Методология преподавания иностранного языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые методы и приемы обучения говорению на уроках иностранного языка

Методические основы игры

Игра, представляя собой небольшую, особо организованную ситуацию, напоминает по своему строению драматическое представление со своим сюжетом и действующими лицами, требующая от них большого напряжения и умственных сил. В процессе игры ситуации проигрываются несколько раз, при этом каждый раз они предстают в новом варианте. В каждой игре есть четкие правила, но, несмотря на это, в ней также присутствует элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащиеся сразу начинают продумывать ответ на него, несмотря на ограниченность словарного запаса.

Таким образом, в игре всегда присутствует спонтанность речи. Во время игры в речевое общение включено не только собственная речь, но также мимика и жесты. Все это в совокупности имеет целенаправленный и обязательный характер. То есть, игра является ситуативно-вариативным упражнением, в котором создается возможность для многократного повторения речевого образца в максимально приближенной к реальным условиям ситуации с присущими ему такими признаками как спонтанность, направленность речевого воздействия и эмоциональность.1

Несомненно, наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией в учебном процессе должна быть представлена игровая мотивация, так как игра активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и сопереживать.

Игра является стимулом к овладению языком, ведет за собой развитие, поэтому в природе игры уже заложено развивающееся значение.2

С.Л. Соловейчик характеризует игру как деятельность, мотивированность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением».3

Д.Б. Эльконин считает, что важнейшими функциями игры являются средство развития мотивационной сферы, средство познания, средство развития умственных действий, средство развития произвольного поведения.4

Н.Н. Максимова считает, что игровые методы и приёмы выполняют на уроке иностранного языка две основные функции: совершенствование и закрепление знаний. При этом учащийся не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в независимости от игровой ситуации. Сущность второй функции заключается в том, что дети усваивают одновременно знания и умения разного содержания.5

В настоящее время в литературе встречается большое количество классификаций игр, в основе которых лежат различные принципы. Рассмотрим их более подробно.

Дидактические игры

Дидактические игры - это игры, возникающие по инициативе взрослого. Авторами первых из них являются Фридрих Фребель и Мария Монтессори. В их систему вошли дидактические игры с разными игрушками и материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности. В советской педагогике система дидактических игр была создана З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Согласно классификации С.Л. Новоселовой выделяется пять видов обучающих игр:

  1. автодидактические-предметные (то есть игры с предметами или игрушками);

  2. сюжетно-дидактические;

  3. настольно-печатные;

  4. словесные;

  5. подвижные.6

Каждый вид игр подразумевает использование различных игровых действий, то есть способов проявления активности ребенка в игровых целях. Выбор игровых действий зависти в первую очередь от возраста детей. Простые, однотипные действия сменяются более сложными, требующими умственных усилий. Ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Чем больше активных действий выполняет ребенок, тем выше ее воспитательно-образовательная ценность.

Успешную реализацию игрового содержания в целях обучения обеспечивают правила. Они делают игру более демократичной: им подчиняются все участники игры. То есть, обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Автодидактические-предметные и сюжетно-дидактические игры. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: рас­ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобще­ние, классификация), совершенствовать речь (умения на­зывать предметы, действия с ними, их качества, назначе­ние; описывать предметы, составлять и отгадывать загад­ки о них; правильно произносить звуки речи), воспиты­вать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям в определённой ситуации, могут отличаться воспитательно-образователь­ные задачи, конкретное содержание.

Для развития координации мелких движений организуются игры с дидактически­ми игрушками моторного характера, например игры с кубиком, пластилином­. В ситуации игры у ребёнка создаются более яркие ассоциативные образы, вследствие чего процессы восприятия, понимания и усвоения протекают в сознании ребёнка более точно и быстро

Сюжетно-дидактические игры и игры-инсце­нировки рассматриваются как один из видов игр с предметами. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца или покупателя в играх типа «Магазин», учителя, врача или сказочных героев, а для успешного создания образа учащимся зачастую необходимо использование реквизита.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, дают представление о нормах речевого этикета и поведения. Кроме этого, сюжетно-дидактические игры могут использоваться и как способ контроля знаний и умений.

Настольно-печатные, словесные и подвижные игры разнообразны по содержа­нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружаю­щем мире, систематизировать знания, развивать мысли­тельные процессы. Среди дидактических игр преобладают такие как лото, домино, пазлы, дрэгги, словарные квадраты, мемори.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется только в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции.

Подвижные игры развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Очень часто они применяются при проведении физкультминуток (в связи с психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста: быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и т.д.). Они помогают сохранить здоровье детей, развивают их координацию. Кроме этого, совместно с выполнением каких-либо движений (упражнений) дети быстро и качественно овладевают не только лексическим, но и грамматическим материалом. Это объясняется тем, что в подвижных играх на уроке английского языка срабатывает вид памяти, который условно называется «память мышц».

Все вышесказанное доказывает, что игра является эффективным приемом обучения говорению на английском языке. Правильно подобранные в соответствии с психофизиологическими особенностями и обучающей задачей игровые приемы способствуют повышению мотивации к изучению английского языка, создают доброжелательную атмосферу на уроке, снимают психологический языковой барьер, предлагая достаточно сложную информацию в более простом и понятном виде, способствуют созданию иноязычной информационной базы и формированию речевых механизмов и служат в дальнейшем основой для организации различных видов деятельности.

Умелое сочетание игр разных видов делает урок английского языка интересным, позволяет учащимся быть активными на протяжении всего занятия, благодаря чему мотивация к изучению предмета не угасает и учащиеся достигают высоких результатов в обучении.

1 Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Сторонин. - М.: «Просвещение», 1984. - С. 3.

2 Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Academia, Смысл, 2008 - 368 с.

3 Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / С.Л. Соловейчик. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 496 с.

4 Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: «Педагогика», 1978.

5 Максимова, Н.Н. Игра и ее роль в обучении иностранному языку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009-2010 / Изд. дом «Первое сентября». - М., 2007-2008. festival.1september.ru/articles/

6 Новоселова, С.Н. Игры в обучении иностранному языку / С.Н. Новоселова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009-2010 / Изд. дом «Первое сентября». - М., 2004-2005. festival.1september.ru/articles/

© 2010-2022