представляют приемы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся к высказыванию мыслей на английском языке.

Примером таких приемов можно считать следующие:

• игровые приемы;

• творческие конкурсы;

• коммуникативные задания;

• использование аутентичной песни;

• мультимедийные презентации.

I. Игровые приемы работы над грамматическими и лексическими структурами

Задания такого типа направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся, дают им возможность показать свои знания не только в области английского языка, но и в других сферах деятельности, вырабатывают быстроту реакции, внимание, сосредоточенность. Такие задания можно давать как в начале урока, так и в середине. Наибольший эффект достигается в ситуации, когда учащиеся утомлены.

1. Лексическая игра - "Закончи предложения"

2." Я думаю о чем то …"

3.Лексическая игра " Домино"

4." Бинго"

5."Девятка"

Последняя грамматическая игра направлена на отработку неправильных глаголов.

Грамматические и лексические игры призваны обеспечить умение уч-ся практически применять знания на практике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных условиях общения".

II. Приемы активизации деятельности учащихся через творческие задания.

Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школширокие возможности для проявления собственной индивидуальности Творческий уровень связан с такими умениями как, например, подготовить сообщение на определенную тему, выразить свое отношение к содержанию текста, интерпретировать главную идею текста.

1. Творческий конкурс " Предложи свой перевод стихотворения.

"Teacher' s prayer" ("Молитва учителя")

2.Составление "рекламок".

3.Составить рассказ по набору картинок

Творческие задания по теме " Образование в Казахстане и Англии" (примеры)

1. "Почему я завидую английским школьникам".

2. "Труднее учиться в начале или в конце года".

3. "Прочитай эти правила поведения в школе и напиши соответствуют ли они нашей школе.

4. Что ты думаешь о школьной форме? Вырази аргументы "за" и "против".

III. Метод " коммуникативное задание"

Коммуникативные задания, используемые в интенсивной методике, помогают вывести учащихся за пределы чисто учебной деятельности благодаря заранее определенной роли. Ситуация плюс роль управляют речевым поведением учащихся.

1.Учитель: "У меня новости - завтра к нам приезжает Д. Браун, журналист из Лондона. У него поручение написать статью для газеты о нашем поселке. Что можно порекомендовать ему посмотреть в первую очередь, так как он пробудет у нас всего 2 дня?"

IV. Использование аутентичной песни как метод повышения коммуникативной компетенции учащихся.

Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка.Данная песня служит как средство повторения грамматического материала "условные предложения" и отработки его в устной речи в упражнениях.

1.Песня" El condor pasa"

I.

I'd rather be a sparrow than a snail.Yes, I would. If I could, I surely would.

I'd rather be a hammer than a nail .Yes, I would. If I could, I surely would.

Bridge:

Away, I'rather sail away.

Like a swan that's here and gone.

A man gets up to the ground:

He gives the world its saddest sound, its saddest sound

II.

I'd rather be a forest than a street. Yes, I would. If I could, I surely would.

I'd rather feel the earth beneath my feet.Yes, I would. If I could, I surely would.

Bridge

1. Какие слова являются новыми для вас в этой песне? Найди в этом квадрате 11 слов из песни и 1 слово из названия песни.

g

s

p

a

o

w

x

h

o

p

t

v

f

w

e

a

s

n

a

i

l

o

m

o

c

s




V. Использование презентаций

Возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Для реализации всех достоинств использования ИКТ создаются собственные компьютерные презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых должны быть адекватны целям обучения. Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики. При изучении грамматики возможно анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы.

При изучении страноведческого материала наглядность незаменима, невозможно говорить о королеве Елизавете второй, не предоставив ее фотографию, знакомство с достопримечательностями страны должно сопровождаться их изображениями. Привлекает учащихся и такие уроки, как «уроки - путешествия», и на карте города они могут рассмотреть любую достопримечательность. Знакомясь с флагом Соединенного Королевства, ребята могут сделать вывод о тех странах, которые входят в состав государства. При обучении грамматики наглядность позволяет формировать продуктивные навыки письменной речи. Используя анимацию объектов, можно выделить изученное грамматическое явление. Удобно при изучении отдельных речевых конструкций использовать тексты с пропусками.

Нетрадиционные формы уроков английского языка

Проблема обучения иностранному языку учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, связана сегодня с повышением требований к ним как к конкурентоспособным специалистам, профессионалам. Обществу, государству нужны специалисты с активной гражданской позицией, широким кругозором, умеющие адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные условия, социально мобильные, способные к самостоятельному решению производственных (профессиональных) задач. Нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, обусловливает необходимость применения новых подходов и технологий во взаимодействии преподавателя и учащегося. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Изучение иностранного языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Задача формирования положительной мотивации обучаемых должна быть связана с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями и умениям. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются следующие положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности:

• учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

• каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

• участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно использование нетрадиционных форм проведения занятий. В практике работы наиболее методически эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся по дисциплине «Иностранный язык делового общения» являются видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью. Именно использование таких форм способствует поддержке постоянного интереса учащихся к дисциплине, повышению мотивации к обучению.

Видео-урок

Довольно сложно овладеть коммуникативной компетенцией в английском языке, не находясь в стране изучаемого языка. Поэтому важной задачей для преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.Не менее важным является и приобщение учащихся к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов, в том числе видеофильмов.

