Организация групповой работы по модулю ИКТ

Внедрение  информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания позволяет расширить образовательное пространство, активизирует познавательную деятельность, позволяет развить интеллектуальные творческие способности учащихся, формирует ответственное отношение к учёбе. Знания и умения ученик начинает приобретать по собственной воле, без принуждения, приобретать знания становится интересно и престижно. Ученик может продемонстрировать результаты своего учебного труда, что ведёт к формиров...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация групповой работы по модулю ИКТ

Учитель Куприянова Н.Ю.

« Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса»

В.Г. Белинский

В условиях развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни нашей страны возрастает роль образования, количество и качество получаемой информации. При движении Казахстана к развитию информационного общества следует отметить процесс внедрения ИКТ в систему образования, обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей, которые являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. По формулировке профессора Г. К. Селевко, «информационно-коммуникационными технологиями обучения называют все технологии, использующие технические информационные средства: (ЭВМ, видео, кино)», Техника в школе может быть представлена ТВ-вещанием, цифровым ТВ, Интернетом, сотовыми телефонами. Они позволяют повысить интенсивность учебного процесса, так как появляются новые возможности, способы, приёмы и методы обучения .

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания позволяет расширить образовательное пространство, активизирует познавательную деятельность, позволяет развить интеллектуальные творческие способности учащихся, формирует ответственное отношение к учёбе. Знания и умения ученик начинает приобретать по собственной воле, без принуждения, приобретать знания становится интересно и престижно. Ученик может продемонстрировать результаты своего учебного труда, что ведёт к формированию правильной самооценки.

При постоянной и систематической работе с ИКТ реализуются следующие дидактические возможности:

-систематическая работа с учебной информацией;

-учащиеся с большим успехом усваивают материал;

-более значимой становится роль ИКТ в системе интеллектуального и эстетического развития обучающихся;

-формируется их информационная культура, необходимая учащимся для будущей социологизации;

-расширяется интеллектуальный, духовный, социальный, культурный кругозор учащихся.

Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке, учителю необходимо иметь достаточную подготовку в области использования ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. «Для компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь видов знаний: теоретических и практических. При внедрении ИКТ названное единство обеспечивает продуманность их использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения. При использовании на занятиях теоретических и практических знаний определяющим фактором

является сформированность знаний в области содержания образовательного процесса, методики и технологии». (Руководство для учителя - с.166)

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

Наша группа получила задание подготовить презентацию по внедрению модуля ИКТ в свою практику. Сначала данная работа показалась несложной: ИКТ применяем все, хотя и не в равной мере, а в зависимости от технического оснащения школы и, наверное, от уровня владения учителем данными технологиями, от его желания заниматься самосовершенствованием, самообразованием. На первом, организационном этапе, работа не сразу активизировалась в группе, возможно, сказывалась общая усталость, недомогание. Но потом общими усилиями удалось распределить роли: определился спикер, таймменеджер, секретарь, капитан, дизайнер-редактор, поисковики. Так как презентация предполагает рассмотрение данного модуля с трёх сторон, то сразу же решили разделиться на 3 группы: работа по теоретическому обоснованию применения данного модуля, применение его на практике каждым из нас и рефлексия. Получилось так, что не было чётких границ работы каждой подгруппы, потому что приходилось обращаться за помощью, советом, информацией ко всем.

Нашу работу в группе над презентацией мы начали с определения сущности информационно-коммуникативных технологий и актуальности применения их в обучении. Так как в составе группы преподаватели английского языка, то и рассматривали мы применение ИКТ как средство изучения иностранного языка. Определяя особенности обучения иностранному языку с использованием ИКТ, наша группа выделила такие методические аспекты:

-большая информационная ёмкость учебного материала;

-интенсификация самостоятельной работы каждого ученика;

-создание коммуникативной ситуации посредством развития коммуникативных навыков в основных видах речевой деятельности: говорении, чтении, аудировании, чтении, письме;

-овладение различными языковыми моделями и структурами;

-повышение познавательной активности учащихся, а также усиление мотивации учения.

