Обобщение опыта Авторский подход к обучению говорению

       В данном материале представлен пятикомпонентный подход к формированию навыков говорения на английском языке. Автор предлагает оригинальные методы  и приемы, которые позволяют успешно обучать монологической и диалогической речи учащихся. Результаты многолетнего опыта показали эффективность авторского взгляда.        В материале представлено психолого-философское обоснование авторских методов и приемов работы. Интересен подход к использованию пространства класса для создания дополнительных ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта Авторский подход к обучению говорениюОбобщение опыта Авторский подход к обучению говорению

Зверева Татьяна Анатольевна



Аннотация


В данном материале представлен опыт Зверевой Татьяны Анатольевны по формированию навыков говорения. Обучение говорению является едва ли не главной целью современной школы, ибо именно оно составляет основу коммуникативной компетенции.

Данный опыт может быть использован широким кругом преподавателей не только на уроках в общеобразовательной школе, но и в рамках элективных курсов, факультативов, курсов иностранного языка.








English teacher resume

Tatyana Zvereva
Email [email protected]
Contact no. 8920-8003450


Обобщение опыта Авторский подход к обучению говорениюCareer Summary-
- Effectively recaps previous lesson and links it with the new one
- Objectives are clearly stated and shared with students at the beginning and end of the lesson
- Provides opportunities for students' active participation e.g. group work, feedback and peer assessment
- Effective use of IT to aid learning e.g. the preposition

Personality Traits-
- Strong in clarifying the doubts.
- Exceptional presentation and interpersonal skills.
- Ability to handle the pressure.

Key responsibilities handled-
- Challenges students through tasks that call for higher order thinking
- Encourages participation by giving prompts and direction
- Uses questioning techniques that elicit critical thinking (logical link between mapping and personal experiences of travelling from home to school)
- Modelling and giving clear instruction and checking for understanding
- Shows creativity through use of supplementary materials to support learning

Employer-
- Working as English teacher in gymnasium of Mtsensk from September 2014- present.
- Worked as English teacher in Mtsensk Branch of University-UNPK from September 2002 - August 2014.
- Worked as English teacher in school # 1 from September 1996 - August 2002
- Working as English teacher in gymnasium of Mtsensk from September 1992 - August 1996

Achievements -

Honorary worker of General education of the Russian Federation badge, departmental award of the Ministry of education and science of the Russian Federation.

US-Russia Award for Teachers of English and American Culture

Canada -Russia Award "The Spirit of Democracy"


Тема: Обучение говорению на основе пятикомпонентного подхода

Актуальность темы

«Основное назначение иностранного языка: формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка», - требования ФГОС.

Говорение в научной интерпретации - это процесс создания смыслового содержания и обмена им с помощью невербальных и вербальных символов. Для многих людей, изучающих английский, эта фраза не имеет никакого значения. Обучению говорению на английском языке еще не так давно не уделялось достаточного внимания, поэтому многие из тех, кто раньше окончили школу, по-английски говорить не умели. В основном выпускники владели исключительно письменной речью и навыками чтения, а говорить могли лишь заученными фразами.

Существует противоречие между потребностью говорения на иностранном языке в ситуациях реального общения и малым количеством упражнений для формирования таких навыков, заложенных в УМК, по которым ведется преподавание на современном этапе.









ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти. Термин обучение устной речи используется довольно часто. Итак, мы будем пользоваться термином «обучение говорению», понимая под ним обучение выражению своих мыслей в устной форме.

Различают следующие виды устной речи: диалоги­ческую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совме­стно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обме­ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомо­гательных слов и междометий. Особенности этой речи в значи­тельной мере зависят от степени взаимопонимания собеседни­ков, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обста­новке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмо­ционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удив­ленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек го­ворит не так, как в спокойном состоянии, не только употреб­ляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый от­вет ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представ­ляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее, ее формирование у учащихся, особенно на уроках английского языка, представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

  • Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

  • В основе говорения лежит осознание значения лексической единицы языка.

  • Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую.

  • Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обме­ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.

  • Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.


ПСИХОЛОГО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЯТИ КОМПОНЕНТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ГОВОРЕНИЮ

Обобщение опыта Авторский подход к обучению говорению

Пятерка - универсальный символ человека и его пяти чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Ацтекский бог утренней звезды ассоциировался с числом пять. Ацтеки называли время, в котором жили, «эрой Пятого Солнца». У китайцев «5» - символ центра мира: пять элементов, основных вкусов, атмосферных субстанций, добродетелей (человеколюбие, верность долгу, следование обрядам, мудрость, доверие). Первая система счета включала пять цифр. Пентаграмма, подобно кругу, не имеет конца и поэтому символизирует совершенство. Пять - японская буддийская эмблема Совершенства. В исламской традиции пять - благотворный и защитный символ, в основе их религии лежат пять столпов: вера, молитва, паломничество, пост, милосердие.

Число 500 также имеет символическое значение - по утверждению апостола Павла, воскресшего Христа видели более чем 500 человек. В Ветхом завете Пятикнижие, т. е. пять книг Моисеевых, есть Тора (евр. Закон). Иисус накормил пятью хлебами 4000 человек, а пять ран Христовых многократно запечатлены крестами на камнях алтарей. Именно на пятый день мир была создана идеальная версия мира. На шестой день был создан человек.

Численное значение «пять» в кириллице имеет буква е (есть). Остальных цифр нету, а пять - есть. Именно в пятницу несчастному Робинзону Крузо был послан Пятница. Пять параллельных прямых (нотный стан) способны поработить мозг музыканта.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ПЯТЬ КОМПОНЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ

Обобщение опыта Авторский подход к обучению говорению

Рассмотрим все компоненты, направленные на формирование навыка говорения на иностранном языке.

  1. Модели монологов, основанные на пяти предложениях, являются эффективным инструментом, методом формирования навыка говорения. Я разработала этот метод обучения устной речи, в котором именно 5 предложений, фраз, мыслей являют собой основу базового монологического высказывания. В основе метода лежат предложения по темам, фотографиям, которые предполагают отражение пяти базовых мыслей:

  1. Существуют…

  2. Некоторые…другие

  3. Я - взгляд

  4. Оценочное предложение

  5. Пример

Освоив тему на уровне пяти предложений, учащиеся могут общаться в различных ситуациях и быстро начинают строить подобные тексты по предложенным темам. Простота грамматических структур и психологически обоснованная легкость данного метода позволяют добиваться формирования коммуникативной компетенции.

Рассмотрим примеры.

  1. Travelling

There are different types of travelling.

Some people like visiting warm countries, others not

I like travelling with my family.

It's exciting and thrilling.

We have visited five countries so far…

  1. Friendship

There are a lot of people who have friends.

Some friends are true.

I have got two real friends.

It's great to spend time together.

They always help me and I try to give them a helping hand too

  1. My town

There are a lot of cities and towns in Russia.

I live in Mtsensk.

It is a small town south of Moscow.

The countryside is nice.

There is a river Zusha in the town.

  1. Favourite food

I like Russian food.

It's really tasty.

We eat a lot of pies and meat.

We have a lot of famous dishes: okroshka, shchi, blini

I like Olivier best.

  1. Holidays

There are a lot of holidays in our life.

Everybody likes holidays!

Rest, no work, and family reunion!

I like traditional holidays, especially Christmas.

We have a Christmas tree and I get a lot of presents.

  1. Hobbies

I like Karaoke.

I don't like dancing.

I am not interested in sport.

But I can play tennis.


Диалоги:


  1. Travelling

Are you an experienced tourist?

Do you travel with friends or with your family?

Can you tell me about the best place you've visited?

Have you ever travelled by bike?

Any ideas for the next summer?

  1. Friendship

Are you a good friend?

