Творческий отчет учителя английского языка

      Я, Дюсюпова Жанар Слямбековна работаю учителем английского языка в   средней    школе  им.  К. Аухадиева с 2002 года.   14 марта 1983года рождения . Трудовой педагогический стаж составляет 12 лет. Стаж работы по занимаемой должности 12лет . Образование: высшее, окончила Семипалатинский государственный педагогический институт  имени Шакарима Кудайберды  в 2005 году. По специальности иностранный язык: английский язык. Предмет:  английский язык  Квалификационная категория: 2–я. Год прохождени...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я, Дюсюпова Жанар Слямбековна работаю учителем английского языка в средней школе им. К. Аухадиева с 2002 года. 14 марта 1983года рождения . Трудовой педагогический стаж составляет 12 лет. Стаж работы по занимаемой должности 12лет . Образование: высшее, окончила Семипалатинский государственный педагогический институт имени Шакарима Кудайберды в 2005 году. По специальности иностранный язык: английский язык. Предмет: английский язык Квалификационная категория: 2-я. Год прохождения аттестации: 2010 год .

Цель моей педагогической деятельности исходит от специфической особенности предмета, который я преподаю. Оно нацелено на «практическое овладение иностранным языком», а также создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении английского языка, социокультурное развитие учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей, повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка.

Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. За время работы в школе я прошла следующие курсы профессиональной переподготовки в Восточно-Казахстанском областном институте повышения квалификации на тему « Көп тілдік білім беру жағдайында білім стандартының тұжырымдамалық негіздерін жүзеге асырудың дидактикалық әдістері». В этом же году приняла участие в семинаре « Компьютерные технологии в обучении английскому языку» организованном Ассоциацией учителей английского языка «Renaissance» при содействии Британского Совета в республике Казахстан. Также прошла курсы организованными волонтерами из Англии Самантой Прудент и Том Яко при содействии с библиотекой имени Пушкина в городе Усть-Каменогорске. В 2012 году прошла курсы повышения квалификации на тему« Современные методы и подходы в обучении английскому языку».В 2014 году курсы повышения квалификации организованным АО « национальный центр повышения квалификации «Ѳрлеу», на тему « Білім беру ұйымдарында электрондық оқыту жүйесін енгізу негізінде педагог мамандарының АКТ- құзырлылығы».

Работала над следующими методическими темами:

-Особенности формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.

- Диалог культур.

-Современные методики преподавания английского языка.

Новые технологии на уроках английского языка.

Для успешного решения учебных задач применяю наиболее эффективные методы, средства и приемы обучения, комбинирую различные педтехнологии.

На уроках путем показа упражнений применение наглядных пособий я веду учеников от общих представлений об изучаемом двигательном к понятию об упражнении к познанию внешних и внутренних связей. Использую наглядные пособия в форме раздаточных дидактических материалов, кластеров, диаграмм, тестов. Применение таких работ особенно эффективно при индивидуальном методе организации урока когда значительная часть учеников работает самостоятельно. При этом повышается интерес к занятию, приучается разумно выполнять намеченные задания.

В начальных классах, например, игра является одной из основных форм освоения ребенком окружающего мира. Учитывая психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста использую на своих уроках игровые технологии в качестве важного методического приема. Игра может сделать увлекательным изучение даже самого скучного и сложного грамматического материала, особенно- положенного на музыкальную основу. В игре развиваются творческие, мыслительные способности детей. Обучающие и подвижные игры помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность детям преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.

В начальной школе я работаю по Волковой, Рахимжановой. В своей работе руководствуюсь методическими рекомендациями М.З. Биболетовой.

В учебнике и книге для учителя дается огромное количество игр, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи, грамматических структур, развивают память, внимание, наблюдательность и воображение.(показать электронное пособие)

2. В своей работе я также использую информационно-коммуникативные технологии формирование коммуникативной компетенции через сеть интернет, ведь интернет дает возможность общаться на иностранном языке с носителями языка. Широко использую глобальную сеть интернет для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям. В этом учебном году провела внеклассное мероприятие « Мен агылшын тілін білемін» в 6 а классе, где дети приняли активное участие, составляли презентации, умело защищали их, разыгрывали викторину.

Президент страны в своем послании « Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в 50-ти наиболее конкурентноспособных стран мира» подчеркивает : « Реформа образования - это один из важнейших инструментов, позволяющий обеспечить реальную конкурентноспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации».на уроках английского языка ценным является использование программного обеспечения интерактивной доски. Таким образом , используя интерактивную доску можно организовать интерактивное обучение. Это значительно экономит время, стимулирует развитию мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся в классе. Позволяет сохранить слайды экранов, выстраивать их в нужной последовательности. Также использую презентации в Power Point, в 2014 году проходя курсы повышения квалификации в городе Усть-Каменогорске я узнала еще об одной презентации в 3d формате «Prezi». В данное время стараюсь внедрить ее на уроки английского языка.

Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: Казахстанский сайт учителей ustazbol.kz.; , ; зарегистрированным пользователем интернет- порталовpedsovet.su, proshkolu.ru. Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Иностранные языки в школе», « Speak out», «Английский язык».Используя интернет ресурсы. Я отправляю свои разработки уроков на интернет сайты. Отправила свой урок на сайт Республиканско-методического журнала «Ағылшын тілі мектепте».

Создала сборник грамматических упражнений по английскому языку для 5-8 классов средней школы. Создавая пособие я опиралась на такую литературу как,

3. В своей работе использую элементы проектной технологии обучения (подготовка, показ, комментирование проектов - презентации). Используя проектную технологию я провела региональный семинар в 8 а классе по теме « Countries and Continents », где учащиеся самостоятельно делали свои презентации в Power Point на следующие темы: Canada, Australia, Scotland, Northern Ireland, Wales, England. Далее на уроке защитили свою презентацию на английском языке. Продолжением урочной деятельности является хорошо продуманная внеклассная работа по предмету. Она заключается в подготовке учащихся к различным творческим и исследовательским конкурсам, к экзаменам, в проведении внеклассных мероприятий, которые способствуют совершенствованию и углублению знаний учащихся. Как результат, мои воспитанники успешно участвуют в конкурсе по английскому языку . Традиционными внеклассными мероприятиями стали интеллектуальные игры среди 9-11 классов,« Лидер 21 века», «Полиглот» где приняли участие ученики 9-11 классов. Призером стал ученик 9 класса Сайранбеков Канат. В кабинете иностранного языка работа учеников имеется. викторины по страноведению в старших классах

4. Здоровьесберегающие технологии (Соблюдение техники безопасности, соблюдение требований СанПина, реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности, охрана психического здоровья) осуществляю на каждом уроке.

5. Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

Основы коллективной деятельности в классе:

В делах класса обязательно участвуют все ученики, выбирая по желанию свою долю общего дела (в творческих делах). Участие каждого должно быть результативным, видимым для коллектива. Помогает мне организовать и четко отслеживать участие всех и каждого, деление класса на мини группы (мы их называем "звездочки"). Видимость результатов убеждает каждого в том, что избежать участия не удастся, так как все вкладывают частицу в общее дело. Отказ от участия вызывает осуждение не только педагога, но и друзей. Коллективные формы обучения и учебные обязанности обязательно чередуются между звездочками. Чередование поручений снимает проблемы недовольства, нежелания заниматься общим делом и даже позволяет экономить время каждого отдельного ученика. от участия одного ученика зависит результат деятельности другого, это налагает особую ответственность, заставляет подростка делать моральный выбор не в пользу собственного "Я", а в интересах другого человека. Добиться ответственного отношения каждого ученика довольно непросто, требуется особое приложение сил и убеждение. Благодаря групповой организации работы на уроке возможно расширение познавательной деятельности учащихся. Групповая форма через диалог оживляет процесс обучения, приближает его к натуральным формам человеческих отношений и делает их, в действительности, демократичными. Она даёт возможность поднять обучение на качественно новый уровень. Однако групповое учебное взаимодействие эффективно не само по себе, а при включении его в методическую систему, построенную на глубокой мотивационной основе, принципах гуманизации, действенного подхода и дифференцированного подхода к обучению.

Групповая организация работы на уроке может использоваться практически на всех этапах педагогического процесса. Возможно применение групповой работы на уроке формирования новых знаний, когда познавание нового осуществляется опытным путём. И при первичном закреплении учебного материала. В случае выполнения самостоятельных работ по отработке навыков и умений групповая организация создаёт условия для преодоления разнообразных затруднений, так как при отсутствии необходимой взаимопомощи и сотрудничества учащиеся могут не справиться с поставленной задачей самостоятельно.

Например, в 11а классе проводила урок на тему: « Caring for our world», где каждый из участников смог высказать мнение об окружающей среде . Групповая организация создала условия для преодоления разнообразных затруднений, так как при отсутствии необходимой взаимопомощи и сотрудничества учащиеся не могли бы справиться с поставленной задачей самостоятельно.

6. Технология проблемного обучения (ученики проходят через 4 звена научного творчества: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта).

Эффективные оригинальные методы, которые я использую в своей педагогической работе: Эвристический методы обучения, Метод эмпатии (вживания) , Метод "Mind-Map"(Карта памяти), Метод "Brain Storming"(Мозговой штурм), Cluster-Method (гроздь), Синквейн, Метод "Знаем /хотим узнать / узнали","Учимся вместе" (Learning Together).

Одной из основных задач в образовательной деятельности школы является контроль качества обучения. В настоящее время осуществления контроля все шире используется тестирование, которое является наиболее объективной формой. Тестирование в системе внутришкольного контроля знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает хорошие условия для их подготовки к сдаче тестов по английскому языку.

На своих уроках я применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Еще одной немаловажной формой повышения профессионального мастерства, безусловно, являются открытые уроки и мероприятия. В рамках недели иностранного языка я провела 1 открытый урок в 5-х классе « My flat» (Интеллектуальная игра среди 9-10 классов по страноведению). Мои учащиеся получили дипломы за успешное участие, а одна из команд заняла II место . Среди учащихся 7-х классов была проведена грамматическая викторина. Ребята смогли продемонстрировать не только свои знания по грамматике английского языка, но и творческие способности (создание веселых постеров по грамматике, участие в мини-сценках).

При проведении недели иностранных языков, я стараюсь задействовать в подготовке как можно больше учащихся. Дети участвуют в викторине «Знаешь ли ты страну изучаемого языка?», разгадывают кроссворды на различные темы, пишут мини-сочинения, готовят инсценировки сказок, шуток, выпускают газеты, участвуют в поэтических конкурсах, создавая собственные переводы стихотворений. Кроме этого мои учащиеся готовят и проводят различные праздники, тематические вечера.

С целью обмена опытом посещаю уроки коллег как опытных, так и молодых специалистов, городские тематические семинары, конкурсы.

Немаловажным в повышении профессионального мастерства учителя является самообразование. С 2012 года я работаю над следующей темой: « Технология ИКТ в обучении иностранным языкам»

В данный момент я продолжаю работать над исследованием данной темы, разработала сборник грамматических упражнений английского языка для 5-8 классов.

В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в сетевых проектах, научно-исследовательской работе по предмету, разработке сценариев мероприятий, выпуску тематических газет, листовок, буклетов, созданию презентаций.

Для работы с ребятами с низким или недостаточным уровнем обученности использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.), использую для оценивания содержательную сторону, качественно характеризуя ответ учащегося. Считаю, что содержательная оценка учителя позволяет заложить основу для возникновения доверия учеников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на уроке, являющегося необходимым условием для реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, формированием коммуникативной компетенции.

Динамика успеваемости обучаемых.

Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.

Я проводила мониторинговые исследования качества знаний школьников. Мониторинг уровня сформированности проводился в виде четвертных и годовых оценок.

