Развитие лингвистической одаренности учащихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Г.Толочко, М.В.Филиппова

МБОУ «Гимназия № 41», г. Новоуральск

[email protected]



Развитие лингвистической одаренности учащихся

Динамичные изменения социально - экономических отношений, выдвигают потребность в высокообразованных, активных, творчески мыслящих людях. Развитие новых технологий влечёт за собой потребность общества в индивидуумах, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать.

В МБОУ «Гимназия №41» на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей. Гимназия № 41 - образовательное учреждение, в котором учащиеся имеют повышенный уровень учебной мотивации, нацелены на развитие интеллектуальных и творческих способностей, осваивают программы углубленного уровня изучения, дополнительные учебные дисциплины гуманитарного профиля, изучают два иностранных языка.

Многие традиционные мероприятия гимназии направлены на поддержку интеллектуального и творческого развития учащихся.

В гимназии создана особая культурно - образовательная среда, направленная, в том числе на развитие лингвистической одаренности учащихся. Педагогический коллектив гимназии стремится максимально эффективно организовать пространство обучения и воспитательное пространство образовательного учреждения. Оба этих пространства развиваются во взаимодействии, пересекаясь, и дополняя друг друга. Существующая в гимназии широкая система дополнительного образования учащихся помогает решать проблему индивидуализации и диалогизации образования, способствует выявлению и поддержке одарённых детей. Принцип интеграции осуществляется также на уровне межпредметных связей, пересечения учебной и внеучебной деятельности, расширения культурно-образовательного пространства в процессе взаимодействия с учреждениями науки, культуры, образования.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития лингвистически одаренных детей в процессе реализации интегративного подхода в образовании.

Задачи:

  • создание системы целенаправленного выявления и психологического сопровождения лингвистически одаренных детей;

  • расширение спектра олимпиад и конкурсных мероприятий лингвистической направленности;

  • повышение уровня языковой компетенции для дальнейшей социализации и профессионального самоопределения учащихся (личностная значимость);

  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • повышение квалификации педагогов гимназии по организации работы с одарёнными детьми;

  • широкое применение педагогических технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • расширение партнёрского сотрудничества с российскими и зарубежными образовательными учреждениями.

Для успешной реализации модели необходимо создать определенные условия для учащихся, учителей и родителей. В гимназии есть методическое обеспечение системы работы с одаренными детьми:

  • программное обеспечение (целевые программы, программы дополнительного образования, элективные курсы);

  • информационное обеспечение (гимназический Пресс-центр, сайт, средства телекоммуникации);

  • организационно - методическое обеспечение (обобщение педагогического опыта, мониторинг эффективности реализации модели).

Осуществляя работу с одаренными детьми, педагоги гимназии придерживаются следующих принципов:

  • гуманизации,

  • вариативности,

  • адресности,

  • непрерывности и преемственности,

  • опережающего характера образовательных программ,

  • разнообразия форм обучения,

  • социального партнерства.

Работая с одаренными детьми, мы планируем достигнуть следующих результатов:

  • создать условия для сохранения, выявления и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;

  • сформировать банк технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

  • отработать механизм сопровождения одаренного ребенка, обеспечивающий реализацию индивидуальной траектории его развития;

  • обеспечить целевую адресную поддержку одаренных детей;

  • повысить рейтинговые оценки результата участия учащихся города в областных, региональных и российских олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах;

  • повысить социальный статус творческой личности ребенка;

  • обеспечить преемственность в работе начальной, средней и старшей школы;

  • повысить квалификацию и объединить потенциал педагогов, работающих с одаренными детьми.

Для достижения этих результатов создана и работает модель культурно-образовательной среды лингвистической направленности на основе принципа интеграции. Интеграция проявляется во всех видах деятельности гимназии, в гимназии существует как горизонтальная, так и вертикальная интеграция. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Учебная деятельность. Особенностью учебной деятельности является межпредметная интеграция.

  • курс углубленного английского языка ;

  • второй иностранный язык;

  • элективные курсы на английском языке «На перекрёстке культур», «Основы глобальной безопасности и ядерного нераспространения», «Международный туризм», «Культуроведение Великобритании», «Культуроведение США», «Англо - американская литература» (9-11 классы),

  • в модуле в курсе технологии «Бизнес - английский» (10-11 классы). - интеграция экономики и аенглийского.

Наш опыт показывает, что выстроенная система по билингвальному образованию, включающая в себя преподавание интегративных гуманитарных дисциплин и проведение билингвальных занятий, открывает широкие возможности для реализации каждого учащегося как языковой и поликультурной личности. Программы элективных курсов интегративного характера, усиливают общекультурную направленность общего образования, способствуют универсализации и интеграции знаний, развитию интеллектуальных и познавательных качеств личности.

В рамках дополнительного образования реализуются следующие программы:

  • программа дополнительного образования «Занимательный английский» (1-2 класс, пропедевтика углубленного изучения английского языка),

  • программа дополнительного образования «Любители французского языка» (5 класс, мотивация к изучению второго иностранного языка),

  • индивидуальная и групповая работа с учащимися по организации исследовательской и проектной деятельности (2-11 классы, создание условий для успешного участия в международных проектах и научно-практических конференциях),

  • творческая деятельность учащихся (7-11 классы, создание условий для участия в фестивалях иностранной песни; 2-10 классы, создание условий для участия в международных творческих проектах.

