Методическая разработкаФормирование творческой самостоятельности студентов на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ студентов НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Политические, социально-экономические и культурные изменения в России в начале 21-го века существенно расширили функции иностранного языка как предмета. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для представителей различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами, школьниками, специалистами. Вследствие этого, изменилась роль иностранного языка в обществе, и из учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

В решении этих задач главную, решающую роль играет активное использование современных информационных технологий, которое не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах студентов.В большинстве случаев, благодаря внедрению информационных технологий в образование, определяются такие новые возможности, как: а) сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и учащимися; б) ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы; в) высвобождение дополнительного времени у студентов для индивидуальной самостоятельной работы; г) ускорение в достижении обучаемыми установленных требований к качеству образования и др.

Важнейшим направлением модернизации системы общеобразовательной школы XXI века является творческое саморазвитие учащегося. Личность - как субъект, владеющий опытом творческой самостоятельной деятельности, всегда находится на более высоком уровне по отношению к тем, кто пользуется стандартными, устоявшимися методами. Специалист, обладающий определенным интеллектуальным уровнем и умением его творчески повышать, может более рационально воспринимать, развивать и внедрять прогрессивные технологии, быть двигателем прогресса. Отсюда, общество, состоящее из личностей, обладающих высоким творческим потенциалом, может обеспечить себе перспективное будущее. Поэтому обществу необходимы специалисты, обладающие творческим мышлением, творческой рефлексией и способные к дальнейшей творческой самореализации. Этим объясняется повышенный интерес педагогической науки к исследованию процесса формирования творческой самостоятельности личности учащихся уже в общеобразовательной школе.

Раскроем сущность таких определяющих понятий, как самостоятельность, творчество, творческая самостоятельность, творческая и самостоятельная деятельности, установим связь между ними и исследуем их развитие.

Самостоятельность и творчество рассматриваются в двух аспектах, на которые мы опираемся: психологическом и философском. Психология исследует процесс протекания акта самостоятельности, творчества. Философия рассматривает вопрос об их сущности, педагогика, опираясь и синтезируя эти аспекты, определяет видение проблемы со своей специфической точки зрения.

Самостоятельность трактуется в педагогике, как одно из свойств личности. Это свойство характеризуется двумя факторами. Первый фактор включает в себя совокупность средств - знаний, умений, навыков, которыми обладает личность. Второй фактор - отношение личности к процессу деятельности, ее результат и условия осуществления, а также складывающиеся в процессе деятельности связи с другими людьми.

Одной из значимых проблем в педагогике является проблема формирования самостоятельности.

Формировать - значит образовывать, составлять, организовывать, порождать. Мы придерживаемся того мнения, что формирование - это процесс, в ходе которого происходит создание чего-то нового на основе имеющихся качеств личности как генезисного характера, так и приобретенного.

Процесс изучения иностранного языка способствует формированию творческой самостоятельности, т.к. в рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания и упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи. Инновационный характер этого процесса должен обеспечиваться внедрением современных информационных технологий, развитием интерактивных форм обучения, тренажеров, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ, широким использованием проектных методов.

В последние два десятилетия в образовании формируется такая тенденция, как проективность. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты, решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы. Культура проектирования входит сейчас во многие области образовательной практики в виде проектных методов и проектных методик обучения. Проектный метод активно включается и в обучение иностранным языкам.

Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемыми работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально - эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.).

Новизна этого подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы.

А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности, как об одном из основополагающих.

Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной коммуникации, без упрощения и примитивизма, которые обычно характерны для учебников для начинающих изучать иностранный язык.

Другой отличительной чертой проектной методики является особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проекта.

Проект, как говорилось ранее, - это самостоятельная, реализуемая обучаемым работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально- эмоциональный контекст другой деятельности.

Новизна же подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Тема имеет четкую структуру, делится на подтемы, каждая из которых заканчивается заданием к проектной работе.

Важной чертой работы над проектом является то, что обучаемые имеют возможность говорить о своих мыслях, своих планах.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект - дело гораздо более длительное, чем выполнение традиционных заданий.

Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал.

Роль преподавателя же состоит в том, чтобы направить учебный процесс в определенное русло, облегчить овладение материалом, снять определенные трудности. Преподаватель должен создать на занятии атмосферу творчества, в которой каждый студент может полностью раскрыться, реализовать свои способности, творческий потенциал.

Исследование процесса формирования творческой самостоятельности учащихся в обучении иностранному языку показало, что процесс включения ученика в творческую деятельность по предмету «Иностранный язык» включает такие этапы как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, видение структуры объекта, альтернативы решения и его хода, построение принципиально нового способа решения, отличного от известных субъекту.

Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов осуществляется с помощью специально создаваемых проблемных задач, языковых ситуаций, способствующих реализации творческой деятельности по усвоению способов самостоятельного наращивания новых знаний и приобретению опыта осуществления творческих процедур (анализ, синтез, эвристические приемы, ассоциативные механизмы, механизм взаимодействия интуитивного и логического и др.).

Критериями сформированности творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения являются: знания (систематичность, осознанность, действенность); умения творческой самостоятельной деятельности (оперирование усвоенными знаниями, перенос полученных знаний в новые ситуации, создание принципиально нового подхода к решению дидактических задач); опыт осуществления самостоятельных творческих процедур (анализ, синтез, эвристические приемы) через овладение системой способов и средств самостоятельной творческой деятельности и способность применять их в познавательной деятельности студентов.

Как мы видим, новая социально-экономическая и политическая ситуация требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на удовлетворение как общественных так и личных потребностей по отношению к иностранным языкам. С реализацией новой языковой политики связано создание гибкой системы выбора языков и условий их изучения, а также вариативной системы форм и средств обучения, отражающих современное состояние теории и практики обучения предмету. Многообразие вариантов обучения иностранному языку, обучающих средств предъявляет новые требования к профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка, которым в новых условиях необходимо уметь действовать не по строго предписанным правилам, а в соответствии с собственным выбором из числа возможных методических систем той, которая в большей степени адекватна условиям обучения.



© 2010-2022