Класс

Кол-во

Оценки

% успеваемости

% кач

5

4

3

2

12

5

3

4

-

100%

66,6%

12

5

4

3

-

100%

75%

10а

8

3

4

3

-

100%

87,5%

11а

18

8

6

4

-

100%

77%

Класс

Кол-во

Оценки

% успев

% кач

5

4

3

2

8

4

3

1

-

100%

87,5%

8

2

3

3

-

100%

62,5%

11

4

3

4

-

100%

63,6%

7

-

3

4

-

100%

42,8%

11

4

3

4

-

100%

63,6%

2

-

2

-

-

100%

100%

10б

1

-

-

1

-

100%

-

11а

7

3

3

1

-

100%

85,7%

Класс

Кол-во

Оценки

% успев

% кач

5

4

3

2

18

7

4

4

-

100%

61,1%

8

2

2

4

-

100%

50%

6

2

-

4

-

100%

33,3%

10

4

3

3

-

100%

70%

6

-

2

4

-

100%

33,3%

10а

7

4

2

1

-

100%

85%

11а

13

6

5

2

-

100%

84,6%

Класс

2012-2013г

2013-2014г

2014-2015г

87,5%

61,1%

66,6%

62,5%

50%

63,6%

33,3%

75%

42,8%

70%

63,6%

33,3%

100%

10а

87,5%

85%

10б

11а

77%

85,7%

84,6%

Сравнительный анализ учебных достижений по классам, в которых я работаю, показал, что по итогам года процент качества в некоторых классах остается стабильным. Это обусловлено хорошими способностями учащихся, систематическим выполнением домашних заданий. Таких учащихся можно отнести к категории высокомотивированных, они очень переживают из-за оценок.

Тестовые задания составляются на основе уровневой дифференцации 3-х уровней сложности и включает в себя 25 заданий в следующих пропорциях:

1 уровень- 14 заданий

2 уровень-7 заданий

3 уровень-4 задания

Одним из направлении деятельности сегодня является подготовка выпускников к сдаче единого национального тестирования по английскому языку.

Подготовка одинадцатиклассников к ЕНТ показывает, что качественных результатов можно достичь при условии системности в работе. Повторение материала начинается с вводной лекции к каждому блоку. Лекция построена таким образом, чтобы у учащихся возникло целостное представление о периоде; в ней обязательно затрагиваются вопросы, встречающиеся в тестах. Затем учащимся предлагается ряд заданий, которые выполняются ими индивидуально, в паре или микрогруппе. Это зависит от сложности и объема задания, уровня знаний и степени сложности и объема задания, уровня знаний и степени организованности учеников. В ходе повторения и обобщения материала учащиеся составляют словарь понятий и терминов. На добровольной основе, учащимся предлагается подготовить кроссворды, разработать дидактические игры, в которых используются вопросы из сборников. Выполнение заданий обсуждаются в классе: выявляются затруднения,ученик делится информацией. После прооаботки всех заданий проводится рубежный контроль. Ученик отвечает на тестовые вопросы по тому блоку, который повторил. Количество вопросов зависит от объема материала. Хотелось бы отметить что по данной программе я работаю с одиннадцатиклассниками в течении года.

Таким образом в 2011-2012 учебном году ученица 11 а класса Токтарбаева Алуа на ЕНТ получила 18 баллов, это 100% показатель. В 2013-2014 учебном году выпускник школы Сайранбеков Канат взял 21 балл, который соответствует оценке «4»-100% . в данное время Алуа является студенткой Гумилева. Учится на факультете иностранный язык : три языка: английский язык, французский язык, арабский язык. Канат студент педагогического колледжа имени М. Ауезова, факультет: переводческое дело.

Ф.И.О.

2011-2012 г

2013-2014 г

% кач

Токтарбаева Алуа

18

100%

Сайранбеков Канат

21

100%

В мероприятиях проводимых как в школе, так и в районе стараюсь принимать активное участие. В 2007 учебном году взяла 1-место учавствуя в зональном конкурсе «Қазіргі ағылшын тілі мұғалімі»; 2009 году в районной олимпиаде « Тілдарын -2009» -3 место; 2010 году зональный конкурс « Ең үздік ауыл мұғалімі» в номинации « Талантты ұстаз»; принимала активное участие во внутришкольных конкурсах « Лучший сельский учитель года», где заняла 1-е место; В 2014 году ученица 10 а класса Сагимбаева Диана тоже приняла активное участие в районной олимпиаде. Если охватить весь период своей педагогической деятельности, то я могу назвать такие имена: Токтарбаева Алуа, Сайранбеков канат, Бахтиярова Еркежан, Адилханова Еркежан, Бахытбекова Мадина, Кизатоллин Амиржан, Смагулова Жансая, Аканова Саягуль.

Участие школьников во внеклассной работе, выполнение учащимися педагогических функций, участие школьников в районных олимпиадах, воспитание является главным результатом моей педагогической деятельности.

Для проведения успешной работы во всей школьной системе, необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень. В этих целях просматриваю ежемесячный методический журнал « Английский язык в школе»; теория и практика английского языка. Любитель телевизионных программ как, « Лидер 21 века», « Алтын какпа», образовательные программы канала СГУ. Выступаю с докладами на заседаниях МО, на педагогическом совете, на общешкольных родительских собраниях, на районных конференциях и на пед.чтении. К примеру на ежегодной конференции учителей выступала с докладом « Электронные учебники»; на КМО выступила с докладом « Использование ИКТ на уроках английского языка».

В своей школе являюсь руководителем Творческой группы учителей. В данную группу входят 8 учителей. По утвержденному плану ведутся работы.

Как бы не сердился порой учитель на своих ребят, он должен помнить слова В. Розова "Доброта - вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать". Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа - моя жизнь, а дети - моя радость.



Учитель английского языка: Дюсюпова Ж.С.

Согласовано: Директор средней школы им.К.Аухадиева

Бахтияров К.Ж.



Система работы учителя английского языка

Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование, согласно этим правилам, означало умение жить по законам природы, а природа, в свою очередь, включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания.

Томас Хаксли остроумно заметил, что, если бы будущее благополучие ребенка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили бы, чтобы ребенок вырос, так и не научившись отличать пешку от слона. Метафора Хаксли вполне приемлема к современным требованиям в образовании, где основное правило - научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.

Политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в мире, существенно повлияли на «расширение функций иностранного языка как учебного предмета». А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку в общеобразовательной школе. Cейчас английский язык не просто хорошо бы знать, а нужно действительно знать его хорошо. Мы уже не живем за «железным занавесом». Занавес сейчас, скорее, бумажный. Коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастных групп и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение ИЯ как средству общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Учет особенностей возраста - это отправная точка для конструирования курса обучения. Известный психолог Л.С. Выготский определил качество обучения так: «Хорошо то обучение, которое забегает вперед развития». А «зоной ближайшего развития» принято считать те действия, которые сегодня ребенок выполняет под руководством педагога, а завтра будет выполнять самостоятельно.

Условно курс обучения можно разделить на три этапа (при условии, что ИЯ начинает изучаться в 5 классе):

- начальный этап (5-6 классы);

  • - средний этап (7-9 классы);

  • - старший этап (10-11 классы).

