Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности

Методическая разработка "Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности" имеет следующие разделы: Актуальность игровой технологии Цели и задачи игровой технологии Игры, используемые в практике учителя Литература Обучение иностранному языку рассматривается новым образовательным стандартом как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Важным компонентом повышения мотивации, по- моему мнению, является эффективное использование внеурочного времени д...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности



Выполнил: Зикеева Е.Н.., учитель немецкого языка МБОУ Братовщинская СОШ, Пушкинского муниципального р-на Московской области.







2015г.

1.Введение

1.1. Актуальность игровой технологии

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.

Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым или самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют.

Актуальность игры:

1.Ученику по своей природе нравится играть. Игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, решить свои коммуникативные проблемы.

2. Игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются такие психические процессы как внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление

3. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В процессе игры раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

4. Игра содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. Факторы, сопровождающие игру - интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра - специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.

В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.

Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя.

Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд.

В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.

Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать:

- роли, которые берут на себя играющие;

- сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;

- правила игры, которым играющие подчиняются.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

1.2. Цели и задачи игровой технологии

Дидактические цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитательные цели :развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивов учебной деятельности.

Социолизирующие цели : приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению,психотерапия.

Задачи:

Развитие коммуникативных качеств у детей посредством игры

Развитие воображения как основы творческой деятельности.

Развитие у детей образной памяти, внимания, речи.

Формирование вовремя игры нестандартного мнения.

Развитие координации и мелкой моторики

Организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.

2. Использование игр в практике учителя.

Обучение иностранному языку рассматривается новым образовательным стандартом как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Важным компонентом повышения мотивации, по- моему мнению, является эффективное использование внеурочного времени для занятий немецким языком. Во внеурочной деятельности я использую, в основном, ролевые игры (театрализации), игры-соревнования, игры по аналогии с известными телевизионными играми. Игры во внеурочной деятельности можно широко использовать в качестве итогового повторения к темам, во время проведения недель немецкого языка в школе и в качестве средства повышения мотивации к изучению немецкого языка.

2.1.Ролевые игры, используемые во внеурочной деятельности

Ролевые игры наиболее привлекательны для детей, так как, играя, они могут проявить полностью свою фантазию. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в них творческие возможности. Общение на иностранном языке в ролевой игре трудно для детей, поэтому ведущая роль в развитии сюжета принадлежит учителю. Обучающая игра доступна даже для самых слабых учащихся, так как в этой игре ученик работает, как правило, с одним речевым образцом, повторяющимся многократно в игровой ситуации (которая обеспечивает максимальную мотивацию речевой иноязычной деятельности, особенно для младших школьников). Предложение "давайте поиграем" дети ждут с нетерпением. Количество игр безгранично, как и безгранична возможность разнообразить приёмы для обучения и воспитания детей.

Особенно эти ролевые игры любят учащиеся начальных классов и 5-6 классов. Учащиеся среднего и старшего звена могут помогать при выборе материала для инсценировки,распределении ролей, оказании помощи в изготовлении декорации, оказывают помощь в подготовке. В ходе таких игр устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения речевых структур и формирования способности общаться на изучаемом языке, вживание в роль заставляет учеников пропускать ситуацию через себя.

В процессе такой игры учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно и эмоционально читать свои роли. Разыгрывая роль, ученик не просто начинает говорить языком литературного персонажа, он становится этим героем на несколько минут.

Драматизация способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения и доставляет эстетическое наслаждение.

В целях повышения интереса к театральному представлению я использовал прием постановки с большим количеством действующих лиц и небольшими по объему репликами, в таких спектаклях принимали участие не только младшие школьники, но и старшеклассники.

Такой прием создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (старшие ученики помогают младшим), укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.

Подготовка к драматизации проходит в несколько этапов:

  1. Выбор материала для инсценировки

  2. Составление сценария в соответствии с возрастом и количеством обучающихся, при этом учитываются также лексика и грамматические структуры для данного класса

  3. чтение и перевод драматизируемого текста;

4) прослушивание образцов чтения ролей на аудионосителе;

3) беседа о характерах персонажей и способах их передачи при чтении;

Так как персонажи этой сказки - животные, и у каждого из них свой характер и манера поведения, то и роли ребята подбирали себе сами, соревнуясь в выполнении соответствующих интонационных упражнений. Как вариант учитель предлагает учащимся произнести какую-либо фразу добродушным, рассерженным, радостным тоном.

Fuchs: Ach, so, dann, bitte komm näher, du bist auch so schön. Ich habe so wenig Freunde. Sei mein Freund?! Komm zu mir näher!? Ich hab' dein Liedchen gehört, singe bitte noch für mich!

4)Распределение ролей

4) отработка выразительного чтения ролей;

После того, как роли распределены, необходимо полное представление о ситуации, по какому поводу произносится фраза.

  • Учащимся раздаётся текст роли.

  • Учащийся знакомится с текстом и воспроизводит свою роль с помощью мимики и жестов.

Например, роль лисы из сказки «Теремок»:

Fuchs:Nun, ich bin das klügste, das schönste Tier des Waldes. Verstehst du?

Fuchs: Ach, so, dann, bitte komm näher, du bist auch so schön. Ich habe so wenig Freunde. Sei mein Freund?! Komm zu mir näher!? Ich hab' dein Liedchen gehört, singe bitte noch für mich!

