• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Организация образовательного процесса в рамках реализации этнокультурного компонента образования по направлению «Урок-игра»

Организация образовательного процесса в рамках реализации этнокультурного компонента образования по направлению «Урок-игра»

Уже с 1 года обучения коми языку я провожу уроки-игры. Цель этих уроков - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения  материала по изученным темам. Для ребят такие уроки являются  праздниками. Во время игры учащиеся выполняют различные учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Все задания в игре творч...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»















Организация образовательного процесса

в рамках реализации этнокультурного компонента образования.


Направление

Урок-игра







Автор: Чумакова Ирина Алексеевна,

учитель коми языка МОУ «СОШ№11»
















Сыктывкар 2014

I. Пояснительная записка.


Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предполагает проведение уроков нового типа. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. В начальной школе учитель должен привить новые умения - универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, формировать у детей мотивацию к обучению.

В практике своей педагогической деятельности я использую игровые технологии. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком. Игровые ситуации на уроке раскрывают способности детей, их индивидуальность, способствуют созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Именно в процессе игровой деятельности может быть успешно осуществлено вовлечение учащихся в устную коммуникацию на коми языке. Игры позволяют запоминать глубоко и надолго, делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения.

Уже с 1 года обучения коми языку я провожу уроки-игры. Цель этих уроков - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала по изученным темам. Но для ребят такие уроки являются праздниками. Уроки-игры были показаны учителям коми языка города Сыктывкара и Республики Коми. Получили высокую оценку.

Далее я раскрою замысел игры на примере игры, проведённой в 3 классе (2 год обучения коми языку), спроектированной в соответствии с требования нового ФГОС.

Тема урока: Закрепление лексических единиц по пройденным за I полугодие темам «Менам котыр», «Менам горт», «Ми ворсам», «Гортса пемöсъяс», «Вöрса пемöсъяс». Закрепление изученных грамматических правил.

Цель данного урока: осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков по пройденным за I четверть лексическим и грамматическим темам.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

-выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках за I полугодие.

-обобщить материал как систему знаний;

-создать условия для самостоятельной деятельности, применения творческого мышления для решения поставленных задач.

Воспитательные:

-способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;

-создать условия для эстетического восприятия окружающего мира;

- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

- воспитать культуру учебного труда, экономного расходования времени.

Развивающие:

- Создание условий для решения коммуникативных и позновательно-поисковых задач при работе в группах.

-Создание речевых ситуаций для реализации освоенных лексических единиц по темам, употребления их в речи.

-Развивать умение объяснять свой выбор.

-Развивать умение анализировать, чтобы выполнить учебные задания;

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.

Форма учебного взаимодействия: групповая.

Данный урок проводится в форме игры - конкурса. Проверяются и систематизируются знания по пяти лексическим темам. Объём материала очень большой. Поэтому именно игра сможет воодушевить ребят к активной работе на уроке, повысит интерес к ранее изученному материалу, сделает урок весёлым, динамичным, даст возможность каждому ученику осознать себя субъектом познания и мышления; конкурс, как элемент соперничества, повысит мыслительную активность для проверки своих сил, для достижения победы. Игра - конкурс проводится между группами ребят. Следовательно, учителем создаются условия для развития умения работать в группе, умения находить необходимые формы сотрудничества для достижения общей задачи.

Во время игры учащиеся выполняют различные учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Все задания в игре творческого характера, позволяющие детям по-новому взглянуть на ранее изученный материал.

Правила игры: 1. Команда, выбирающая задание первой, выбирается с помощью считалки на коми языке. 2.Все группы одновременно включаются в выполнение задания: ребята вспоминают лексические единицы, вопросительные слова для формулировки ответов на поставленные вопросы, правила для правильного построения предложений. 3. Команда, первая правильно выполнившая задание, выбирает новое задание. 4. Баллы получают все команды, правильно выполнившие задание. 5. Команда, выполнившая задание с ошибками, получает меньшее количество баллов (по решению жюри). 6. После выполнения задания заслушиваются ответы каждой команды. 7. Время для выполнения задания зависит от «цены» задания от 30 секунд - ребусы (10 баллов) до 3 минут - ответы на поставленные вопросы (40 баллов) 8. Выигрывает команда, набравшая максимальное количество баллов.

Учебные задания на игровом поле упорядочены в соответствии с принципом "от простого к сложному". Командам предлагается выбрать задание по степени сложности. Исходя из практики проведённых уроков-игр, мои ученики всегда выбирают более сложные задания, что говорит о качестве знаний обучающихся. Участники игры испытывают огромное удовлетворение от совместного взаимодействия для решения поставленной задачи, осознавая, что умеют выполнить более трудное задание. Таким образом, данная игра обеспечивает личностный рост каждого учащегося, поднимает уровень рефлексии, осознание себя субъектом познания и мышления, актуализирует потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения коми языка.

На всех этапах урока формируются метапредметные умения универсальные учебные действия, которые отражены в технологической карте урока.

Проведение игры-конкурса предполагает присутствие на уроке жюри. Это могут быть учителя ШМО или учителя начальных классов. Жюри ведёт контроль за деятельностью учащихся в командах, ведёт подсчёт баллов, подводит итоги конкурса, награждает команды победителей. Кроме того необходимо продумать способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися результатов собственной деятельности. Пока жюри подсчитывает баллы, я раздаю командам конверты с картинками, на которых написаны выражения: «Ме тöда ставсö» - «Я знаю всё», «Колö нöшта велöдыштны» - «Нужно подучить», «Меным вöлi сьöкыд» - «Мне было сложно». Каждый ребёнок выбирает свою карточку и регламентирует свой выбор, при этом команда соглашается или выдвигает свой вариант. Из практики проведения игр: очень часто команда ставит более высокую оценку «слабым» ученикам, т.к. в игровой

ситуации такие ученики проявляют более высокую активность по сравнению с

уроками, ребята сами видят личностный рост одноклассников.

