Доклад на тему Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка в коррекционной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка в коррекционной школе

Аудирование - первый шаг к речевому общению и обязательно входит во все современные методики преподавания языка. На начальном этапе аудирование может показаться трудным, но оно облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Хотелось бы обратить внимание на то, что в аудировании важно не только закрепление лексики и навыков говорения на английском языке, но также интонации (ритм, ударение, мелодика языка).

Аудирование является мощным средством обучения английскому языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемной составляющей и интонацией. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава и его грамматической структуры.

В результате постоянной тренировки такого вида речевой деятельности у учащихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т.д.

Первое, о чём хотелось бы сказать, это о месте аудирования в системе уроков. Этот вид деятельности в той или иной степени присутствует на каждом уроке, так как учитель всегда старается обращаться к ученикам на английском языке, ученики также, выполняя задания даже по чтению, задают вопросы друг другу и отвечают на них в устной форме. Таким образом, развитие навыков восприятия на слух можно разделить на три части по их месту в системе уроков и отводимому времени:

  1. Аудирование как широкоиспользуемый методический приём, инструмент работы, который не рассматривается ни как тема урока, ни как его задача;

  2. Аудирование занимает часть урока, как его неотъемлемая составляющая часть в виде тренировочного упражнения;

  3. Аудирование является основным содержанием урока или его вахной частью в виде контрольной работы.

Собственно то, что мы называем аудированием, является не чем иным, как обучением навыкам восприятия устной речи на слух с какого-то электронного носителя. Это может быть аудиозапись или видеофрагмент, соответствующим образом озвученный. Учитель также может зачитывать тексты сам. Обычно учащиеся, привыкнув к произношению своего преподавателя, гораздо легче воспринимают сказанное. Облегчается это также особенностями нашего слуха лучше воспринимать «живую» речь и ещё тем, что, следя за движениями губ, ученики догадываются о том, что они по какой-то причине не расслышали. Но есть насущная необходимость развивать компетентность навыков восприятия именно «электронной» речи, так как именно в таком виде задания по аудированию представляются на различных видах экзаменов, в том числе и олимпиадах по английскому языку.

Известно, что человеческое ухо улавливает не всю произносимую речь, даже на родном языке. Но мы этого не замечаем, так как наш мозг достраивает выпадающие звенья на основе наших широких лексических познаний. Многим из нас приходилось бывать в такой ситуации: собеседник сказал что-то, но мы не расслышали, но через какое-то небольшое время мы поняли, что было сказано, ка будто бы он повторил это для нас. Это как раз и есть обработка информации мозгом, восстановление пропущенных нашим ухом фрагментов. То есть понимание устной речи зависит не столько от слуха, сколько от наших общих лексических познаний в языке. Из этого следует, что тексты для аудирования надо тщательно подбирать. Они должны соответствовать изучаемому материалу и быть на ступень легче, чем тексты, предлагаемые для визуального прочтения. Кроме того, выбор материала для аудирования ориентируется на возрастные особенности учащихся и их интересы. Предлагать этот вид работы надо после определённой работы над лексикой и грамматикой.

Конкретный материал, который используется на уроках, я беру из учебников Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В. в виде текстов для аудирования. Основной принцип обучающего аудирования- это опора на зрительный ряд. На доске я пишу название текста, имена собственные и сложные для учеников слова. Считается, что для выполнения заданий по аудированию не нужно детального понимания текста, но детская психология такая, что, не поняв какое-то слово, они мысленно цепляются за него и не улавливают другие слова и общий смысл сказанного. Вопросы могут быть предложены как в устной так и в письменной форме и также могут предварять ознакомление с текстом. Для неполного понимания текста следует составлять особые задания, такие, чтобы научить воспринимать общее содержание сказанного без понимания всех слов.

Перед прослушиванием учащиеся получают возможность высказать свои предположения о содержании по названию или иллюстрации. Можно предложить ряд вопросов, нацеленных на концентрирование внимания, на восприятие текста. После выполненной работы можно перейти на личность учащихся, спросить, что и почему им понравилось в тексте, а что и почему не понравилось.

Последнее время широкое распространение получили британские учебники, богатые материалом по аудированию. Я также стараюсь их использовать на уроках. Значительным их преимуществом является более живая речь с хорошим произношением и разнообразие заданий, активизирующие внимание учащихся. Предлагая обычный текст с кассеты к русскому учебнику, учитель должен продумать, как заинтересовать учащихся в прослушивании текста. Упражнения по аудированию в британских учебниках, как правило, уже полностью методически разработаны: даны ключевые слова, даны вопросы, предваряющие текст, задание, исключающее полностью пассивное слушание. Часто предлагается вставить пропущенные слова (иногда они даются в виде ключевых слов, иногда отсутствуют) или найти несоответствия между написанным и звучащим текстом.

Контрольные задания по аудированию проводятся несколько в иной форме. Обычно я не предлагаю в помощь слова на доске. Для контроля я использую задания по типу британских. Или к обычным текстам составляю сама тесты, состоящие из вопросов и четырёх вариантов ответов, которые я зачитываю. То есть получается аудирование «в квадрате».

Учащимся очень нравятся задания по аудированию, они находят их интересными и полезными, а поэтому активность на уроках высокая. В связи с этим надо отметить, что не стоит забывать о разноуровневом подходе, чтобы все могли получить удовлетворение от своих трудов. Работа эта, в основном, фронтальная. Но возможно заготовить карточки с упрощённым заданием для слабых учеников. Не стоит очень часто проводить контрольные задания на слуховое восприятие, так как это служит снижению интереса к работе. Обычно я предлагаю аудирование в виде небольших заданий на каждом уроке и одно контрольное аудирование в неделю.

Самым любимым аудированием у школьников, несомненно является песня. Работа с песнями на уроках может строиться по разным схемам, в зависимости от того, что хочешь получить в результате. По песням можно учиться произношению (фонетика), восприятию английской речи на слух(аудирование), грамматике и, тому, что называется English Usage, т. е . правилам словоупотребления (что сочетает в себе грамматику и лексику). Восприятие иноязычной речи на слух, пожалуй, один из самых трудных аспектов для изучающих. Доказано, во-первых, что правильно воспринимать может только тот, кто говорит сам. Во-вторых, мы даже родную речь воспринимаем во многом благодаря языковой догадке. Т. е., услышав начало фразы, мы подсознательно догадываемся , что будет дальше. Вот почему мы часто переспрашиваем, когда собеседник резко меняет тему разговора, или произносит то, чего мы не ожидали. Языковая догадка играет ведущую роль в восприятии иностранной речи на слух. Но языковой догадки не может быть у того, кто не знает грамматики и лексики. Т. е. опять таки Usage. Самые распространённые задания к незнакомым песням это- заполнение пропусков (filling the gaps) или же сложи строчки песен в логическом порядке (put the lines to their logical order).

В довершении хочется сказать, что не все школы могут обеспечить учителей английского языка должными кабинетами. Считается, что если группа маленькая, то они могут сидеть в нестандартном кабинете. Но выполнение заданий по аудированию, такие как, например, вставить пропущенные слова в тексте и большинство других, подразумевают наличие только одного варианта, то есть ученики должны сидеть по одному за каждой партой.



© 2010-2022