С самого начала преподавания иностранного языка я пыталась найти наиболее оптимальные пути обучения. Поиски этих путей привели к созданию системы работы, суть которой и будет изложена ниже.

Целью моей работы является - создание условий для радостного, ненапряженного развивающего обучения и воспитания активной саморазвивающейся личности.

Каждый этап обучения ИЯ предполагает реализацию более узких целей.

Начальный этап:

  • - создание устойчивого коммуникативного ядра;

  • - поддержание глубокой заинтересованности, которая служит стимулом для продолжения изучения ИЯ на среднем и старшем этапах;

  • - организация активного речевого взаимодействия.

Средний этап:

  • - активизация приобретенных ранее умений в сфере устно -речевого общения;

  • - организация активного речевого взаимодействия;

  • - практическое освоение лингвострановедческих и социокультурных факторов путем создания коммуникативных условий, близких к естественным;

  • - возобновление и поддержание интереса к изучению ИЯ и веры в свои силы и способности.

Старший этап:

  • - совершенствование умений речевого взаимодействия;

  • - расширение тематики, сфер и ситуаций общения для активного пользования изучаемым ИЯ;

  • - расширение коммуникативного словаря учащихся, активизация употребления коммуникативно значимых грамматических конструкций;

  • - углубление лингвострановедческих и социокультурных знаний путем их реального включения в «живое» общение;

  • - создание мотивации для дальнейшего совершенствования в изучаемом ИЯ.

Данные цели реализуются через решение следующих задач:

  • 1. Проводить урок с учетом психологических особенностей, эмоционального воздействия, используя логические формы подачи материала.

  • 2. Применять особые приемы, активизирующие обучение.

  • 3. Использовать на уроках различные виды искусства (музыку, живопись, элементы театра) с целью эмоционального воздействия на школьника и гармонизации урока.

Данная система работы предполагает следующие основные методические условия, обеспечивающие эффективность учебного процесса:

  • - коллективное взаимодействие;

  • - личностно-ориентированное общение;

  • - ролевую организацию учебно-воспитательного процесса;

  • - полифункциональность упражнений.

Основными принципами своей работы считаю следующие:

  • - коммуникативный, личностно-деятельностный и системный подход в обучении ИЯ (учет коммуникативных факторов помогает оптимизировать процесс обучения ИЯ. Личностно-дятельностный подход делает ученика центральной фигурой учебного процесса. Систематизация языковых знаний, лежащих в основе коммуникативной деятельности учащихся, способствует повышению общего уровня их коммуникативной компетенции);

  • - реализация личности учащегося через ИЯ (учет взаимовлияния личности на изучение ИЯ и его на личность способствует усвоению коммуникативных процессов, приближая учебное общение к реальному);

  • - максимальная мотивированность учебных ситуаций (успех обучения обеспечивается тем, что любая из моделируемых ситуаций является жизненно значимой для учащегося);

  • - положительная эмоциональная насыщенность всех компонентов обучения (вся атмосфера урока организуется таким образом, что освоению языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой стороны, интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и овладение речевыми умениями.

Начальный этап

Итак, начнем. Вот они пришли, пятиклассники. Смотрят с любопытством, ждут от изучения нового предмета только позитивных моментов, представляют, как они скоро научатся разговаривать по-английски и еще пока не представляют, с какими трудностями им предстоит столкнуться. Но я должна как можно дольше, а лучше навсегда удержать этот интерес, помочь моим маленьким ученикам как можно более безболезненно преодолеть эти трудности. Без психологии не обойтись. Вспоминаю, какие особенности у детей этого возраста.

Мы помним стихи и песни, выученные в детстве, очень долго. Неважно, на каком они были языке, родном или иностранном, стоит вспомнить одну строчку - и все стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у ребенка этого возраста прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребенок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти, прежде чем он от узнавания единиц языка перейдет к их осмысленному употреблению. Вот и используем преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок пока способен запоминать материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Доказанный факт: то, что мы слушаем на лекции или на семинаре, мы схватываем с первого раза лишь на 16 процентов (тесты показали), остальное «добиваем» ночами, перечитывая и зазубривая материал по несколько раз (но мы-то взрослые люди, у нас другие стимулы). А то, что человек слышит в дружеской беседе, не напрягаясь при этом, можно запомнить даже на все сто процентов. А еще лучше, если это происходит в игре. Почему? Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается практически без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в среднем школьном возрасте, в 5-6 классе, она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.

Чем больше я погружаю детей в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но четкими правилами, тем успешней проходит обучение. Сначала я боялась, что играющие ученики не научатся серьезности и ответственности, но позже поняла, что дети прекрасно отличают вымышленный мир от мира реального и легко переносят умения, полученные в игре, на реально значимую деятельность.

Кроме того, участие в игре повышает интерес детей к изучению английского языка, у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, преодолевается психологический барьер - страх. Все учащиеся, и даже самые слабые, принимают участие в игре, а для меня это большая удача, если в классе нет ни одного безучастного, пассивного ученика.

Итак, исходя из цели обучения ИЯ в целом и из цели моей системы работы, уроки провожу в виде телемостов, поездок, круизов, международных встреч, вечеров КВН и т.д. Ролевую игру стараюсь разрабатывать вместе с учащимися, сценарий составляем вместе так, чтобы каждый учащийся получил роль. Цель таких уроков - дать возможность учащимся в естественной обстановке, в реальных условиях применить свои знания.

Приведу небольшой пример-отрывок из ролевой игры "Would you like a cup of tea?" Коммуникативная задача - встреча и угощение друга, хорошие манеры за столом. Конечно, ролевая игра требует тщательной подготовки, но поверьте, результат того стоит. Вот и этот урок мы вместе с ребятами готовили заранее, причем дети готовились к нему с особым энтузиазмом: ожидался конкурс на лучший рецепт. Устроили настоящий праздник с чаепитием. Сначала рассказали, как готовится настоящий английский чай, затем ребята поделились рецептами приготовленный печений, кексов и тортов. Слежу за тем, чтобы все слова были произнесены правильно и значение их осмыслено. В естественной обстановке лексика легко усваивается и хорошо закрепляется. Затем учащиеся задали друг другу вопросы, касающиеся заинтересовавших их рецептов, например "How much salt?", "How many eggs?" и т.д., тем самым закрепляя языковой материал: исчисляемые и неисчисляемые имена существительные, лексические единицы a, an, some, any, much, many, a lot of и т.д. Затем вспоминаем правила поведения за столом: показываю заранее приготовленные картинки с изображением детей, имеющих хорошие и плохие манеры. Дети описывают картинки, придумывая к ним микродиалоги, например, "Help yourself - Thank you", "I'm sorry - That's OK/all right".

