- Преподавателю
- Иностранные языки
- Методология преподавания иностранного языка в начальной школе
Методология преподавания иностранного языка в начальной школе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | АбаковаТатьяна Т.Н. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Игровые методы и приемы обучения говорению на уроках иностранного языка
Методические основы игры
Игра, представляя собой небольшую, особо организованную ситуацию, напоминает по своему строению драматическое представление со своим сюжетом и действующими лицами, требующая от них большого напряжения и умственных сил. В процессе игры ситуации проигрываются несколько раз, при этом каждый раз они предстают в новом варианте. В каждой игре есть четкие правила, но, несмотря на это, в ней также присутствует элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащиеся сразу начинают продумывать ответ на него, несмотря на ограниченность словарного запаса.
Таким образом, в игре всегда присутствует спонтанность речи. Во время игры в речевое общение включено не только собственная речь, но также мимика и жесты. Все это в совокупности имеет целенаправленный и обязательный характер. То есть, игра является ситуативно-вариативным упражнением, в котором создается возможность для многократного повторения речевого образца в максимально приближенной к реальным условиям ситуации с присущими ему такими признаками как спонтанность, направленность речевого воздействия и эмоциональность.1
Несомненно, наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией в учебном процессе должна быть представлена игровая мотивация, так как игра активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и сопереживать.
Игра является стимулом к овладению языком, ведет за собой развитие, поэтому в природе игры уже заложено развивающееся значение.2
С.Л. Соловейчик характеризует игру как деятельность, мотивированность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением».3
Д.Б. Эльконин считает, что важнейшими функциями игры являются средство развития мотивационной сферы, средство познания, средство развития умственных действий, средство развития произвольного поведения.4
Н.Н. Максимова считает, что игровые методы и приёмы выполняют на уроке иностранного языка две основные функции: совершенствование и закрепление знаний. При этом учащийся не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в независимости от игровой ситуации. Сущность второй функции заключается в том, что дети усваивают одновременно знания и умения разного содержания.5
В настоящее время в литературе встречается большое количество классификаций игр, в основе которых лежат различные принципы. Рассмотрим их более подробно.
Дидактические игры
Дидактические игры - это игры, возникающие по инициативе взрослого. Авторами первых из них являются Фридрих Фребель и Мария Монтессори. В их систему вошли дидактические игры с разными игрушками и материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности. В советской педагогике система дидактических игр была создана З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Согласно классификации С.Л. Новоселовой выделяется пять видов обучающих игр:
-
автодидактические-предметные (то есть игры с предметами или игрушками);
-
сюжетно-дидактические;
-
настольно-печатные;
-
словесные;
-
подвижные.6
Каждый вид игр подразумевает использование различных игровых действий, то есть способов проявления активности ребенка в игровых целях. Выбор игровых действий зависти в первую очередь от возраста детей. Простые, однотипные действия сменяются более сложными, требующими умственных усилий. Ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Чем больше активных действий выполняет ребенок, тем выше ее воспитательно-образовательная ценность.
Успешную реализацию игрового содержания в целях обучения обеспечивают правила. Они делают игру более демократичной: им подчиняются все участники игры. То есть, обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Автодидактические-предметные и сюжетно-дидактические игры. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям в определённой ситуации, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.
Для развития координации мелких движений организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера, например игры с кубиком, пластилином. В ситуации игры у ребёнка создаются более яркие ассоциативные образы, вследствие чего процессы восприятия, понимания и усвоения протекают в сознании ребёнка более точно и быстро
Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки рассматриваются как один из видов игр с предметами. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца или покупателя в играх типа «Магазин», учителя, врача или сказочных героев, а для успешного создания образа учащимся зачастую необходимо использование реквизита.
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, дают представление о нормах речевого этикета и поведения. Кроме этого, сюжетно-дидактические игры могут использоваться и как способ контроля знаний и умений.
Настольно-печатные, словесные и подвижные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр преобладают такие как лото, домино, пазлы, дрэгги, словарные квадраты, мемори.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется только в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции.
Подвижные игры развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Очень часто они применяются при проведении физкультминуток (в связи с психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста: быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и т.д.). Они помогают сохранить здоровье детей, развивают их координацию. Кроме этого, совместно с выполнением каких-либо движений (упражнений) дети быстро и качественно овладевают не только лексическим, но и грамматическим материалом. Это объясняется тем, что в подвижных играх на уроке английского языка срабатывает вид памяти, который условно называется «память мышц».
Все вышесказанное доказывает, что игра является эффективным приемом обучения говорению на английском языке. Правильно подобранные в соответствии с психофизиологическими особенностями и обучающей задачей игровые приемы способствуют повышению мотивации к изучению английского языка, создают доброжелательную атмосферу на уроке, снимают психологический языковой барьер, предлагая достаточно сложную информацию в более простом и понятном виде, способствуют созданию иноязычной информационной базы и формированию речевых механизмов и служат в дальнейшем основой для организации различных видов деятельности.
Умелое сочетание игр разных видов делает урок английского языка интересным, позволяет учащимся быть активными на протяжении всего занятия, благодаря чему мотивация к изучению предмета не угасает и учащиеся достигают высоких результатов в обучении.
1 Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Сторонин. - М.: «Просвещение», 1984. - С. 3.
2 Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Academia, Смысл, 2008 - 368 с.
3 Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / С.Л. Соловейчик. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 496 с.
4 Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: «Педагогика», 1978.
5 Максимова, Н.Н. Игра и ее роль в обучении иностранному языку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009-2010 / Изд. дом «Первое сентября». - М., 2007-2008. festival.1september.ru/articles/
6 Новоселова, С.Н. Игры в обучении иностранному языку / С.Н. Новоселова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009-2010 / Изд. дом «Первое сентября». - М., 2004-2005. festival.1september.ru/articles/