Do you spend much time with friends?

Can you name one true friend?

Have you got much in common?

Any problems with friends?

3 My town

Are you from a big city?

Do you know the history of your place?

Can you say a few words about the sights?

Have you got any monuments in your place?

Any night life?

  1. Вторым компонентом формирования навыков говорения является языковая среда. Это компонент, которому мало уделяется внимания в современной школе, зато она играет огромную роль. Это своего рода опоры для монологов и диалогов. Рассмотрим примеры.

  • Перемена - это тоже время, работающее на ученика. Включите аудиозаписи с простыми диалогами или монологами. Мозг ребенка должен настроиться на «иноязычную волну».

  • Заполните стены, стеллажи, стенды словами, которые могут быть использованы практически во всех монологах для выражения суждений: It's fantastic! Splendid! It's one of a kind…

  • Вокруг нас существует большое количество заимствований из английского языка. Именно они легко расширяют запас учащихся почти без усилий. Попросите учащихся собирать фразы из песен, которые они слушают, игр, фильмов…

  • Для тренировки неподготовленной речи хорошо подходят экспресс задания, размещенные в кабинете. Например, на одном из стендов располагается перед уроком надпись: «Say in English бегу and get A». Подобные задания приближены к реальным ситуациям общения, когда учащийся мотивирован и готов к общению, при этом отрабатываются базовые грамматические структуры. Варианты заданий должны быть разнообразными.

  1. Следующим важным компонентом является формирование словарного запаса.

Здесь незаменимым инструментом являются лексические интеллект карты, которые используются как в готовом виде из разных источников, так и создаются учащимися по заданию учителя. Особый эффект они имеют при регулярном использовании в качестве разминки в начале урока. Именно словарный запас ограничивает свободу говорения, следовательно, мы должны пополнять его ежедневно. При этом можно добавлять по одному -два слова к уже известным единицам по той или иной теме.

Обобщение опыта Авторский подход к обучению говорению



Обобщение опыта Авторский подход к обучению говорению


  1. Разные виды текстов на основе все тех же пяти предложений создают хорошую основу для тренировки скорости говорения и формирования базовых грамматических структур.Supposedly, Hemingway once wrote a story in six words: " For Sale: baby shoes, never worn." I'm no Hemingway, but I dig the idea of writing ultra-short stories. Вот примеры таких текстов и заданий к ним.

"Who"- Questions

Read the text below and answer the questions that follow.


Every Sunday evening Mor, Slomi, Sigalit and Danna go to the pizza shop in town. Mor usually orders pizza with olives and Sprite. Slomi likes pizza with tuna and Coke, and the girls always order pizza with mushrooms and tomato juice. Sigalit has a birthday today. So, she is inviting her friends to enjoy a meal she is going to pay for.

Answer the following questions according to text above.


  1. Who goes to eat pizza on Sundays? _______________________

  2. Who likes pizza with olives? _____________________________

  3. Who prefers pizza with fish? _____________________________

  4. Who always drinks juice? ________________________________

  5. Who will pay for the meal today? __________________________

"What"- Questions

Pajama party

Invite your friends to sleep over at your house. Bring: pajamas, sleeping bag and a toothbrush. Serve: chocolate-chip cookies and hot chocolate.

Video party

Invite your friends over and watch a movie on your video. Serve: popcorn and "jungle Juice".

Aerobic dance party

Invite the girls and exercise to disco music. Serve: carrots and cucumbers. Drink lots of water.

(From "Teens Work It Out")


  1. What do you wear at the pajama party? _____________________

  2. What should you bring to the Pajama party? __________________

  3. What food can you eat at the pajama party? __________________

  4. What do you do at the video party? _________________________

  5. What party do you have to go to if you want to lose weight? _____

"W"- Questions

Smoking is bad, you know. In the17th century Russia, smoking was punished by death after the third offence. In Turkey, offenders were hanged with a pipe thrust through their noses. Was it terrible or reasonable? (From Amazing Facts)


Answer the following questions according to text above.