В первом слайде по теоретическому обоснованию использования ИКТ в обучении мы решили выделить 9 ключевых принципов эффективного преподавания и обучения:

1.обеспечивает ученика устойчивыми знаниями;

2-способствует расширению знаний;

3-основывается на предварительном изучении и опыте;

4.-способствует активной деятельности ученика;

5-применяет оценивание для обучения и оценивание обучения;

6-поддерживает обучение;

7-способствует социальному и индивидуальному процессу;

8-осуществляет неформальное обучение;

9-основывается на обучении учителя.

Настоящий учитель учится постоянно, поэтому работает над совершенствованием своих знаний и навыков, над применением современных информационно-коммуникативных технологий.

Во время обсуждения выяснилось, что в период педагогической практики каждый из нас использовал доступные средства ИКТ: компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, планшеты, проекторы, сотовые телефоны. Внедрение данных технологий на уроках английского языка помогало реализовывать идею развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. В практической части нашей презентации мы поделились результатами применения данного модуля в период своей практики и подтвердили это фактическим материалом.

К примеру, работая над презентацией на тему «Мой любимый музыкант», учащиеся 9 класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни «звёзд», которые являются их кумирами. Дети с удовольствием обмениваются информацией по данному вопросу.

При изучении темы «Музыка восхищает меня» используется интерактивная доска, что помогает активизировать самостоятельную работу учащихся, повысить познавательную активность и мотивацию. Использование возможностей лингафонного кабинета, позволяет провести эффективную работу по изучению новой лексики, отработке произношения, употреблению в письменной и устной речи, а также осуществить самоконтроль и взаимоконтроль уровня усвоения материала. Такая методика способствует формированию навыков самостоятельного обучения - обучение обучению.

Использование мобильного телефона в качестве электронного справочника, словаря, переводчика (где это обусловлено особенностью выполнения или контроля задания) вызывает интерес учащихся, позволяет сократить время работы и более рационально использовать время на уроке.

Часто главными помощниками учителя становятся ноутбуки: распечатки текстового материала, карточки для индивидуальной и групповой работы, контрольные задания и тесты, материал для аудирования.

Анализируя результаты уроков по грамматике английского языка, проводимых с использованием компьютеров, мы пришли к выводу, что увеличивается объём выполненных заданий по сравнению с тем, что было бы сделано на обычном уроке. Учащиеся имеют возможность проверить свою работу по ключу и проработать допущенные ошибки в группе.

Особенно интересной оказалась работа над созданием второго слайда. Сразу же решили подобрать фотографии, подтверждающие не просто применение средств ИКТ на наших уроках, а именно различных видов: сотовые телефоны, ноутбуки, компьютеры, интерактивные доски. Недостаточно продумано было оформление слайда, как потом подсказали нам при защите, не хватало текстового материала, фотографии можно было оформить в рамочки, и слайд оказался незавершённым. Необходимо это учесть в дальнейшей работе.

На этапе рефлексии мы пришли к общему выводу, что, несомненно, на уроках английского языка не рационально использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, которые можно использовать при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков тоже нельзя. Именно использование информационно-коммуникационных технологий несёт в себе большой мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Главным выводом для нас было признание необходимости применения данного модуля в нашей дальнейшей практике, при непременном условии постоянного самосовершенствования в данной области.

Думаю, что в последующей нашей работе нужно каждому более ответственно подходить к выполнению работы, не ждать, что кто-то её сделает за нас, не бояться брать ответственность на себя.

В чём огромное достоинство групповой работы над созданием презентации? На мой взгляд, в том, что мы смогли всё же объединить свои знания, опыт, креативность. Общие интересы, общие задачи, взаимная симпатия создали условия для атмосферы сотрудничества, взаимообогащения.




© 2010-2022