Статья по теме ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Толстикова Елена Александровна

преподаватель

ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»


Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку всегда привлекало внимание со стороны педагогов и методистов. Проблемы соизучения культуры родного края и культуры изучаемого языка стали особенно интенсивно исследоваться в наше время в связи с необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих всеми формами коммуникации.

Все острее ощущается необходимость формирования нового поколения социально активных граждан, уважающих наследие прошлых поколений. В данном случае краеведение представляет собой основу, которая позволяет преподавателям организовать и разнообразить воспитательную и образовательную работу. Краеведение по своей сути является региональным компонентом содержания образования. Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство и культура отдельного региона. Цель краеведческого образования - формирование знаний и ценностных ориентаций, культуросообразному поведению в стране и отдельном регионе, воспитания уважения к культуре и истории родного края[2].

Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний

Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию.

Особенностью иностранного языка как учебной дисциплины является то, что он, по определению И.А. Зимней, «является беспредметным». Он изучается как средство общения, а тематика речи приносится извне. Иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний. Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития образования.

В связи с этим правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума студентов, для активизации процесса обучения и для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку[1].

Изучение иностранного языка строится на концепции диалога культур, что предполагает наличие как минимум двух различных культур в процессе обучения. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранным языкам и культуре, так как она сама является ключом к пониманию другой культуры. Изучению чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка.

Кроме того, опора на сведения краеведческого характера содействует реализации такого основополагающего принципа, как ситуативность. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту студентов, позволяет им оперировать в учебной беседе фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях пребывания в родной для них культуре. Таким образом, можно сделать вывод, что использование краеведческого материала на уроках иностранного языка отвечает принципам культурологического подхода в обучении.

Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько задач использования краеведческого материала при обучении иностранному языку:

  1. обучающие (пробудить познавательный интерес к родному краю, сформировать культурологический потенциал);

  2. социокультурные (подготовить студентов к диалогу культур, межнациональному и межкультурному общению);

  3. воспитательные (воспитать у студентов чувства любви, патриотизма к своему народу и его наследию, чувства толерантности, открытости и уважения к культуре других народов как части культуры своей страны и мировой культуры)[2]

По мнению многих исследователей, в содержание образования необходимо включать элементы краеведения на каждом этапе обучения. Можно выделить следующие группы краеведческих данных: географические, исторические, общественные, экономические. При обучении иностранным языкам в основном используется материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города). Однако материалы, связанные с историческими, экономическими и социальными фактами, не менее значимы для формирования языковой личности.

Использование регионального компонента, создает специальную речевую среду, которая помогает учащимся сблизиться с историей родного края а также с его политическим и географическим положением, а эти познания помогают учащимся усвоить не только страноведческий, но и исторический материал изучаемого иностранного языка. Конечно же, региональный компонент не может заменить собою другие средства обучения иностранному языку. Просто каждому из них должно быть найдено оптимальное место в учебном процессе[3].

Краеведческие материалы, переведенные на иностранный язык, являются эффективным средством формирования готовности учащихся к участию в реальной межкультурной коммуникации, потому что они создают речевую базу для потенциального диалога культур.

Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и почитает обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.

Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у школьников научного мировоззрения, воспитанию нравственности. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность. Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни[2].

Таким образом, использование краеведческой информации при изучении иностранного языка повышает эффективность педагогического процесса, потому что создаются благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе различных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

Список использованных источников

  1. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе [Текст] / Н.В. Барышников // ИЯШ. - 2002 . - № 2, -С. 28-32.

  2. Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе [Текст] / П.А. Корниенко // ИЯШ. - 2004.- № 4, -С. 28-31.

  3. Никитенко З.Н. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку [Текст] / З.Н. Никитенко, О.М. Осиянова // ИЯШ. - 1994. -№5, -С. 4-10.

© 2010-2022