Далее следует полилог участников. Должна сказать, что учитель должен быть не только ведущим в данной ролевой игре, но стать ее равноправным участником, ненавязчиво направляя разговор, с тем, чтобы все структуры были включены в речь. Каждая фраза, лексическая единица должны быть не только произнесены за столом, но и применены во всех вариантах своей сочетаемости с другими словами: "Could you pass me..., please?", "Would you like...?", "Would you like...or...?", "How about some...?", "Can/Could/ May I have...?", "I'd like...", "Help yourself to...", "Here you are/ it is" и т.д.

Путем подстановки разных лексических единиц эти фразы могут прозвучать несколько раз в течение урока, тогда у ребят сформируется навык использования их в речи.

Во время обучения говорению формируется грамматический навык. После того как учащиеся ознакомились с грамматическим явлением в структуре (например, there is/ there are; I have got/ she has got и т.д.) и поняли, какую коммуникативную задачу можно решить с его помощью, они приступают к тренировке. Тренировку провожу в несколько этапов, каждый имеет свою цель. Начинаю с простейшей операции - репродукции, т.е. имитативного воспроизведения образца. Здесь подход к каждому учащемуся должен быть дифференцированный: чем слабее учащийся, тем больше требуется имитативной работы с ним.

Далее следует подстановка, когда образец наполняется другими известными учащемуся словами. При этом часто использую наглядность: игрушки, предметы, картинки и т.д. А если еще и поиграть при этом, да и психологию подключить! Например, отрабатываем конструкцию there is/ there are. Раскладываю на столе школьные принадлежности (ластик, ручку, линейку и др.), прошу внимательно в течение одной минуты рассмотреть их и запомнить. Когда учащиеся готовы, они закрывают глаза, а я убираю со стола один или несколько предметов. Открыв глаза, дети пытаются определить, какого предмета или предметов нет на столе, произнося по-английски: "There is not a ruler on the table". Сколько сразу сделали: повторили и закрепили лексический и грамматический материал, проверили возможности нашей памяти и потренировали ее.

Если лексический опыт учащихся достаточный, можно использовать упражнение на расширение заданного образца, здесь уместна игра «снежный ком» - начнем со «слабых»: "I have got a dog" - "Sasha has got a dog. I have got a cat." - "Sasha has got a dog. Tanya has got a cat. I have got a parrot." И т.д. Объем высказывания растет как снежный ком. Снова развиваются память и внимание, коммуникативные навыки.

Очень важной операцией для формирования говорения являетсятрансформация и комбинирование, которые требуют большой интеллектуальной активности учащихся, так как при их выполнении происходит перестройка заданного образца, а для этого нужно не только знать, что переделывать в образце, но и уметь это делать быстро.

Нельзя не вспомнить и об обучении аудированию, так как понимание воспринимаемой речи на слух - основа общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Говорение и аудирование - две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. На начальном этапе оно является и целью и мощным средством обучения. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры. Тренировка аудирования обычно проходит с помощью упражнений различного характера:

  • 1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:

  • - фонетических («Прослушайте слова. Поднимите руку, когда услышите звук [ ]» - и произношу ряд слов с разными, но похожими гласными звуками;

  • - грамматических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите существительное во множественном числе»);

  • - лексических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите слова, обозначающие цвет»).

  • 2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушайте слова и постарайтесь их запомнить. Затем воспроизведите их по памяти»).

  • 3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Прослушайте и скажите, как зовут сестру Майка и сколько ей лет»).

·4. Упражнения, направленные на развитие воображения («Послушайте и передайте одним словом: The place where we play sports games (playground)).

·5. Упражнения, направленные на развитие логического мышления («Прослушайте предложения. Скажи, правильно ли (логично ли) они расположены: It's red. I've got a ball.Her name is Mary. I've got a sister.")

Самое время сказать несколько слов об оценке знаний, умений и навыков учащихся на начальном этапе обучения. Если говорить сейчас не о количественной, а о качественной оценке работы учащихся на уроке, то она должна быть такая, чтобы позволяла выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям. При оценке учащихся стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • 1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;

  • 2) положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи (в данном случае - коммуникативной). Это положительное отношение учителя не ставится в прямую зависимость от успешности выполнения задачи: даже если ребенку не удалось решить ее, оценивается его старание;

  • 3) конкретный анализ трудностей, которые испытывал ученик при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок;

  • 4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.

Такая «система содержательных оценок», выработанная Ш.А Амонашвили, ориентирована на успехи учащихся, а не на неудачи, на их поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями учителя и ученика, направленными на улучшение качества обучения. От этого во многом зависит дальнейшее желание ребят приходить на урок с радостью, а не с негативом в душе («опять спросят, а я не понял материал»).

Как-то в качестве творческого задания в конце какого-то очень удачного красивого, на мой взгляд, урока я попросила ребят выразить впечатления в поэтической форме, не ограничивая их количеством строк, рифмой (то есть, это мог быть и белый стих). Вот, что получилось у шестиклассников:

I am very glad to see Teacher said me, Good for you

That this day is very bright And I think that I am really good.

The sun is shining Teacher said me, Very bad

I am nice to see its light. And I become so sad.

(Лесникова Яна) (Хакимова Надя)

Сколько позитива в этих строках! Больше никогда не буду говорить слова «очень плохо», только «молодец, здорово, но тебе следует обратить внимание на...». Тогда уроки английского будут настоящими уроками радости.

Средний этап

У семиклассников (по моим многолетним наблюдениям) очень часто снижается уровень мотивации изучения иностранного языка. И все же я очень стараюсь, чтобы ребята не потеряли интерес к предмету. На среднем этапе продолжаем развивать коммуникативные навыки, но уже на более высоком уровне: учащиеся имеют достаточный лингвистический опыт. Здесь помимо обозначенных выше форм работы, появляются новые. Приоритетным направлением я выбрала «обучение через сотрудничество» - один из наиболее эффективных путей объединения учащихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учащихся (так называемая коллективная групповая деятельность). Это достигается, главным образом, через работу в группах, где выполнение задания зависит не от сильного учащегося, а от каждого участника группы, то есть все в равной степени несут определенную долю ответственности за конечный результат работы.