Важным достоинством видеофильма является также и его эмоциональное воздействие на учащихся. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра видеофильма в учебной группе создается атмосфера совместной познавательной деятельности. Чтобы понять содержание фильма, необходимо повышенное внимание и сосредоточение учащихся. И здесь непроизвольное внимание переходит в произвольное, а его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Наибольший интерес вызывают у обучающихся видеофильмы о стране (странах) изучаемого языка. Например, при изучении тем «Традиции стран изучаемого языка», «Мировые туристические центры» и т.п.

При подборе фильма необходимо учитывать его продолжительность и место в общей структуре урока. Перед началом просмотра учащиеся должны получить задание, которое выполняется по теме просматриваемого фильма. Пример выполняемых заданий:

1. Запишите, какие названия стран прозвучали в фильме (расскажите об ассоциациях, связанных с ними).

2. Какие имена собственные вы запомнили, что оказалось новым для вас.

При выполнении задания группа учащихся делится на несколько подгрупп, каждая из которых работает над определенным заданием. Использование учебных видеофильмов в процессе урока способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Урок-экскурсия

Знакомство с национальной культурой разных стран и народов является необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Учащийся должен обладать определенными языковыми знаниями, позволяющими свободно общаться с иностранными гостями. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, способствующего развивитию культуры представления родной страны, а также формированию представления о культуре стран изучаемого языка.Целесообразно использовать данную форму проведения урока при изучении следующих тем: «Поездка в Великобританию», «Осмотр достопримечательностей города Нью-Йорка», «Мой родной город» и т.п. Задача преподавателя - развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока. Использование данного вида урока способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря учащегося формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь, учащиеся получают удовлетворение от осуществляемой в процессе урока работы.

Урок-интервью

Одним из показателей освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. Например, для изучения темы «Устройство на работу» целесообразно использовать форму проведения урока «урок-интервью». Данная форма проведения призвана способствовать овладению учащимися определенным количеством частотных клише, которые они должны использовать в автоматическом режиме. При проведении «урока-интервью» логично использовать элементы ролевого диалога, где учащиеся проигрывают определенную роль (н-р, житель г. Минска и его зарубежный сверстник).В процессе диалога мы имеем дело с обменом значимой информацией. Целесообразно использовать данную форму проведения урока при изучении тем, где необходимо запоминание определенных речевых образцов, требующих активного взаимодействия всех обучающихся. Следует отметить, что при работе с такими темами, как "Мой колледж" или "Мой город" равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. И коммуникация здесь приобретает чисто формальный характер.Использование формы «урок-интервью» требует тщательной подготовки как преподавателя, так и учащихся. Преподавателю целесообразно разработать задания для самостоятельной работы учащихся по определенным темам с использованием страноведческой литературы.

Использование игровых элементов на уроках английского языка

Среди разнообразных приемов организации учебных занятий наибольший интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это также мощный стимул для изучения иностранного языка. Практика обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций способствует расширению возможности развития у учащихся интереса к иностранному языку, формированию устойчивого положительного отношения к его изучению, стимулированию самостоятельной речемыслительной деятельности учащихся.Используемые на уроках иностранного языка упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности и количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности учащихся и т. д. Игра на уроке английского языка позволяет преодолеть монотонный характер урока, когда требуется многократное повторение речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному учебному общению, с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.Игра - это активный способ достичь многих образовательных целей и задач (например, игры на закрепление пройденного материала). Игра - превосходный способ «подстегнуть» учащихся, стимулирующий их активно работать на уроке. Игра помогает раскрепостить учащихся, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов. Игры делятся на: грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Использование грамматических игр способствует формированию речевых навыков, созданию возможности для перехода к активной речи учащихся.Обычная тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого результата. Игры помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Лексические игры логически продолжают "строить" фундамент речи.Фонетические игры предназначены для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. Формированию и развитию лексических и произносительных навыков также способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики.

Глоссарий

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем заключения.Для формирования понятий используются операции мышления - основные логические приемы - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и классификация.

Анализ - это разделение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез - мыслительное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - это установление сходства или различия между веществами, явлениями или другими заданными объектами.

Абстрагирование - это выявление наиболее существенных признаков (свойств), явлений, веществ, предметов и их использование отвлеченно (отдельно от свойств конкретно изучаемых в данный момент веществ, явлений) для определения правил, понятий, законов и иных обобщений.

Обобщение - объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.

Конкретизация - операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.

Классификация - это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

Активизация познавательно-мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося.

Каким образом ?

1) После изучения каждой большой темы можно давать учащимся разнообразные варианты систематизации и классификации изученного материала, устанавливать внутритематические и межтематические связи.

Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помощью наблюдения вполне возможно.Каждое новое знание оказывает определенное влияние на развитие мышления учащихся. В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных знаний одной из основных задач обучения, была, есть и будет активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе овладевания ими знаниями учебных предметов.

Что же такое мышление?

Мышление - творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредственно отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира.Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления.Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные признаки предметов. В понятии отражается совокупность признаков таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях.









Список литературы:

  1. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. "Иностранные языки в школе". №7/06. Стр. 46.

  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

  3. Толковый словарь. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., 2002.

  4. Выбор методов обучения в средней школе. //под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1981

  5. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М. АРКТИ, 2003.

  6. 230 Методика обучения иностранному языку Москва "Просвещение", 1996г.

  7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2000 г.

  8. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. 1998.

  9. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ. - 1997. - №6.

  10. Грамматика английского языка с примерами и упражнениями: - Intense Publishing Ltd, Харвест, 2008 г.- 224 с.



© 2010-2022