Самоконтроль на уроках иностранного языка

Актуальность выбора данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог должен быть компетентным в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы. Актуальность проблемы обучения самок...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоконтроль на уроках иностранного языка.Самоконтроль на уроках иностранного языка.Самоконтроль на уроках иностранного языка.

Актуальность выбора данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог должен быть компетентным в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы. Актуальность проблемы обучения самоконтролю состоит в слабой материальной базе, так как задания полностью направленные на усвоение сущности приёмов самоконтроля, учителю большей частью приходится составлять самому. Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определённых требований . Приёмы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, так как они ещё не владеют достаточным объёмом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством учителя. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3-5 класса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение школьников. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель связана в первую очередь с определения качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по иностранному языку.

Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

В-третьих, эта цель предполагает воспитания у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции :


  • контролирующую

  • обучающую

  • образовательную

  • диагностическую

  • прогностическую

  • развивающую

  • ориентирующую

  • социальную

  • воспитательную

  • эмоциональную.

Самоконтроль - это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Всё ли я ответил?. Оценивать ответ следует по пяти пунктам:

а) правильность;

б) полнота;

в) последовательность;

г) прочность;

д) понятность.

Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников. Главная задача - формирование у школьников навыков самоконтроля как элемента учебной деятельности. Но это возможно только в том случае, если учитель, как правило, не выставляет отметки (баллы), он подключается к контролю и оценке только в том случае, если школьник не справляется с самооценкой и обращается за помощью. Первый тип самоконтроля - проведение тестовых диагностических работ. Их цель выявить уровень освоения отдельных предметных операций для дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и самого учащегося. Методика построения такого занятия включает в себя пять основных этапов. Первый этап - собственно самостоятельная работа, выполнение каждым учеником индивидуально определенного задания, направленного на формирование какого-то умения или знания.

Второй этап - парная работа учащегося по выработке общих критериев самоконтроля выполненного задания. Школьники договариваются друг с другом, по каким основаниям будут в дальнейшем осуществлять проверку выполнения поставленной задачи. Следует подчеркнуть, что выработка учащимися критериев самоконтроля и самооценки - важный момент обучения самоорганизации в учебной деятельности.

Третий этап - взаимопроверка выполнения задания. Учащиеся обмениваются тетрадями и по общим критериям или ручкой другого цвета фиксируют порядок выполнения контролируемых операций.

Четвертый этап - обсуждение результатов контроля в парах учащихся. Практика показывает, что в результате самоконтроля школьники могут одинаково выполнить задания и получить единый результат, но случается, что они действуют различными способами и готовы отстаивать свою точку зрения. Появляются и пары, которые сомневаются в правильности своего решения или же слабо владеют способами самоконтроля и предметными знаниями.

Пятый этап - обсуждение результатов проверки задания. После выполнения самостоятельной работы следует разбор выполненного задания со всем классом, при этом проверяется не только правильность решения, но и способы контроля, объективность самооценки.

Второй тип - организация самостоятельной работы учащегося. Самостоятельные работы проводятся регулярно после определенного этапа освоения новых знаний, но не сводятся только к выполнению предложенных заданий, а включают самоконтроль и самооценку выполненной работы. Как известно, цель обучения иностранными языками (ИЯ) в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, тематическую (экстралингвистическую и страноведческую информацию), социокультурную, компенсаторную, учебную (умение учиться). Учащийся должен овладеть такими навыками и умениями, которые позволили бы наиболее успешное специализированное доучивание, дали возможность осуществлять самообучение ИЯ в нескольких направлениях: поддержание и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции; изучение нового ИЯ. Чтобы осуществлять самообучение следует научиться регулировать свою познавательную деятельность, т.е. определять цель, осуществлять выбор условий соответственно очередной задаче, подбирать способы преобразования исходной ситуации, оценивать полученные результаты и корректировать свою деятельность, если в том есть необходимость. Способность ученика регулировать производимое им действие указывает на наличие самоконтроля, который должен осуществляться не только по окончании, но и в процессе деятельности для предотвращения ошибки.

Формы самоконтроля:

Внешняя (осознаваемая) Внутренняя (автоматическая).

Чтобы научиться осуществлять самоконтроль, школьникам следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса.

Этапы формирования самоконтроля:

1) научиться понимать и принимать контроль учителя;

2) научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей;

3)научиться осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.

Неотделима от контроля оценка и самооценка. Путь формирования их тот же, что и при самоконтроле: оценка (содержательная) учителя - взаимооценка - самооценка.

Последовательность действий.

1. Учитель знакомит учеников с критерием оценки.

2. Выставляя оценку, он объясняет ее, исходя из критериев.

3. Выставляя оценку, учитель просит учащегося объяснить ее.

4. Ученики оценивают друг друга, опираясь на указанные учителем критерии.

5. Школьники сами оценивают свою деятельность.

Итак, самостоятельная деятельность предполагает довольно высокую мотивацию, особенно внутреннюю, умения самостоятельно выполнять все типы упражнений, особенно творческие, продуктивные; умение осуществлять самоконтроль и самооценку. Говоря о способностях и возможностях самопроверки в надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно. Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:

-сверка с написанным образцом;

-проверка по словесной инструкции;

-взаимопроверка с товарищем;

-сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

-коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

-сочетание коллективной и индивидуальной работы;

-самостоятельное придумывание заданий;

-выполнение задания по алгоритму;

-выполнение задания по наводящим вопросам;

-выполнение задания по образу;

-проверка с помощью сигнальных карточек;

-подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

-проговаривание "про себя" объяснения выбора.

Самоконтроль, организованный на уроке, приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику.


© 2010-2022