Самыми распространенными формами на среднем этапе являются ролевая игра, деловая игра, «мозговой штурм», "storytelling", ученические проекты, "Jigsaw"(«головоломки»).

Ролевая игра проводится уже на более высоком уровне, учащиеся в состоянии самостоятельно составить сценарий, придумать и распределить роли. Вот, например, какие роли были придуманы для ролевой игры по теме "Do you care about your health?» (9 класс):

Helen is fit and healthy.

Bob is smoker.

Willy is overweight because he likes fat food and sweets.

Dennis is very sporty.

Kate cares about her health.

Mary likes sleeping too much. И т.д.

Учащиеся самостоятельно выбрали роли для себя, определили свою точку зрения в этой роли, выбирая для себя позицию того или иного собеседника. В такой ситуации возможности самостоятельного выбора ребенок чувствует себя личностью, которая выбирает не только стиль поведения и точку зрения, но и несет ответственность за свои решения. Мне остается только поддерживать остроту ситуации и стимулировать отдельных ребят к высказыванию.

К 9 классу обычно большая часть учащихся определяется если не с выбором будущей профессии, то хотя бы с профилем будущей специальности. В этом случае возможно проведение «деловых игр», моделирующих различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающих условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения. «Деловая игра» имеет сходные черты с «ролевой игрой», однако, имеет и присущие только этому виду работы элементы: моделирование в игре приближенных к реальным условий профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитирование их); поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего; наличие конфликтных ситуаций; обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли; описание объекта игрового имитационного моделирования; контроль игрового времени; система оценки хода и результатов игры, заранее разработанная и используемая в данной игре; правила, регулирующие ход игры; элемент соревнования. Опыт показывает, что если ребятам интересна тема и профиль, выбранный для данной игры, они с удовольствием принимают участие не только в игре, но и в разработке ее сценария (пример «деловой игры» см. в «Приложении»).

Один из замечательных приемов, помогающих учебному процессу превратиться из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск, развивающий ребенка, обогащающий его духовный мир - "storytelling". Почему? Дети в любом возрасте любят слушать разные истории, рассказы, сказки. При этом создаются идеальные условия для введения языкового материала в контексте, для ненавязчивой тренировки ребят в употреблении лексических единиц, грамматических структур, для развития умений в аудировании. У школьников продолжает формироваться положительное отношение к изучению английского языка. Истории, рассказы, сказки развивают воображение, служат «мостиком» между фантазией и реальным миром, учащиеся приобретают некоторый социальный опыт.

Планируя урок-"storytelling", четко определяю, развитие каких навыков будет в центре внимания (лексических, грамматических, фонетических), как помочь детям сосредоточиться на содержании, как использовать музыку, мимику, движения, картинную, предметную наглядность во время рассказа.

Атмосфера на уроке самая непринужденная. Ребят можно посадить полукругом: им так удобнее слушать учителя и видеть рисунки и предметы, которые я приготовила. Перед тем, как начать рассказ, ввожу ключевые слова. Можно также кратко передать содержание на родном языке. Есть разные виды заданий, которые я предлагаю детям в процессе моего пересказа. Например, можно прервать его и попросить учащихся высказать свои предположения о том, чем может закончиться эта история. Или попросить участников представить, что они - герои данного рассказа и придумать, что бы они сказали на месте реальных героев или как бы они себя чувствовали на месте того или иного героя, в той или иной ситуации.

В самом начале урока раздаю карточки с отдельными словами из рассказа и прошу их встать и показать карточку, как только они услышат в процессе пересказа написанное на ней слово. Или карточки с картинками по данному сюжету, а учащиеся показывают карточку, иллюстрирующую данную ситуацию.

Проверяю понимание прослушанного текста традиционно: задаю вопросы. Или использую такой прием: записываю ключевые предложения, раздаю их учащимся и прошу ребят сесть в таком порядке, в каком развиваются события в рассказе. Или записываю на листах бумаги краткое содержание рассказа с неточностями, ошибками (но не с грамматическими, а с фактическими) и, разделив класс на команды, даю задание исправить эти неточности. Такие уроки часто вдохновляют ребят на написание собственных историй для последующих уроков-"storytelling".

Старший этап

Кто сказал, что маленьких детей надо учить в игре, а взрослые ученики имеют настолько высокий уровень мотивации, что они и без игр сами все поймут? Неправда! Ученик старшего класса - хоть и взрослый, а все же ребенок. Только игры становятся более серьезными и содержательными.

Мои учащиеся, например любят поиграть в «мозговые штурмы». Разбиваю тему на несколько подтем или вопросов, записываю их на отдельных больших листах бумаги. Класс делю на группы. Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами все, что они думают, знают относительно данной темы или конкретного вопроса. При этом ограничиваю время. Закончив работу по одному вопросу, каждая группа переходит к седующему, передвигаясь, например, по часовой стрелке. Свои ответы учащиеся другой подгруппы фиксируют другим цветом или записывают под чертой, отделяя его от предыдущего. Таким образом все группы отвечают на все вопросы и возвращаются к своему первоначальному заданию, чтобы за ограниченное время просмотреть все, что записали участники других групп, чтобы подвести итог, высказать свое мнение. Обсуждение каждой подтемы, вопроса может дополняться уточняющими вопросами, которые задаются той группе, которая написала данную информацию.

На старшем этапе обучения ИЯ личностно-ориентированное обучение очень ярко реализуется в проектной работе. По окончании работы над темой старшеклассники готовят проекты. С грустью вспоминаю то время, когда мы, будучи учащимися старших классов, изучив тему, зубрили по ней топики. В результате, рассказы получались однообразными, неинтересными.

