Организация современного образовательного пространства. (Использование современного учебного оборудования

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация современного образовательного пространства. (Использование современного учебного оборудования)

Попсуевич Людмила Алексеевна- учитель английского языка МБОУ СОШ № 13 МО Тимашевский район

Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Современное образовательное пространство невозможно представить без цифрового учебного оборудования.

Для педагога открываются огромные возможности: новое оборудование берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

В настоящее время возможность применения информационных технологий в обучении имеет практически каждая школа.

Согласно ФГОС среднего общего образования, современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области. Одним из главных условий является использование подходящих и эффективных средств обучения. Общество вступает в век высоких технологий. Всё вокруг становится компьютеризированным, и сфера образования не исключение. Для того, чтобы идти в ногу со временем, многие учителя всё чаще обращаются к интерактивным средствам.
К информационным интерактивным средствам обучения относят:
• мультимедийные учебники;
• мультимедийные образовательные программы;
• компьютер;
• интерактивные доски (панели, планшеты);
• медиавизор.

Применения ИКТ является "поддерживающим" средством в рамках традиционных методов обучения.

В этом формате ИКТ применяются следующим образом: для подготовки печатных раздаточных материалов (самостоятельных, контрольных работ, дидактических карточек для индивидуальной работы); мультимедийное сопровождение урока (презентации, аудиозаписи, учебные видеоролики); уроки компьютерного тестирования; уроки тренинга или моделирования, когда программным обеспечением является какая-либо компьютерная среда, позволяющая решать определённый тип задач.

Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках, на которых предусмотрена возможность формирования многовариантных разноуровневых работ

Возможности документ-камеры в полной мере оценены как учителем, так и учащимися - демонстрация стационарных изображений и объектов. Одно из свойств документ-камеры приближает её к видеокамере, работающей в режиме реального времени. При обучении иностранным языкам сложным учебным действием может быть пример выполнения письменного задания (письмо, подчёркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда), визуальная работа с текстом, когда требуется найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Причём различного рода выделения, подчёркивания и нанесение отметок можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в «электронную комплектацию» документ-камеры.

Неоценимую помощь может оказать документ-камера при обучении заполнять различного рода анкеты, опросники, листки регистрации, а также бланки ответов ЕГЭ.

Современное образовательное пространство может быть организовано на основе различных форм тестирования. Тестирование - это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот метод очень популярен и актуален. Программным обеспечением служат тестовые программы. Тестовые программы имеются на компакт-дисках (Профессор Хиггинс, Английский без акцента, Test your grammar, Puzzle English).

Существуют компьютерные программы, позволяющие самим создавать подобные тесты. (My Test).

Использование интерактивной доски - этого удобного современного инструмента для эффективного проведения учебных занятий неоспоримо. Интерактивная доска - устройство, позволяющее учителю объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.

На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам.

Прежде всего, повышается интерес учащегося к такому уроку. Психологи отмечают, что современные дети информационного общества - это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.

На качественно новом уровне реализуется принцип наглядности обучения.

Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для ученика. Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке, т.к. учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в эстетичной форме, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.

Каждый отдельно взятый урок - это элемент образовательного пространства.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ - при отборе учебного материала - учитель должен соблюдать основные принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. ИКТ можно использовать на всех этапах урока в зависимости от цели.

Этап №1. Организационный (не более 2 минут)

Цель: организовать ребят на успешную работу. Основной вид деятельности со средствами ИКТ: показ слайдов

Этап №2. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного.

Цель: закрепить знания, полученные ранее, актуализация знаний, выявление пробелов. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация, контролирующая (до 10 мин), защита презентаций.

Этап №3. Этап усвоения новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний (15-20 мин). Основной вид деятельности с ИКТ: презентация, беседа, выход в Интернет (получение дополнительной информации), составление схемы.

Этап №4. Проверка понимания изученного материала (3-5 мин)

Цель: проверка усвоения полученных знаний. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация презентаций, ответы на вопросы.

Этап №5. Закрепление полученных знаний (10-15 мин)

Цель: закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения применять их. Основной вид деятельности с ИКТ: тестирование.

Этап №6. Подведение итогов, информация о домашнем задании. Цель: подвести итог, познакомить с домашним заданием.

Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны.

В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект.

Пример 1. Пожалуй, самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня - это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые:

1. Чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). Получается, что на всех шести уроках ученики и учитель находятся при искусственном освещении, без дневного света.

2. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.

3. Иногда объяснение нового учебного материала заменяется на переписывание учениками информации со слайда (озвученной или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.

4. Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.

