Методы арт-терапии в изучении английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы арт-терапии на уроках английского языка.

На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка. Педагогические технологии, используемые учителями на уроках английского языка, делают урок насыщенным и интересным, и вместе с тем у детей повышается мотивация в обучении.

Согласно ФГОС содержание обучения иностранному языку способствует формированию ценностных ориентиров в курсе начального образования по иностранному языку, а именно формированию у младших школьников духовно-нравственных ценностей, совершенствованию коммуникативной компетенции, развитию информационной культуры, выработке универсальных умений.

Однако отметим, что обучать коммуникации на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке,- задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Наиболее эффективными технологиями школьные педагоги и психологи в обучение отмечают, гарантирующие успех педагогических действий. Одной из таких эффективных технологий может стать включение в преподавание различных форм арт-технологий.

Рассматриваемая нами технология арт-терапия (сказкотерапия) -рассчитана на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализацию. Благодаря сказкотерапии осуществляется забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

По мнению Л.Д.Лебедевой, словосочетание арт-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Разнообразие форм арт-терапии позволяет использовать ее на разных этапах урока. Это может быть начало урока, объяснение нового материала, закрепление пройденного, физкультминутка, домашнее задание и рефлексия.

Следует отметить тот факт, что иностранный язык предлагается изучать в школе со 2-го класса является признанием объективно существующего социального интереса и подтверждением важности предмета для решения перспективных задач развития личности.

На начальной ступени обучения в школе происходит становление личности младшего школьника, закладываются основы формирования его ценностных ориентиров. В числе необходимых умений и навыков, формируемых в начальной школе, наряду с предметными и универсальными учебными умениями существенное место занимает овладение элементами культуры речи и поведения, развитие коммуникативных способностей младшего школьника.

Поэтому, я считаю, что один из способов раскрепощения и мотивирования школьников на уроках английского языка является сказкотерапия.

Сказкотерапия - это направление арт - терапии. В разных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Во-первых, сказкотерапия - это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, во - вторых, это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В - третьих, сказкотерапия - это процесс экологического образования и воспитания ребенка, и в - четвертых, это терапия особой сказочной средой, в которой человек может реализовать свою мечту [4].

Она выделяет следующие формы работы со сказками:

-Чтение и анализ сказки;

- Рассказывание сказки;

- Сочинение сказки;

- Переписывание;

- Инсценирование сказки;

- Иллюстрирование сказки;

- Куклотерапия .

Использование сказок на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Широкое применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Содержание текстов сказок способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Драматизация сказок способствует созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима на уроке и учителю, и обучающемуся. Сказкотерапия также является одним из важных средств нравственного воспитания личности.

Используя сказки на уроках, ребята знакомятся с героями, традициями, находят общее с русскими сказками. В этом процессе важно использовать аутентичный материал. С помощью сказки учитель может развивать практически все навыки и умения, научить предугадывать, рассказывать о её содержании.

Занятия по сказкотерапии, согласно методике О. Смирновой, проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека, Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки. Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа .

Элементы сказок также широко используются для обучения фонетике на начальном уровне обучения. Так изучать фонетику детям по учебнику Биболетовой «Enjoy English» помогает Miss Chatter.

«Жила-была Miss Chatter (учитель показывает кончик языка). Она жила в домике (закрывает рот). Утром она вставала, открывала ставни (раздвигает губы, зубы сомкнуты) и осматривала свой дом (разжимает зубы и проводит языком по небу, приглашает детей сделать то же) затем она делала зарядку [t-d]. Однажды Miss Chatter услышала гул самолета [r-r-r-r]. Она не любила громкого шума, поэтому помахала самолету и сказала [t∫]. Самолет оказался воспитанным, он тут же уменьшил шум и зажужжал как пчела.

Самолет летит-гудит - [ð];

А змея ползет-шипит - [Ө];

Пчелка на цветке жужжит - [ð];

Чайник на плите - [Ө].

Miss Chatter сегодня делает уборку в своем домике: широко раздвигает шторы [w-w-w], потом скатывает ковер [r-r-rai] и начинает подметать [swi:p-swi:p-swi:p]. Хорошо вышло! Она радуется [wel-wel-wel]».

Чтобы учащиеся лучше усвоили разницу в артикуляции русских и английских звуков, можно предложить детям зайти в гости к известным персонажам русских сказок (так тётушка Федора не может навести порядок в доме, потому что у неё нет пылесоса [r]).

В начальной школе сказки играют важную роль в обучении лексике. Учиться вместе со сказочными персонажами весело и поучительно, ведь у них такие разные характеры. Перевоплощаясь в знакомых с детства героев, учащиеся преодолевают речевой барьер, т.к. ошибки будут делать не они, а сказочные герои. Постоянные эпитеты (dense forest, cruel step-mother, wicked magician, fine steed, fine maiden, cherry cheeks, golden hair, bonny man, coal-black steed, magic wand), сравнения (the girl-baby grew white as milk, with cheeks like roses and lips like cherries, устойчивые выражения, встречающиеся в строго определенных местах текста, ( "Fee, fo, fi, fum! I smell the blood of a Christian man..."), лексические и синтаксические повторы (So they fought, and fought,.and fought, until at last Childe Rowland beat the King of England to his knees; So she went along, and she went along, and she went along till she met Cocky-locky; So she sat with Nix Naught Nothing underneath the tree and thought and thought and thought, until an idea came to her) расширяют словарный запас учащихся, облегчают понимание и усвоение изучаемого грамматического материала. Запоминание рифмованных текстов сказок, выполнение иллюстраций к ним, инсценирование сказок перед родителями и на школьных праздниках - всё это способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся и повышает их интерес к предмету Английский язык.

Таким образом, использование различных элементов арт-терапии в школе призвано, прежде всего, содействовать духовно-нравственному воспитанию школьников. Свободное самовыражение необходимо или желательно, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы.

Литература:

1. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

2. URL:festival.1september.ru - Смирнова О.И. Использование сказок в нравственном воспитании младших школьников


© 2010-2022