Сейчас же совершенно другое дело: класс делю на группы, чаще всего по интересам, но стараюсь, чтобы в одной группе ребята были разноуровневыми, так, чтобы все были подключены к работе и выполняли посильные задания. Предлагаю несколько проектов по одной теме. Стараюсь, чтобы проблема была значимой в исследовательском и творческом плане (например, путешествия по странам, проблемы молодежи, семьи, взаимоотношения со взрослыми, с родителями, молодежные субкультуры, история праздников и традиций). Стараюсь направить работу так, чтобы предполагаемые результаты работы над проектом были практически или теоретически значимыми (например, выпуск стенгазеты по волнующей всех теме, изготовление путеводителя по городу или стране, программа туристического маршрута, рекламного проекта и т.д.). Типы проектов могут быть самыми разнообразными: исследовательскими, творческими, ролево-игровыми, информационными, практико-ориентированными. В работе используем следующие исследовательские методы: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы. В ходе совместного исследования применяем методы «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проектов.

Почему проектная деятельность приобрела такую значимость в современной школе? Все очень просто: целью обучения ИЯ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (по мнению Н.Д. Гальсковой). Язык - элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:

  • чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого участника группы.

  • Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

  • Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Процесс обучения становится развивающим для учащихся, если он организован как речемыслительный поиск. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.

ИКТ в преподавании англиского языка

В последнее время всё чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе. Возможности применения новых технологий в обучении существенно расширились, компьютеры перестали восприниматься в качестве «умной» печатной машинки, а Интернет- классы стали активно использоваться не только для преподавания информатики.

Согласно новым требованиям ученик должен овладеть навыками использования ИКТ для расширения языковых и страноведческих знаний. Выполнение этой задачи невозможно без использования компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования.

Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения ИЯ, если они подкреплены передовыми методическими приемами.

Основные виды работы с ПК на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его проверке и отработке.

На уроках ИЯ компьютерные технологии используются для отработки грамматических навыков, для развития навыков письма, чтения и в проектной работе.

Подобная работа важна для учащихся, проводящих ежедневно за компьютером 3- 5 часов (по данным опроса учащихся).

На уроках английского языка и в разных классах используются современные технологии, в том числе в 10- 11 классах. На уроках страноведения, где хочется показать учащимся как можно больше ярких и запоминающихся иллюстраций, сообщить интересные и современные факты из жизни страны, использование Интернета становится насущной необходимостью. Возможности Интернета в этом плане безграничны и предоставляют разные информационные ресурсы. На таких уроках можно показать не только показать слайд- шоу достопримечательностей стран изучаемого языка, познакомить их с различными областями жизни людей, но учащиеся могут услышать и увидеть интервью с политическими деятелями страны и с различными знаменитостями.

Однако не менее интересным оказывается включение ИКТ в ткань обычного урока. Например, в процессе изучения модуля «Travel»,так как каждый урок может сопровождаться мультимедиа.

Сначала учащиеся читают на экране план урока, данный бегущей строкой, что позволяет собрать их внимание мгновенно. Затем предлагается задание из учебника для подготовки к ЕГЭ: прочесть текст и вставить пропущенные слова в нужной форме (работа с лексикой), а возможности ИКТ позволяют учащимся сразу сделать самопроверку. Текст является своеобразной провокацией, в юмористической форме в нем говорится, что современному человеку нет необходимости путешествовать. Учащиеся вовлекаются в разговор: они спорят с автором текста, приводят свои аргументы, говорят о своем отношении к путешествиям.

Современные технологии позволяют прямо на уроке выходить в Интернет, но это требует часто дополнительной организации (проведение урока в кабинете информатики). Некоторые учащиеся имеют возможность выходить в Интернет прямо с мобильного телефона, а значит, можно поучиться работать в Интернете. Используя задание: найти наиболее удобный способ добраться до Лондона, можно выйти на страницу сайта аэропорта Хитроу. Учащиеся читают информацию о том, как можно добраться до столицы, в парах сравнивают цены, время, маршрут, а выполнив задание, опять сверяются с ответом, который появляется на экране. Затем учащиеся обсуждают достоинства и недостатки различных видов транспорта( их задача- повторить степени сравнения прилагательных, использовать в речи фразы согласия- несогласия), рассказывают, какой вид транспорта они предпочитают.

Чтобы настроить учащихся на следующий этап урока- прослушивание диалога с выполнением задания, им предлагается рассмотреть на большом экране фотографию зала аэропорта, описать ее, представить, что происходит с людьми в аэропорту, придумать историю про людей, изображенных на фото. А затем учащиеся слушают диалог и выполняют задание, проверка ответов идет по ключу на экране, и амии составляют диалоги в аэропорту, используя изученный ранее материал.

В конце урока учащиеся показывают свои проекты. Им предлагают сделать визитку Новосибирска. Эта работа позволяет не только заинтересовать материалом учащихся, но и дать им возможность выступить с докладом перед одноклассниками, которые все слушают с интересом, а остальным учащимся показ презентации позволяет высказать своё мнение о работе. Таким образом, проект является отличным стимулом для развития коммуникативных навыков учащихся.

Подобные уроки неизменно оказываются занимательными, насыщенными различными видами деятельности и вызывают несомненный интерес учащихся. Использование ИКТ приводит к следующим результатам: учащиеся заинтересовались не только темой урока, но и техническими возможностями, используемыми на уроке, их внимание привлекла перспектива творческой и поисковой самостоятельной работы. Расширив материал учебника с помощью современных технологий, повышается интерес учащихся к предмету.

Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся, так как ИКТ- самый любимый предмет современного подростка. Уникальность проектной работы в том, что, во- первых, в создании проектов может участвовать каждый ученик, а во- вторых, умение создать интересный проект с использованием компьютерных технологий - это вопрос престижности учащегося в классе. Поэтому они бесконечно совершенствуют свои работы, усложняя и оформляя их всё новыми и новыми деталями.

Работа по подготовке проектов в программе Power point имеет огромное значение в развитии учащихся. Старшеклассники учатся практически использовать программы, с которыми познакомились на уроках информатики. Немаловажно и то, что в старших классах учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты. А так же они учатся работать с Интернетом.

За учебный год учащиеся могут сделать 1- 2 презентации по той или иной теме, а значит, не только овладеть технологией проектной деятельности, выступить перед аудиторией с защитой своего проекта, но и познакомиться с опытом работы других учащихся из других классов. Результатом работы будет:

  1. повышение мотивации в изучении английского языка и ИКТ;

  2. приобретение опыта выступления перед аудиторией;

  3. повышение самооценки учащихся.

Многие учащиеся 10- 11 классов принимают участие в создании дополнительных мультимедийных учебных материалов для использования на уроках английского языка при изучении программного материала и во внеклассной работе:

  1. проекты по страноведению «Великобритания, США, Австралия»;

  2. путеводитель по Новосибирску;

  3. мультимедийные викторины и кроссворды.

