Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания иностранных языков с использованием эффективных технологий

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Хабаровского Края

КГБ ПОУ « Хабаровский машиностроительный техникум»

Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания иностранных языков с использованием эффективных технологий

( с включением мультимедийной презентации образца)

Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания иностранных языков с использованием эффективных технологий

Составитель: Гонтарук С.И.





Хабаровск

В процессе обновления содержания среднего профессионального образования одна из основных целей - формирование у студентов ключевых компетенций.

Большим потенциалом для формирования ключевых компетенций обладает иностранный язык. Однако когда мы говорим, о способности предмета формировать компетенции, нужно учитывать его специфику.

Специфика учебных предметов


Вопросы для сравнения

Академические учебные предметы

Компетентностные учебные предметы

Какие это предметы?

История, биология, география, химия, физика, математика, литература

Обществознание, право, экономика, экология, информатика, иностранные языки, обж, русский язык (развитие речи)

Что составляет основу их содержания?

Науки, теоретические знания (преобладает знаниевое содержание)

Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание)

Какова возможность реализации компетентностного подхода?

Средняя

Высокая

Какими средствами можно формировать ключевые компетенции?

- Подбором компетентностных форм и методов обучения.

- Акцентированием прикладных аспектов содержания.

- Интеграцией с учебными предметами компетентностной группы.

- Подбором компетентностных форм и методов обучения.

- Проблематизацией содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни студентов.

- Организация внеурочной социальной практики по предметам.

Как оцениваются результаты обучения?

Экзамен или тест (оценка знаний, умений и навыков)

Портфолио (оценка достижений и продуктов деятельности)

Какова общая роль группы предметов в образовательном процесс?

Образуют элементарный знаниевый базис

Образуют более сложную компетентностную «надстройку»



Таким образом, из таблицы видно, что иностранный язык является компетентностным предметом, так как в его основе преобладает деятельностное содержание.

Говоря о компетенциях, необходимо уточнить понятия компетенции и компетентности.

Компетенция - это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции имеют важную особенность: в отличии от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуацию.

Ситуация - мобилизация - Самоуправление (Компетенция) - Ресурсный пакет (Внутренние ресурсы - Внешние ресурсы).

В остальное время элементы компетенций хранятся в «разобранном» виде, а сама компетенция существует лишь потенциально.

Готовность к мобилизации - Способность к самоуправлению - Внутренние ресурсы - Внешние ресурсы

Наиболее полный перечень ключевых компетенций, в соответствии с целями российского образования, выделен А. В. Хуторским. Перечень ключевых компетенций определён на основе структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности студентов применительно к развитию их самообразования.

Рассмотрим классификацию А. В. Хуторского, включающую 3 основных вида компетенций:

  1. Ключевые компетенции:

  • ценностно-смысловая,

  • общекультурная,

  • учебно-познавательная,

  • информационная,

  • коммуникативная,

  • социально-трудовая,

  • компетенция личностного самосовершенствования.

2. Общепредметные компетенции

3. Предметные компетенции

Каждая из компетенций включает большой комплекс знаний, умений, навыков и ценностей. Согласно разработанной модели основными компетенциями выпускника, являются коммуникативная и общепрофессиональная компетенции.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения.

Здесь уместно заметить, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует, однако некоторые формы и методы, не будучи снабженные такими специальными акцентами и дополнениями, как групповое целеполагание, самооценка и так далее - сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций. В число таких форм и методов входят:

  1. монолог преподавателя;

  2. фронтально-индивидуальный опрос;

  3. информирующие беседы;

  4. самостоятельные работы с учебником по заданиям преподавателя;

  5. демонстрация фильма;

  6. традиционная контрольная работа.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».

Необходимо помнить: у некомпетентного преподавателя некомпетентные ученики.

Перечень компетентностых средств зависит, прежде всего, от позиции студента. Формирование компетенций студентов зависит от их активности, когда «активность» педагога меняется на активность студентов.

В процессе обучения студентов используются следующие технологии:

  • Метод проектов.

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо.

  • Метод дебатов.

  • Игровая технология (языковые игры, ролевые игры, драматизация).

  • Кейс-стади.

  • Проблемные дискуссии.

  • Технология интерактивного обучения (в парах, малых группах).

  • Сценарно-контекстная технология.

  • Языковой портфель.

  • Технология модульного обучения.

При обучении студентов иностранному языку по курсам распределяется доля использования той или иной технологии, и в то же время практически все технологии используются на каждом курсе.

Так, метод проектов, например, начинает применяться для формирования таких компетенций, как информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования и т.д.

На I курсе студенты готовят индивидуальные мини-проекты, выходя в дальнейшем на парные и групповые.

На II курсе эта работа продолжается: меняются темы проектов, расширяются их горизонты.

На III курсе добавляется персонифицирующая составляющая: на основе найденных и изученных материалов составляются творческие проекты.

Работа над проектом усложняется на IV курсе, когда студенты составляют проекты будущей специальности, разрабатывают свои концепции и так далее.

Формирование учебно-познавательной компетенции - это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Навыки систематизации, например, формируются путем составления опорных схем, алгоритмов деятельности (алгоритм перевода прямой речи в косвенную). Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях.

Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий, технологии кейс-стади. Учебно-методические комплексы и пособия играют важную роль в формировании ключевых компетенций. При проведении занятий преподаватель использует несколько видов учебников и учебных пособий, аудио-визуальные средства обучения, мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая студентам возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.

Студенты определяют социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции.

Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого - ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций, студенты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами, таким образом формируя социально-трудовую компетенцию.

Преподавателей, осуществляющих компетентностное обучение, несомненно, волнуют вопросы оценки сформированности той или иной компетенции. Для преподавателей иностранного языка такими критериями могут служить задания ЕГЭ, разработанные для проверки различных видов речевой деятельности, то есть для оценки сформированности языковой и речевой компетенций.

Необходимость использования данного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата:

выпускник должен быть не просто «знающим», а «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.



© 2010-2022