Статья: Интернет ресурсы на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интернет ресурсы на уроках английского языка


Отличительная черта современного этапа разви­тия общества - стремительное проникнове­ние информационных технологий во все сферы общественной жизни. Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные жизненные ситуации (что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать навыки адекватного поведения

Ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео, веб-конференции и т.п. Первоначально они были созданы для общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио - и визуальный материал по различной тематике. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-материалы созданы исключительно для учебных целей.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-материалов: hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, и webquest (хотлист, трежахант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрэпбук, вебквест)

Хотлистот английского "hotlist" - «рабочий список» (например, адресов) представляет собой список Интернет-страниц по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения.

Мультимедийный скрэпбук (англ. "scrapbook" - «альбом для газетных или журнальных вырезок, картинок, фотографий») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фото­графии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры

Treasure hunt(англ. "охота за сокровищами") - во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заклю­ча­ет­ся в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих во­просов определяется целостное понимание темы.

Subject sampler (англ. "тематический сборник образцов") стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежахантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью сабджект сэмплера является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу.

Веб-квест (англ. "web-quest" - "сетевой поиск") - самый сложный тип учебных Интернет - материалов. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех студентов. Веб-квест (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения, которого используются информационные ресурсы интернета.

Результаты выполнения веб - квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть пред­ставлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб - страницы. Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.

Веб-квест - это нечто иное, как сценарий организации проектной деятельности по любой теме. В основе веб - квеста лежит индивидуальная или групповая работа студентов по решению заданной проблемы с использованием интернет - ресурсов, подготовленных автором - преподавателем. Веб - квест - это не простой поиск информации в сети. Студенты, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.

Формы web-квеста могут быть различными. Наиболее популярными являются:

- создание базы данных по проблеме;

- создание микромира, в котором студенты могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство:

- создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов

Веб-квест состоит из следующих разделов:

1) Введение (Introduction)-краткое описание темы веб-квеста

2) Задание (Task) - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата

3) Описание процесса работы над квестом и руководство по организации полученной информации (Process);

4) Ресурсы - ссылки на тематические сайты, отобранные преподавателем (Resources);

5) Схема оценок результатов работы описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста (Evaluation);

6) Заключение (Conclusion) краткое описание того, чему смогут научиться студенты, выполнив данный веб-квест

Технологию веб-квест использовала преподаватель Ахумян М. В.при изучении темы «Празднования Нового года и Рождества в мире»

Учебная группа была поделена на конкурирующие между собой микрогруппы, каждой из которых давалась стратегическая задача - за две недели узнать как можно больше о традициях и рассказать об этом в докладе и электронной мультимедийной презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point

Каждому участнику микрогруппы преподаватель определил роль в выполнении проекта. Все найденные студентами материалы должны были подкрепляться средствами мультимедиа в презентации (иллюстрациями, фотографиями, звуковым сопровождением)

Студенты могли использовать ссылки со страницы Resources для получения материалов по проекту. Кроме страниц, заранее отобранных преподавателем, студенты могли пользоваться любыми информационно-поисковыми системами (Altavista, Yahoo, Google и прочими) и другими материалами по теме проекта, доступными в глобальной сети. Студенты могли пользоваться электронными англо-русскими и русско-английскими он-лайн словарями (например, lingvo.ru) и словарями, справочниками и мультимедийными энциклопедиями из виртуальной медиатеки, действующей в локальной образовательной сети университета (Encyclopedia Britannica 2004, Microsoft Encarta Encyclopedia 2004, ABBYY Lingvo, Polyglossum, Promt XT, XTranslator Platinum, Мультилекс).

После сбора своей части материалов каждым участником микрогруппы, студенты должны были проанализировать их и объединить в одно целое. Затем микрогруппа должна была подготовить текст устного доклада по новогодним праздникам в Великобритании. Проиллюстрировать доклад мультимедийной презентацией Power Point и другими наглядными или «осязаемыми» средствами, подготовленными в ходе работы над проектом.

Время подготовки к отчетному занятию по веб-квесту распределилось так, что первая неделя была потрачена на поиск и сохранение студентами текстовой и мультимедийной информации по теме квеста в Интернете, а вторая на создание единого проекта.

Большинство микрогрупп продемонстрировало насыщенные культурными фактами и реалиями доклады, сопровождающиеся мультимедийными иллюстрациями из электронной презентации. Не смотря на то, что все микрогрупп получили абсолютно одинаковое задание, ни устные сообщения, ни презентации полностью не повторились ни у одной из групп, а у большинства, напротив, были наполнены дополняющей друг друга, а не дублирующей, информацией, как текстовой, так и визуальной.

Благодаря тому, что практически все микрогруппы помимо предложенных в квесте ссылок использовали солидный объем информации, полученной с других сайтов, не вошедших в раздел Resources, найденных с помощью информационно-поисковых систем.

Таким образом, студенты из разных микрогрупп могли почерпнуть множество тех культурных реалий, о которых не шла речь в их собственных исследованиях. Отчетное занятие по веб-квесту оказалось наполненным массой новой языковой и культурной информации, представленной в атмосфере высокой мотивации студентов к ее презентации и усвоению.

Веб-квест имеет ряд преимуществ, способствующих решению задач при изучении иностранного языка:

  • обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;

  • развивает коммуникативную компетенцию;

  • дает возможность осуществить индивидуальный подход;

  • мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;

  • позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;

  • помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность;

  • организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;

  • способствует принятию самостоятельных решений;

  • развивают критическое мышление, тренирует мыслительные способности.

Технология веб-квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, умений из различных источников. Данная технология позволяет, как пополнить знания, так и систематизировать уже имеющиеся.

Веб-квесты развивают критическое мышление. Обучающие непросто собирают информацию, но и трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему Технология может стимулировать познавательную активность обучаемых. У них повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению продуктивности деятельности.

Список литературы

1.Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка): eidos.ru/journal/2008/1216.html

2.Бовтенко М.А.Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко - Новосибирск. 2005. - 112 с.

3.Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

4.Панина Т.С. Современные способы активации обучения: учеб. пособие для студ. высших учеб. завед. Текст. / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. 176

.


© 2010-2022