- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад по внеклассной работе
Доклад по внеклассной работе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Konyushenko G.N. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад
« Внеклассная работа по иностранному языку »
Выполнила: учитель английского языка
Конюшенко Г.Н.
2009
Кружок - эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
1) Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка. Основные условия реализации этого принципа следующие:
-
систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
-
широкое использование краеведческого материала;
-
встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности;
-
включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия;
-
использование на внеклассных занятиях материалов из жизни школы;
-
привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к работе над избранной тематикой.
2) Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.
Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем - конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.
6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе кружков клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
-
добровольность участия;
-
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
-
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
-
эстетичность всех проводимых мероприятий;
-
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
-
наличие целевых установок и перспектив деятельности;
-
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
-
гласность;
-
привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
-
расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
-
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
-
всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
-
усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
-
помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
-
развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
-
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
-
соревновательные,
-
средства массовой информации,
-
культурно-массовые,
-
политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов - литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание.
Формы работы могут планироваться самые разнообразные, исходя из специфики предмета, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, педагогического мастерства учителя, материальных условий и др. Это могут быть занятия по изучению новой лексики, доклады учащихся по различным проблемам в России и за рубежом, репетиции к спектаклям, музицирование на иностранном языке, организация переписки с зарубежными друзьями и т.д.
Прежде чем вести кружковую работу необходимо точно понять, что вы хотите получить в конечном результате. Так в 8 классах я основной целью ставлю развитие познавательного аспекта и улучшение знаний по грамматике. Эти занятия я стараюсь чередовать.
Тема достопримечательностей очень обширна, содержит много информации и разнообразных лексических единиц. Поэтому не смотря на то, что мы изучаем эту тему на уроках, мы стараемся закрепить ее и на внеклассных занятиях. Разумеется, что не должно быть дублирования материала. Поэтому предлагаются различные виды работы: описать достопримечательность по картинке, прочитать дополнительную и интересную информацию об уже изученной достопримечательности, сделать краткий опорный конспект для пересказа, расставить части текста в нужном порядке, догадаться по описанию о какой достопримечательности идет речь.
Что касается грамматики, то здесь тоже можно предложить разные варианты работы. Сначала идет объяснение грамматического явления (обычно с помощью геометрических фигур для наглядности), затем разбирается диалог с данной грамматикой и его разыгрываем. После этого выполняются грамматические упражнения. На следующий урок можно дать подготовить доклад по другому грамматическому явлению.
Если говорить о 6 классах, то основной целью здесь можно считать сохранение мотивации к изучению иностранного языка. Каждый урок стараемся разнообразить и выполнять разные виды работ.
Чтение. Мы читаем краткие истории с повторяющимся сюжетом и необычным концом. Повторяющийся сюжет дает возможность детям чаще сталкиваться с одними и теми же лексическими единицами и запоминать их иногда даже непроизвольно.
Для того, чтобы они постоянно перечитывали и вдумывались в то, что они читают, предусмотрены различные виды работы: - найти в тексте слова; - закончить начатые предложения; - ответить на вопросы; - расставить предложения в нужном порядке, чтобы получился пересказ; - пересказать.
Шутки, загадки, кроссворды, поговорки. Это такой урок, в котором сочетаются все виды развлечений. Шутки обычно идут по ролям и после чтения, перевода их можно разыграть по ролям. Загадки помогают детям закрепить значения слов и их образ для того, чтобы найти правильный ответ. Загадки содержат очень простую лексику, а иногда они перекликаются с другими предметами. Например, загадка: Полторы кошки поймали полторы птички за полторы минуты. Сколько птичек поймают 37 кошек за 3 минуты.
То есть здесь явная связь с математикой.
Кроссворды тоже нравятся детям. Потому что им приходится догадываться о том, что зашифровано.
Поговорки очень интересуют детей, потому что не всегда совпадает то, как мы говорим с тем, как говорят англичане. Например, мы говорим «когда рак на горе свиснет», а англичане «когда свиньи полетят». Детям предлагаются различные варианты ответов на поговорки, также их можно попросить найти в коротеньком тексте саму поговорку., провести конкурс на то, кто больше запомнил поговорок.
Песни. Песни берутся самые популярные, желательно с стабильной понятной грамматикой. Поскольку они часто звучат по радио, то когда дети будут ее слышать, то будут подпевать и знать о чем они поют. То есть здесь реализуется принцип связи с жизнью. Они развивают слух, развивают темп речи, развивают быстроту запоминания.
Сначала мы их слушаем, записываем текст с переводом, поем. Затем в песне появляются пропуски и детям после прослушивания надо их заполнить, потом поем по 1 строчке (главное не сбиться), затем я называю значение слов из песни, дети дают перевод. Я раздаю детям разрезанные слова и пока звучит куплет им надо поставить их на свои места.
В конце поем хором.
Таким образом, кружок действительно может развить творческий, нравственный потенциал учащихся, а также улучшить их знания по предмету и поддерживать их мотивацию на достаточно высоком уровне.