Психологический и философский аспекты переживания (на материале английского языка)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический и философский аспекты переживания

Переживание соотносится практически со всеми категориями и проблемами психологии и философии.

Однако даваемые переживанию определения носят формальный и противоречивый характер [Ильин, 2001, с. 39].

К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Л.С.Выготский. Он определял переживание как «особую интегральную единицу сознания» [Ильин, 2001, с. 39].

Переживание всегда возникает в сознании и неразрывно связано с ним: I've had a very pleasant experience this morning [СОНА].

Psychologically, he is not free, as one is never wholly free from the influence of any past emotional experience [COCA].

Советский и российский психолог Р.С.Немов [1994] считает, что переживание - это ощущение, сопровождаемое эмоциями:

Every time I was about to look at my hands in a dream something extraordinary would happen; I would begin to fly, or my dream would turn into a nightmare, or it would simply become a very pleasant experience of bodily excitation; everything in the dream would extend far beyond the " normal' in matters of vividness and, therefore, be terribly absorbing [СОНА]. Любой человек ощущает переживание (на психологическом или физиологическом уровне) и это чувство переживания сопровождается определенными (приятными, неприятными или смешанными) эмоциями.

В силу того, что переживание является динамической единицей сознания, оно может сочетать в себе также любую другую эмоцию. It seems to me to consist in bland, ingenuous benevolence, intuitive perception of propriety, and the engaging sadness of deep and painful experience, encinctured with the evils which knowledge of human depravity too often engenders [COHA].

Советские психологи М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович [1998] определяют переживание как осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни.

Любое важное событие в жизни человека, которое ожидается, или уже произошло, не обходит стороной внутреннюю жизнь. Человек с содроганием в мыслях и в душе переживает определенный эпизод своей жизни, что всегда оставляет некий отпечаток на эмоциональном состоянии:

The return to New York also was a deeply emotional experience [COHA].

Davis produced a documentary for Britain's BBC about three generations of Jewish families in Germany. It proved an emotional experience for Davis, whose mother was a Holocaust survivor [BYU - BNC].

Ясно, что переживание связано с сознанием и является отражением в нем ощущений, впечатлений. По мнению Е.П. Ильина, наиболее адекватное определение переживанию дал К.К.Платонов, у которого переживание - «это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения [Ильин, 2001, с. 45].

Человек может испытывать разные переживания. Они могут быть приятными и неприятными. И всегда за этими переживаниями следует реакция человека:

It was rather a painful experience for Miss Minchin to watch her ex-pupil's fortunes, as she had the daily opportunity to do, and to feel that she had made a serious mistake, from a business point of view [COHA].

Близко к этому и понимание переживания советского и американского психолога Л.М.Веккера [2000]. Для него переживание - это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношение внешних эмоциогенных объектов [Ильин, 2001, с. 39].

Переживание отражает внутреннее состояние человека. И по этому отражению можно определить состояние человека, в котором он прибывает - состояние покоя, смятения и т.д:

It is a strange experience, " she said; " but I once had something like it [COHA].

I had a strange experience this morning that frightens me [COCA].

Переживание и знание - согласно Л.С.Рубинштейну, два полюса, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении. Переживание первично. Прежде всего - это психический факт, как часть жизни индивида, ее специфическое проявление. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер [Токарева, 2004, с. 161].

Переживание неразрывно связано с собственной жизнью человека. Это эмоциональное состояние способно открыть его индивидуальную жизнь. Определенный человек в сознании другого индивида вызывает гамму разных чувств. Именно это хрупкое состояние, испытываемое человеком, открывает его с совершенно другой стороны:

As Snyder suggests in his book, getting out of your car in northwest Texas and walking in the July heat and wind can be a deeply emotional experience, a scorching appreciation of the common man [COCA].

В философии, переживание в концепции немецкого философа-идеалиста В.Дильтея является фундаментальным и исходным для анализа целостной душевной жизни человека. В этом качестве оно методологически противопоставляется им восприятию и представлению. Противопоставление переживания восприятию и представлению направлено Дильтеем против концепции «предметного сознания», в котором совокупность знания субъекта отражает противостоящий ему и независимый от него предметный мир. Через понятие переживания Дильтей включает элементы объективного внешнего мира в индивидуальное восприятие субъекта, пытаясь если не полностью снять, то ослабить противостояние по линии «субъект-объект» [Мотрошилова, Руткевич, 1998, с. 227].

В данном примере субъект воспринял и смирился с данностью. Граница между линией субъекта - объекта сливается, т.е. нет четкого перевеса в определенную сторону:

Absolutely. The emotional experience is catastrophic, because here you are. I had already lost my husband. He had accepted this as a death. We were both willing to face the reality of death and yet we were still forced publicly to plead for his death [COCA].

Субъект воспринимает элементы объективного внешнего мира через призму своего индивидуального восприятия:

«Speed», writes Frankastel, the French art critic, «has become something undreamt of, and constant movement every man's intimate experience» [Linguee].

Определенное событие, связанное с любым другим новым местом, помимо нашей воли способно вызывать переживания. И в этот момент человек уходит от внешнего мира и наслаждается красотами:

It's an experience you'll never forget because the fantastic Futurama ride takes you into the future and makes you feel like you're there, in outer space, beneath the sea, in unbelievable places watching believable things happen [COCA].

Когда человек проводит время с близкими людьми, он склонен к ностальгии по былым, ушедшим временам, которых уже не вернуть, но вместе можно заново пережить. В эти минуты мы наслаждаемся жизнью, невзирая на внешние объекты реальности:

My brother and I spent a weekend in May scanning ancient family photos so that they could be put onto CDs and distributed to interested family members. That in itself was a very emotional experience for us [COHA].

Таким образом, в философии проблема переживания отражается в дискуссиях о свободе воли, соотнесении разума и эмоций в волевом поведении. При этом рациональные и эмоциональные компоненты, их баланс сопоставляются с границами свободы людей. Таким образом, разум рассматривается как основание индетерминизма человека, в то время как эмоции - как причина детерминизма человеческой психики. При этом переживания рассматриваются как осознанные эмоции, то есть как категория, связывающая собственно эмоции и разум. С этой точки зрения именно переживания дают возможность когнитивной оценки и снижают порог осознания, уничтожая барьер между субъектом и объектом. Поэтому неудивительно, что в философии выделяется, прежде всего, когнитивный аспект переживания, а сам процесс переживания определенной ситуации непосредственно связывается с процессом ее интуитивного постижения [Марцинковская, 1997, с. 15].



© 2010-2022