Далее предоставляется слово жюри и проводится рефлексия деятельности на уроке:

-Каков главный результат урока?

-Какие задания вызвали затруднение?

-Над какими правилами надо поработать? И т.д. Учитель координирует ответы детей, а

не даёт готовые ответы.

После проведения урока-игры можно задать творческое домашнее задание: придумать ребус, игру или кроссворд по любой пройденной теме.

Для проведения данного урока необходимо подготовить мультимедийное оборудование.

Технологическая карта урока по коми языку в 3 классе (2 год обучения) по теме «Закрепление лексических единиц по пройденным за I полугодие темам «Менам котыр», «Менам горт», «Ми ворсам», «Гортса пемöсъяс», «Вöрса пемöсъяс».

(Электронный вариант игры в приложении)

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный

(2 мин)

Создание игровых команд Организовать самоопределение детей к игровой деятельности на уроке.

Организация участия детей в игре-конкурсе.

Организует класс к началу игры. Приветствует команды. Даёт задание придумать название команды на коми языке.

Настраивает на увлекательную игру-конкурс.

Эмоционально настраиваются на работу. Придумывают название команды.

ЛичностныеУУД: Создание условий для повышения мотивации учебной деятельности

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность во время игры.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами коми языка

Постановка цели и задач

Мотивация

(2-3 мин)

Целеполага-ние и постановка задач.

«Мозговой штурм»

Знакомит с правилами игры, представляет жюри. Просит ребят прочитать предложенные на игровом поле темы, обсудить в группах выбор «цены» задания.

По считалке выбирается команда, выбирающая первый ход.

Изучают темы, осмысливают содержание, соизмеряют свои возможности.

ЛичностныеУУД:

Создание условий для саморазвития обучающихся.

Познавательные УУД:

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Универсальные логические действия:

Умение учащихся производить простые логические действия: анализ.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами коми языка

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформирова-нности общеучебных умений

(35мин)

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания по темам.

Обобщить материал как систему знаний;

-создать условия для самостоятельной деятельности, применения творческого мышления для решения поставленных задач.

Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе

Наглядные методы обучения. Практические методы: делают сами.

Различные виды творческих заданий.

Ситуации успеха.

Смена видов деятельности. Яркие наглядные картинки

Вариативность заданий.

«Установление соответствий»

«Отбор» необходимой информации.

«Смысловая догадка»

«Метод исключения»

Типовые задания

«Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление»,

«Конструкторы»

Задания, направленные на овладение действием моделирования и широким спектром логических действий и операций.

Типовые задания

«Мозговой штурм»

«Ответь на вопрос»

«Поставь вопрос»

«Пересечение тем»

Индивидуальная работа (при необходимости)

Организует работу. При необходимости помогает, советует, консультирует. Координирует действия команд.

Учащиеся работают в группах- командах обсуждают содержание задания и письменно фиксируют ответ.

Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля после записи ответа, взаимоконтроля при прослушивании ответов команд-соперниц.

Исправляют ошибки команд-соперниц

Договариваются в команде, кто будет отвечать.

Договариваются при выборе «цены» задания.

ЛичностныеУУД:

-создание условий для использования фантазии, воображения при выполнении учебных заданий.

создание условий для самостоятельности при выполнении задания, положительной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

-Развитие учащегося на основе взаимопомощи, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости при сотрудничестве в малых группах.

-Формирование желания выполнять учебные действия.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

Универсальные логические действия:

Построение рассуждения с использованием различных логических схем.

Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи. Соблюдение алгоритма действий в группах:

ознакомление-понимание - применение -анализ - синтез- оценка деятельности (проверка).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками в команде, участие в коллективном обсуждении проблем.

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске решения поставленной задачи

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Развитие письменной речи.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами коми языка

Управление поведением партнеров- контроль, коррекция, оценка их действий

Регулятивные УУД :

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию-преодолению препятствий.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Регулятивные УУД контроля и самоконтроля

Подведение итогов обучения

(2-3 мин)

Рефлексия деятельности учащихся в группах, на уроке в целом умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе.

Диалог с учащимися

Жюри подводит итоги игры.

Дети самостоятельно и в группах оценивают работу на уроке.

Учитель вместе с детьми проводит рефлексию урока

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия задачам урока.

ЛичностныеУУД:

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку. Регулятивные УУД:

Осознание учащимся того, что уже получилось и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения знаний.

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

(1-2 мин)

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки

Объясняет домашнее задание.

Выбор задания с учётом индивидуальных возможностей.

Познавательные УУД:

-создание условий для использования фантазии, воображения при выполнении учебных заданий.

-создание условий для самостоятельности при выполнении задания

Регулятивные УУД:

Способность регулировать свои действия
самоконтроль знаний

Коммуникативные УУД:

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами коми языка

Использованная литература.

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Издательский центр «Педагогика», 1991. - 480с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия - к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

4. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. - М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. - С9-16.

5. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. - М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. - С10-17.

6.Тарасова Н. А. Игра как способ освоения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 6. - С. 42 ̶ 46.

7.Шмаков С. А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Издательский центр «Новая школа», 1996. ̶ 112 с.



© 2010-2022