В гимназии существуют особые формы организации учебного процесса, направленные на формирование и развитие лингвистической одаренности учащихся (интеграция учебной и внеучебной деятельности):

  • декада, посвященная Дню европейских языков,

  • праздники стран мира, отмечаемые в гимназии на иностранных языках,

  • встречи с носителями языка и их участие в образовательной деятельности,

  • телемосты и on-line проекты с зарубежными школьниками,

  • занятия на иностранных языках в рамках «Школы одаренного ребенка»,

  • организация гимназических конкурсов по иностранным языкам.

Хорошо развита система работы с учреждениями образования и культуры города, области, России и мира (внешняя интеграция)

  • система работы с Монтерейским институтом международных исследований и информационно-образовательным центром атомных городов Урала в рамках программы международной программы ядерного нераспространения,

  • сотрудничество с вузами России (участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, деловых играх),

  • сотрудничество с городскими и областными библиотеками и библиотеками зарубежных школ,

  • ежегодное обучение гимназистов в зарубежных летних школах.

Благодаря разработанной модели, мы достигли следующих результатов.

Содержание лингвистического образования направлено на взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся гимназии средствами иностранных языков для их подготовки к межкультурному общению в сфере не только школьного образования, но и послешкольного, к использованию иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях человеческого знания, в качестве инструмента проникновения в культуры других народов.

Все учащиеся гимназии являются участниками олимпиадного движения, конкурсных мероприятий, творческих проектов, международных программ. Четыре раза учащиеся гимназии становились победителями международной программы «FLEX», дающей право на год проживания и обучения в США или Канаде. Среди гимназистов - победители, призёры, и финалисты следующих олимпиад по иностранным языкам:

  • областная олимпиада в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»;

  • региональная олимпиады «Соболёк»;

  • региональная олимпиада «Земли уральской самородки»;

  • всероссийская олимпиада «Мы - будущее России».

Учащиеся МБОУ «Гимназия №41» являются победителями и призёрами следующих конкурсов:

  • викторина «Знаете ли вы США?», (ИМС, Екатеринбург);

  • творческий проект «PROпиарь свою школу», (ИМС, Екатеринбург);

  • конкурс видеофильмов «Россия глазами американцев» (ИМС, Екатеринбург);

  • конкурс презентаций «Россия - страна героев» (художественный музей, Екатеринбург);

  • творческий конкурс «В гостях у сказки» (политехническая гимназия, г. Н-Тагил);

  • всероссийского конкурса научно - исследовательских работ городов ЗАТО в секции «Лингвистика» (г. Пенза);

  • областного конкурса исследовательских работ в рамках проекта «Россия - США: дорога на Востиок, дорога на Запад» (областная библиотека имени В.Белинского, консульство США в Екатеринбурге).

  • «ICQ в жизни подростков» - открытая региональная олимпиада по английскому языку «AHEAD TO SCIENCE», Екатеринбург

  • «Атомный ренессанс: за и против» - Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся городов ЗАТО

  • Рыбакова А., Горновая М.(«Egypt - more than meets an eye?») - Всеукраинский открытый конкурс рефератов по атомной энергетике

Участвуя в образовательной международной программе Монтерейского института международных исследований, гимназисты выступают на международных конференциях, посвященных атомным проблемам, с исследовательскими работами и с творческими представлениями. Поиск материалов в сети Интернет, обработка информации, построение графических изображений, работа с электронной энциклопедией Britannica и электронными словарями, соединение всего, что было снято на фото и кинопленку в единое целое - свидетельство того, что учащиеся и учителя имеют высокий уровень владения ИКТ. Эксперты Монтерейского института отмечают глубину содержания и оригинальность подачи материала, а также высокий уровень владения английским языком нашими гимназистами, что, безусловно, повышает их самооценку.

Для того чтобы обеспечить эффективную реализацию модели работы с лингвистически одаренными детьми необходимо создать следующие условия: научно-методические, кадровые, материально-технические, финансовые, нормативно-правовые и мотивационные.

Для того, чтобы оценить, насколько успешно работает модель, были разработаны критерии:

  • наличие банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

  • механизм сопровождения одаренного ребенка, обеспечивающий реализацию индивидуальной траектории его развития;

  • осуществление целевой адресной поддержки одаренных детей;

  • повышение рейтинговой оценки результата участия учащихся города в областных, региональных и российских олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах;

  • повышение социального статуса творческой личности ребенка;

  • обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.








Список литературы

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

  2. Аверин А.М. Работа с одаренными детьми, НТФ ИРРО, 2007.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

  4. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.

  5. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995.- №4.- с.73.

  6. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. - Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40 с.

  7. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с. 84.

  8. Методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. // Официальные документы в образовании 24/2003.

  9. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. - с.29-33.

  10. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

  11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

  12. Мельхорн Г., Мельхорн Х.Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.

  13. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. - М., Прогресс, 1991. - 383 с.

  14. Областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015г.

  15. Программа развития Гимназии на период до 2013 года, Новоуральск, 2007 г.

  16. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

  17. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, «Академия развития,1996.

  18. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. - 1991.- №6.- с.103.

  19. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

  20. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.





© 2010-2022