Пример 2, касающийся использования учениками ресурсов Интернет. Предположим, что Интернет-ресурсы используются для подготовки учениками некоторого сообщения по определенной тематике. В данном случае ученик имеет возможность относительно быстро найти необходимую информацию и в немалом объеме. Вот этот "немалый объем" и подводит многих. Сначала идет накапливание фактического материала - скачивается нужная информация. И это вполне закономерно. После должно следовать осмысливание, анализ, отбор интересной и действительно нужной информации и составление своего варианта сообщения. Но почему-то, как правило, это не происходит. Большой объем добытой информации воспринимается учениками как уже законченная работа. К тому же обилие материала может затянуть процесс работы в интернете.

Пример 3. Допустим, ученик на уроке работает на компьютере с различными учебными программными продуктами (контролирующими, тренирующими, демонстрационными, обучающими), выполняет задания с применением текстовых и графических редакторов, проводит расчеты и перерасчеты при помощи электронных таблиц, применяет базы данных и системы управления базами данных, использует электронные учебники и пособия. Тогда у этого ученика есть прекрасная возможность работать на уроке в своем темпе, а у учителя работать с учеником индивидуально и дифференцированно. Все хорошо, если не учитывать, что тогда на каждом уроке ученик вынужден много работать за компьютером. Но сколько же может ученик сидеть за компьютером!?

При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:

  • - для учащихся 1 класса - 10 минут,

  • - для учащихся 2-5 классов - 15 минут,

  • - для учащихся 6-7 классов - 20 минут,

  • - для учащихся 8-9 классов - 25 минут,

  • - для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут

Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ - это замечательно. Но когда это распространится на все уроки, надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу.

Существуют определенные проблемы внедрения ИКТ. Основная сложность заключается в сложности поиска и подготовки учебного материала. И если в случае традиционных способов представления информации мы можем использовать накопленные данные (карты, схемы), легко разрабатываемые данные на основе литературы, то в случае представления информации с помощью ИКТ возникает сложность поиска и создания информации. Найти или создать информацию в электронной форме учителю гораздо сложнее, чем взять информацию из книг (справочников) и продемонстрировать на уроке. С другой стороны, в продаже существует множество информационных дисков с подготовленным материалом, но, к сожалению, с закрытым форматом и усложненным интерфейсом. Что это означает?

Использовать материал учебного диска целиком, как правило, нецелесообразно, а, чтобы найти и открыть нужный материал, необходимо затратить время. Скопировать с диска изображение в отдельные файлы невозможно, так как они закрыты собственным форматом. Такие ситуации очень часты, так как разработчики дисков и учебных программ не учитывают того, что учитель разрабатывает урок под себя и под свой класс. Выходом из этой ситуации может являться разработка учебных материалов в виде отдельных тематических модулей, составляющих из отдельных файлов (jpg, txt, html, avi, mp3, gif и др.), из которых учитель сам выбирает требуемые ему материалы и последовательность их изложений. Такие материалы в современных условиях могут накапливаться учителем для себя, могут создаваться соответствующие электронные библиотеки материалов, т.е. медиатеки, на базе школы, на районном уровне.

Но использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого учителя.

Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в образовательно-воспитательном процессе. На сегодняшний день медиаоборудование становится всё более востребованным. Учителя постепенно оценивают преимущества компьютера для совершенствования методики урока.

Не так много обучающих дисков и цифровых ресурсов содержат интересные, а главное интерактивные задания, т. е. задания, которые можно выполнить исключительно на соответствующем оборудовании. Можно «изобретать велосипед» и создавать авторские разработки, но нам кажется, что это удел профессионалов. Ведь в этом случае преподаватель очень много времени тратит на подготовку к уроку. Однако не меньше времени потребуется для анализа готовых цифровых ресурсов.

Сегодня на различных сайтах - содружествах учителей начинают появляться авторские методики и разработки, демонстрирующие различные варианты интерактивных методов обучения. Все эти работы очень разные как по своему уровню, так и по качеству исполнения. Если учитель не хочет или не имеет возможности самостоятельно заниматься разработкой материала, то он может подобрать что-либо из материалов, предложенных его коллегами. На сайте smartboard.ru вы можете больше узнать о тех уникальных возможностях, которые предлагает интерактивное оборудование. Хотя медиатека сайта dnevnik.ru только начинает наполняться материалами и разработками, созданными учителями, уже есть интересные материалы. Ресурс school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы, где собрана богатейшая коллекция различных разработок по всем предметам. Сегодня, как никогда ранее, учителю необходимо быть в курсе последних разработок в области компьютерных технологий.


© 2010-2022