1. Where were smokers executed by hanging? ______________________

2. When was smoking forbidden in Russia? ________________________

3. Where was smoking a crime? Give TWO answers:

__________________________________

5. Обучение аудированию является пятым важным компонентом при формировании навыков говорения. Это очевидно, что диалоги основаны на понимании собеседника, следовательно, аудирование - это базовый навык для диалогической речи. Методы обучения аудированию являются темой отдельного разговора.

Обобщение опыта Авторский подход к обучению говорению






Приложение 1


Развитие диалогических навыков

1 этап - формирование основных умений реплицирования. На этом этапе выполняются условно-речевые упражнения. Условно-речевые упражнения -это упражнения, иммитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях. Внимание учащихся при выполнении этих упражнений направлено на освоение формы и на содержание. Условно-речевые упражнения делятся на:

  • иммитативные

  • подстановочные

  • трансформационные

  • собственно-репродуктивные.

Условно-речевое иммитативное упражнение направлено на обучение подтверждению.

Say that you also have a ball (a dog)etc.

Условно-речевое подстановочное направлено на обучение утверждению.

I like summer and what about you?

I have a brother and you?

Условно-речевое трансформационное направлено на :

-обучение возражению

Say that you don't like (do this)…

Disagree with me…(your friend)

-переспросу

Ask your friend if he likes summer.

-обучение запросу информации

Ask your friend what season he likes best of all.

-обучение побуждению

Ask your friend to open the window.

Условно-речевые собственно-репродуктивные упражнения направлены на обучение учащихся самостоятельно употреблять изучаемые явления в репликах, обусловленных предыдущей репликой собеседника.

My friend has dinner at 11 o'clock in the evening.

She wouldn't have dinner at 11 o'clock.

She can't have dinner at 11 o'clock.

2этап - совершенствование диалогических умений в сложном речевом общении. Выполняются творческие речевые упражнения типа: собственно диалогов, групповых диалогов, бесед, дискуссий и т.д.

Система работы по обучению диалогической речи в соответствии с этапами осуществляется следующим образом:

диалогическое единство-микродиалог (управляемый диалог)-тематический диалог-свободная беседа.

Обучение на уровне диалогического единства:

1 шаг- обучение инициативной и ответной реплике

Микродиалог-

  • управление с помощью диалога-эталона

  • управление диалогической речью учащихся с помощью реплик учителя

  • с помощью ключевых слов и упражнений

  • с помощью ситуации(наглядной, словесной)

Тематический диалог-

  • составление диалога по аналогии с опорным;

  • обучение межтематическому диалогу;

  • обучение дискуссии.

Свободная беседа-

1 обучение неподготовленному диалогу или полилогу.


Приложение 2

Интернет-ресурсы для обучения говорению


  • esl-lounge.com/level1a.shtml - Beginners

  • esl-lounge.com/level1b.shtml - Elementary

  • esl-lounge.com/level2.shtml - Pre-Intermediate

  • esl-lounge.com/level3.shtml - Intermediate.

  • esl-lounge.com/level4.shtml - Upper- Intermediate

  • esl-lounge.com/level5.shtml - Advanced

  • esl-lounge.com/level6.shtml - Proficiency

  • edhelper.com/ReadingComprehension.htm

Educational Video Games - a powerful way to learn basic skills

  • 4teachers.org/

  • speak-english-today.com/

  • eslgold.com/writing.html


Приложение 3

Говорение

Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход нельзя назвать правильным.

Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы - понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, раз­нообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.

Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.

В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:

  • соответствие теме,

  • достаточный объем высказывания,

  • разнообразие языковых средств и т. п.,

  • ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.

Высказывание в форме рассказа, описания

Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.

Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.

Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.

Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.

Участие в беседе

При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.

Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «4» ставится учащемуся, кото­рый решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.

Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.



© 2010-2022