Всероссийский конкурс Учитель года России. Конкурсное задание -эссе: Я учу детей нового поколения

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я учу детей нового поколения»

Учителя только открывают двери,

дальше вы идете сами.

Китайская мудрость.


Труд педагога есть страна мудрого и вечного:

на сцене - человеческие сердца,

за кулисами - человеческие души,

в зале - человеческие судьбы.

Китайская мудрость.

«Педагогом не рождаются, педагогом становятся» - вот фраза, отображающая сущность моего профессионального пути. Ведь для того чтобы стать хорошим учителем, надо пройти нелегкую дорогу становления личности, самопознания. Только после девяти лет работы в родной школе, куда я вернулась преподавать французский и английский языки, ко мне пришло осознание того, что я не ошиблась, когда выбирала нелегкую, но интересную учительскую стезю. А этот мой, как оказалось теперь, судьбоносный выбор сначала неосознанно проступал через детские игры «в школу», позже увлечение французским языком и любовь к детям привели меня в стены Воронежского государственного педагогического университета. Главным же вдохновителем и примером высокого служения школе стала для меня моя первая учительница Таисия Петровна Вобленко - Учитель с большой буквы и непререкаемый авторитет в глазах воспитанников и родителей, профессионал и бесконечно щедрый душой человек.

Я согласна с В.А. Сухомлинским: нет более важной работы, чем «творение человека» - творения изо дня в день, из урока в урок, в окружении нескольких десятков детских глаз. Действительно, окружающие нас события - это набор красок на столе у художника, наша воля - кисть, а жизнь - холст. И только учителю под силу раскрасить этот мир для ребенка яркими цветами, помочь обрести нравственные ориентиры, самоопределиться в постоянно меняющемся окружающем мире. А это не так просто. Ведь и дети, которые сидят за партами в век электроники и робототехники, особенные. Какой же он, современный ученик? Это, безусловно, человек нового - информационного поколения. Что окружает его сегодня? Конечно же, информация в виде текстов, графиков, музыки, запахов. Безусловно, современные дети - поэты, потому что умеют сильно радоваться и искренне переживать; философы, так как склонны глубоко вдумываться в жизнь. Мне кажется, это универсальная формула польского педагога Януша Корчака очень точно определяет душевное состояние детства, которое никогда не должны терять и мы, учителя, чтобы лучше понимать детей нового поколения.

Несомненно, быть педагогом в современной школе - это истинное искусство, готовность на уроке и в общении с детьми примерить на себя десятки социальных ролей и профессий. Я - менеджер, потому что мне нужно определить круг обязанностей каждого ученика в классе, проследить за тем, как выполняются индивидуальные задания и проекты. Я - воспитатель и мировой судья, ведь маленького человека нужно учить правилам поведения. Я - психолог и друг, ибо ежедневно мне необходимо поддерживать мир в классе, помогать детям в сложных ситуациях, отвечать на их вопросы, порой не касающиеся школьных предметов. Я - ученик, потому что не только я учу детей, стараюсь формировать их нравственные качества, но и они учат меня.

Раскрыть способности каждого ученика, воспитать нравственного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, - это главная задача школы 21-го века. Поэтому, на мой взгляд, у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, считаю, что у школьников необходимо воспитывать информационный вкус - вкус к поиску полезной, достойной внимания с точки зрения культурного человека информации, умение анализировать и сравнивать разные ее виды. При организации учебно-воспитательного процесса применяю элементы развивающего обучения, технологии критического мышления, проектную методику. Одним из лучших средств развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся в современном информационном пространстве является использование ИКТ, которые стимулируют интерес к учебе, развивают творчество, фантазию.

Мои наблюдения последних лет за активностью познавательной деятельности обучающихся на уроке привели к выводу о важности мотивации современного ребенка к изучению иностранного языка, повышению престижа его изучения среди учеников. Этой цели служит мое увлечение чтением художественной литературы на иностранных языках (английском и французском), а также переписка с одногруппницей, проживающей во Франции. Это подвигло моих учащихся к совместному поиску иностранных друзей по переписке, что тоже стимулирует мотивацию к изучению иностранного языка.

Главный принцип моей педагогической деятельности основан на высказывании Л. С. Выгодского о том, что именно «содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которого совершаются процессы психического развития и становления личности». Поэтому я акцентирую внимание на успехах ученика, а не на его промахах. Я советую, объясняю, показываю, направляю, импровизирую. Каждое наше занятие - праздник, поиск и открытие чего-то нового: мы используем мобильные приложения для чтения QR-кодов с заданиями, создаем 3D-книги и комиксы на интернет - платформах StoryJumper, ZooBurst, разрабатываем веб - страницы, имеем опыт работы с Wiki-стенгазетой. Младшие школьники любят проверить свои знания, играя с интерактивными заданиями и презентациями на LearningApps.org, а подросткам не составляет труда провести на уроке виртуальную экскурсию по музеям мира. На своих уроках знакомлю с особенностями национальной культуры страны изучаемого языка, общечеловеческими ценностями, воспитываю учащихся в контексте «диалога культур». Таким образом, я строю обучение иностранному языку не на одной методике, а на множестве: игры, живое общение с иностранцами, пение песен, просмотры фильмов, организация спектаклей, исследовательские проекты. Я считаю, что быть «здесь и сейчас» - значит, чувствовать ребенка, сопереживать ему, оказывать ему искреннюю моральную поддержку, для которой иногда не нужно слов, достаточно приободряющего взгляда.

В одной из работ В.М. Лизинского я прочитала: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Действительно, учить других педагог начинает с себя. Поэтому я осваиваю новые технологии, участвую в тренингах и вебинарах профессионального мастерства, в научно-методических конференциях, стараюсь заглянуть внутрь себя в полной мере, под воздействием взятой на себя добровольно ответственности. В общении с детьми, решении конфликтных ситуаций, в работе с родителями мне помогает давнее увлечение психологией. Так, в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?», в журнале «Школьный психолог» я черпаю практические советы для решения многих вопросов.

Моя задача - быть требовательной в первую очередь к самой себе, уметь признавать ошибки. У каждого учителя складывается своя система воспитания, какие бы технологии он ни избрал, успех каждого ученика и учителя индивидуален. Самое главное - учитель должен быть душевно щедрым человеком. Только искренняя любовь к детям, наши совместные усилия помогут добиться того, чтобы учеба приносила детям нового поколения радость познания. Признаюсь, я испытываю чувство радости от того, когда мой учительский труд востребован и нужен. Я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы общения с учениками, принимаю нестандартные решения. За годы работы в школе я поняла: если ты будешь педагогом Мудрым, Артистичным, Современным, Творческим, Разносторонним, Откровенным, Миролюбивым, ты сможешь стать Мастером!

© 2010-2022