Fuchs: ( перебивает) Oh, entschuldige, ich bin schon alt und ein wenig taub, bitte, setze dich auf meine Nase, so ich kann, alles hören.

Fuchs: (Съела колобка, облизывается): oh, dummer, Kolobok, du wusste nicht, wer der Fuchs ist. Ich bin das listigste Tier, und erst dann das schönste. ( уходит)

  • Остальные определяют насколько точно действие, которое изображает ученик.

  • Затем роли озвучиваются

5) заучивание ролей;

6) воспроизведение сказки по ролям.

2.2. Игры по аналоги с телевизионными играми

«Счастливый случай»

« Ein glücklicher Zufall»

Цели игры:

  1. в игровой форме повторить изученный грамматический и лексический материал;

  2. развитие (повышение) интереса к изучаемому предмету;

  3. развитие умения работать в группе, чувства коллективизма.

Правила игры:

  1. в игре принимают участие 2 команды - по два человека из каждого класса;

  2. игра проходит в 5 раундов, на каждый из них отводится по 2 минуты;

  3. участники каждой команды самостоятельно называют количество набранных очков - за допущенную ошибку снимается один балл.

Описание раундов:

  • 1 раунд "Дальше...Дальше.. ." * "Weiter… Weiter…" -игроки переводят данные слова. (слова называются по-немецки/по-русски, отдельно для каждой команды)

  • 2 раунд "Ты-мне, я-тебе" * "Wie du mir, so ich dir" -игроки переводят пословицы, данные по-немецки/по-русски, рассказывают стихотворения на немецком языке.

  • 3 раунд "Черная лошадка" * "Ein schwarzes Pferd" -игра со зрителями, победитель может отдать очко той команде, за которую болеет.

  • 4 раунд "Таинственная бочка" * "Ein geheimnisvolle Tonne" - игроки выполняют грамматическое задание, которое находится в бочке(грамматический материал).

  • 5 раунд "Гонка за лидером" * "Ein Wettreten für den Spitzenreiter" -игроки называют три основные формы предложенных глаголов.

Оформление кабинета:

  • плакаты с название каждого раунда и рисунки к ним

  • высказывания о необходимости изучать иностранный язык

  • праздничные лозунги, творческие работы учащихся ,

  • воздушные шарики.

Ведущий использует следующие реплики: Unsere Spiele beginnt! Die l.(2., 3.) Runde beginnt!Wir haben zwei Mannschaften Prima! Gut! Richtig! Schön! Falsch! Übersetzt! Wie schade! Jetzt spielen unsere Zuschauer! Wer liest richtig? Und jetzt spielt1.(2.) Mannschaft. Unsere Spiele ist zu Ende! Alle bekommen kleine Geschenke! Alle haben heute sehr gut gearbeitet und alle bekommen gute Noten.
Den l. Preis bekommt ... . Mannschaft. Sie hat mehr gesprochen und weiSt mehr.
Den 2. Preis bekommt ... . Mannschaft. Sie war sehr aktiv und hat in gutem Tempo gearbeitet.
Игра "Поле Чудес" «Ein Wunderschönes Feld»
Цель игры:

  1. В игровой форме повторить и закрепить материал;

  2. Развить интерес учащихся к изучению иностранного языка.

  3. 3.Описание и правила игры:

1) Игру ведут ученики 8 класса

2) Участвует 9 человек

3) Проводятся три отборочных тура, один финальный тур и супер-игра;

4) Участники игры называют по-немецки количество очков, выпавшее им. Если числительное названо неправильно, ход переходит к другому игроку;

5) На игровом поле представлены следующие сектора: К-культурная программа-выступление игрока (песни, стихотворения на немецком языке);U-перевод предложения, слова ; 0-переход хода ; В-банкрот, переход хода; Р-приз; + -открывается любая буква; Н-noмощь зрителей ; 25, 100, 65, 100. 150, 200 -очки
6) Игроки представляются по-немецки по схеме: Меня зовут... Мне ... лет. Я люблю…
7) ведущие используют следующие слова и оценочные
выражения:
- Prima! Gut! Schön! Falsch! Richtig!
Sage das Gedicht auf! Übersetze! Wie schade! Und jetzt spielt... Du ist ein Bankrott.
Schön! Willst du einen Preis bekommen? Welchen Buchstaben machst du auf? Wer will helfen? Nenne die Zahl! Unsere Spiele beginnt! Die l.(2., 3.) Runde beginnt! Unsere Spiele ist zu Ende. Alle bekommen kleine Geschenke! ... ist Sieger. Alle haben heute sehr gut gearbeitet und alle bekommen gute Noten.

Игра «КВН»

Данная игра нацелена на закрепление знаний учащихся по пройденным темам, способствует развитию речевых умений и навыков.

Категория учащихся: 2-5-е классы.

Цели: Поддерживать интерес к изучению немецкого языка; формировать коммуникативные умения слушать, говорить, выступать перед публикой; воспитывать чувство товарищества, умение работать командой.

Оборудование: Карточки с цифрами, карточки с заданиями, предметные картинки, наглядности, магнитофон, фломастеры, 2 листа ватмана.

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002

  3. Гаврилова Т.А. Игра как один из приёмов обучения младших школьников иностранному языку. Креативный немецкий. №2 2004

  4. В.Г. Якимкина «Увлекательные игры на уроках немецкого языка»

  5. Ю.С. Рейнеке «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе».

  6. Журналы «Иностранные языки в школе» различных лет

  7. gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

  8. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

  9. psychologylib.ru/books.shtml

© 2010-2022