Научно – исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка

Новая концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его  познавательных и созидательных способностей. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно - исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка

Чеснова Наталья Александровна

Учитель английского языка

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области

445560 Самарская область с. Приволжье ул. Парковая 16

Тел. 89277040982

[email protected]


Новая концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа сегодня - это место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Сегодняшний ученик - это завтрашний студент и взрослый человек, поэтому навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗе и дальнейшей своей карьере. Современные школьники - кто они? Какие у них стремления? Что они могут, на что способны? Ответы на эти вопросы можно получить, наблюдая за ними, за их образом жизни со стороны. Им присущь отличный от нашего набор ценностей, они более эгоцентричны, требуют уважения своих интересов и, практически, не задумываются о том, что в век информационных технологий они теряют одну из главнейших составляющих в жизни - это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения. Как известно, кругозор у школьников развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, а сейчас их кругозор в основном ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер - это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным необходимость организации исследовательской работы с учащимися и введение элементов исследования на различных предметах.

В своей педагогической деятельности я стараюсь прививать школьникам навыки исследовательской работы, умение рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве домашних заданий школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников, и младших школьников, создание презентаций по интересующим их темам. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, с интернет -ресурсами. Одним из примеров урочной учебно-исследовательской деятельности является создание урочных проектов (внутришкольная деятельность), сопровождающих изучаемые темы. Работа ведётся с учащимися 3-11 классов.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности, заключается в написании рефератов, проектной деятельности по интересам, в написании научно-исследовательских работ по английскому языку, учебно-исследовательских работ, участие в конкурсах и конференциях (3-11 классы).

В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Необходимо готовить учащихся к тому, что знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, практически их использовать. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, а именно:

  • работать с информацией, с текстом, выделять главную мысль,

  • вести поиск нужной информации;

  • анализировать материал, делать обобщения, выводы, опираясь на свой жизненный учебный опыт, эрудицию и творчество;

  • умение работать с разнообразным справочным материалом;

  • умение генерировать идеи,

  • умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны;

  • умение прогнозировать последствия того или иного решения

  • умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

  • умение находить компромисс с собеседником;

  • умение лаконично (в том числе и средствами иностранного языка) излагать свою мысль, выразить свое отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Четко видно, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах.

Особая роль отводится научно - исследовательской деятельности в школе.

Научно - исследовательская деятельность учащихся - это форма учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников. Результат ее, как правило, известен учителю заранее или предсказуем, однако для учеников это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую они совершают свое собственное открытие. Исследовательская работа подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленного материала, анализ данных и вытекающих из них выводов.

Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно - исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

Организация научно - исследовательской деятельности учащихся решает следующие моменты:

  1. Знакомит с методами творческой и научной работы,

  2. Развивает познавательный интерес, любознательность,

  3. Развивает первичные научно - исследовательские знания и умения учащихся,

  4. Знакомит с методами системного анализа,

  5. Обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации,

  6. Развивает умение вычленять наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий,

  7. Учит общению со сверстниками,

  8. Решает коммуникативную проблему,

  9. Решает психологическую проблему - преодолевает неуверенность, стеснительность.

Как известно, целью обучения английскому языку на современном этапе является не просто получение знаний и умений, а определенных качеств личности, когда учащиеся сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него, когда они самостоятельно могу добывать знания из дополнительных источников, Интернета.

В настоящее время, когда возрастает потребность в использовании иностранного языка, его образовательная и самообразовательная функции как иностранного языка, а также его профессиональная значимость в школе, ВУЗе, на рынке труда, преподавание иностранного языка направлено на развитие личности обучаемого средствами данного предмета. В центр внимания мы ставим ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество.

Происходит изменение всей схемы общения:

  • Ученик выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии способностей с учетом возможностей, психологических и интеллектуальных особенностей.

  • Задача учителя - формирование и развитие этих способностей учащихся, способствование общекультурному и личностному совершенствованию и самовоспитанию, побуждение к самообразованию и осознанию профессиональных склонностей.

  • Методы и приемы обучения должны быть направлены как на обучение иноязычному общению, так и на формирование и создание приемов умственного труда, нахождение собственных решений, применение добытых знаний на практике, развитие культуры общения, которое возможно лишь при коммуникативном подходе в обучении иностранному языку.

Итак, общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.

Актуальность затронутого мною вопроса состоит в том, что, на мой взгляд, именно самостоятельная научно - исследовательская деятельность школьников рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения, способствует ускорению перехода к личностно - ориентированной парадигме образования через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах своих одноклассников и учителей.

В исследовательской деятельности учащиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации; испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у ребят формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов.

Исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Концепция профильного обучения предполагает включить в учебный план старших классов исследовательскую и проектную деятельность школьников как обязательную, несмотря на мнение, что нет необходимости обучать исследовательской деятельности всех без исключения школьников.

Среди методов научного познания, наиболее часто используемых в ученической научно-исследовательской деятельности, различают методы получения нового знания и методы его организации. При этом изменение деятельности педагога заключается во включении в учебный план исследовательской и проектной деятельности школьников (через факультативы, элективные курсы и др.).

Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную ёмкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи. В исследованиях и проектировании старшеклассники изучают предметный материал избирательно и осмысленно, активны в постановке и достижении целей. Деятельность ученика заключается в реализации научного способа познания на предметном материале различных областей знаний. От юного исследователя требуется знание и выполнение ряда процедур, характерных для процесса получения нового знания, а именно:

Деятельность ученика:

• Распознавание и четкое формулирование проблемы.

• Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками.

• Намечает план действий.

• Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.

• Проверка гипотезы.

• Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.

Деятельность педагога:

• Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения.

• Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников.

• Обучает приемам подготовки презентации различных типов.

• Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности.

Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником. Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик. Учитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определённую ситуацию, объяснять, почему ученик действует так, а не иначе. Объектом деятельности учителя становится поисковая деятельность учащихся, а не сам поиск.

Итак, можно сказать, что под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса),

• изучение теории, связанной с выбранной темой,

• выдвижение гипотезы исследования,

• подбор методик и практическое овладение ими,

• сбор собственного материала,

• его анализ и обобщение,

• собственные выводы.


© 2010-2022