Не менее важным элементом в повышении мотивации изучения иностранного языка в отсутствие носителей языка- создание коротких видеофильмов. Появление цифровых технологий позволяют снимать и монтировать на компьютере фильмы практически каждому человеку. Опыт съемки на уроках показывает, что это мешает учащимся говорить свободно и непринуждённо. Создание коротких видеофильмов- интервью с учащимися на заданную тему будет прекрасным стимулом в изучении английского языка. «Репортёры» берут интервью у учащихся школы, а потом показывают их на уроках.

Так же большую роль играет использование обучающих и познавательных программ на CD.

Это наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с учащимися, используя обучающие программы с игровыми элементами: «Triple Play Plus, Euro Talk Elementary, Learn to Speak English».

Маленькие дети познают свой родной язык через игру- произнося звуки, пытаясь складывать из них слова, отгадывая названия предметов, повторяя за взрослыми стихи и рассказы.

Овладение языком через игру- один из основных принципов обучения.

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя её в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания помогает разбивать фразы на отдельные фразы, слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слова.

Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.

Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Захватывающий характер приобретает работа, если вывести изображение с помощью проектора на большой экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер.

Среди наиболее удачных программ такого типа надо отметить Triple Play Plus. С ее помощью можно обучать детей речи на слух, к тому же они учатся читать, правильно произносить на трех уровнях, что дает учителю возможность сравнивать.

Наиболее успешно используемая часть программы- это описание внешности. Учащимся предлагается создать фоторобот представленного человека.

При помощи мыши или микрофона можно собрать портрет и отработать всю лексику по описанию внешности.

С большим успехом учащиеся проводят коллективное обсуждение. Затем дополнительно в течение месяца детям разрешается самостоятельно после уроков поработать на компьютере.

Для более полной отработки темы в программе имеются и другие интересные варианты задач и игр. Выполняя задание по рисунку, который представляет собой мозаику частей тела человека, отрабатывается обширный запас слов.

Среди наиболее широко известных программ на CD- рекомендованный Министерством образования РФ компакт- диск «Профессор Хиггинс». Программа рассчитана на индивидуальную работу учащегося по фонетике и грамматике. Использовать эту программу на уроках со всем классом практически невозможно. В практике этот диск может найти следующее применение:

  1. обработка фонетики на начальном этапе обучения. Надо принять во внимание, что диктор на диске произносит звуки не четко, а пословицы к тому же с дефектами речи, поэтому совместить с ним частотную характеристику полностью практически невозможно;

  2. постановка произношения пословиц и скороговорок;

  3. индивидуальный зачет по изученным грамматическим темам, которые варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая их подготовку. Надо отметить, что проведение такого вида зачетов дало довольно большой рост качества знаний, при оценке исключается фактор субъективности учителя.

Диск Euro Talk имеют три уровня: Elementary, Intermediate, Advanced. Применяются они для индивидуальной отработки материала.

Наиболее интересным представляется возможность выдавать учащимся «международный сертификат», так как при наборе определённого количества очков программа отпечатывает сертификат на занесенную в него фамилию даже с подписями руководителей группы Euro Talk. Этот диск удобно применять на начальных этапах обучения сначала с сильными учащимися группы.

Часто возникает ситуация, когда необходимо отработать определенный материал, а более сильные ученики, уже освоившие его, явно скучают. В этом случае их можно посадить за компьютер, и они будут работать. Здесь достигаются сразу несколько целей:

  1. разнообразятся виды работы для сильных учеников;

  2. большинство учащихся начинает стараться, чтобы выполнять индивидуальное задание в дальнейшем;

  3. учащиеся, будучи заинтересованы в скорейшем получении сертификата, начинают самостоятельно приходить после уроков, чтобы побыстрее получить необходимое количество баллов.

На старших этапах для всесторонней отработки лексических тем с успехом используется программа Learn to Speak English. Диски, состоящие из 30 тем- уроков, имеют большой набор диалогов, игр на эти темы, а так же видеоролики о городах США. Причем учитель может демонстрировать видеофрагменты с английскими субтитрами или без них. При использовании данной программы в течение 2- 3 уроков можно всесторонне отработать имеющиеся темы.

Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут явиться главным подспорьем в работе по обучению английскому языку. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом осуществляется личностно- ориентированное обучение.

Применение презентации на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, размера, наклона. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что ещё более усиливает эффект воздействия. Подобный этап в определенной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создания презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от 1 до 3 часов, в зависимости от сложности материала.

Из опыта работы с презентациями в течение учебного года при введении шести грамматических тем в 5- 7 классах можно сделать вывод:

  1. концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100%;

  2. скорость и качество усвоения темы увеличиваются. Обычно уже на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по пройденной теме;

  3. повышается ответственность в учебе.

Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения материала были вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся делают коллективно прямо с экрана. Таким образом, презентация, оформленная звуковыми эффектами, становится еще и мощным стимулом для работы. Поделенный на группы класс в режиме соревнования лучше усваивает материал любой сложности.

Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать в Microsoft Word. Успешно в практике обучения используются документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц.

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

  • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

  • они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

  • улучшают качество усвоения материала;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • дают возможность избежать субъективности оценки.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого - педагогические разработки, обеспечивающие подход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Опыт работы с современными ИКТ показывает, что их использование является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Результативность работы

Особенность труда учителя заключается в том, что результаты своего труда он сможет увидеть не через день или неделю. Порой проходит несколько месяцев, а иногда и лет прежде чем педагог поймет, что все это время работал не зря. Я сужу о результатах сформированности коммуникативных навыков по следующим критериям:

  • Умение высказываться целостно как в смысловом, так и в структурном отношении.

  • Умение высказываться логично и связно, а значит, умение последовательно излагать мысли, факты, суждения, связанные в смысловом отношении и соотнесенные с задачей высказывания.

  • Умение высказываться продуктивно: чем меньше механически заученного, тем больше продуктивность.

  • Умение говорить самостоятельно, что предполагает выбор стратегии высказывания, составление программы, говорение без заимствования мыслей из предварительно прочитанных или прослушанных источников, высказывание без опоры на полные записи.

  • Умение говорить экспромтом, без специальной подготовки и обсуждения.

  • Умение говорить в нормальном темпе.



© 2010-2022