- Преподавателю
- Иностранные языки
- Как я вижу направление работы школы Концепция иноязычного образования
Как я вижу направление работы школы Концепция иноязычного образования
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Должикова И. . |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ «СОШ № 50 с углубленным изучением английского языка»
Концепция языкового образования
МАОУ «СОШ№50 с углубленным изучением английского языка ФОРТУНА»
Концепция разработана на основе Концепции школы №50, стандартов общего и полного образования.
Цель школы с углубленным изучением английского языка - создание условий для культуросообразного самоопределения и самореализации личности на основе его гуманистических ценностей.
Школа представляет собой культуро-образовательное пространство, где приняты и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные событий, осуществляются творения культуры и воспитание человека культуры.
Коммуникативную культуру личности мы рассматриваем в качестве системообразующего компонента общей культуры учащегося и условия его самореализации.
Коммуникация рассматривается в широком смысле слова: как владение разнообразными языками, а именно современными - европейскими, языком невербального общения, языком схем, условных обозначений, языком информационных технологий.
В процессе коммуникации особое значение имеет умение «перейти на язык собеседника», передать свои мысли, чувства, принять и верно интерпретировать ответ собеседника, выработать совместную стратегию и тактику деятельности, включая познавательную.
Современное содержание языкового образования имеет уровневый характер и ориентировано на требования к владению иностранным языком в системе уровневых стандартов Совета Европы.
В Российском Стандарте Общего Полного образования требования к уровню подготовки выпускников по иностранным языкам прописаны также с учетом уровней Совета Европы. Определены цели обучения в соответствии с современными задачами обучения.
Основная цель изучения иностранного языка - развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранных языков, направленное на решение следующих задач:
Формирование и развитие полилингвистической коммуникативной компетенции необходимой для коммуникативно приемлемого общения на иностранном языке
-речевая
-социокультурная
-языковая
Развитие у учащихся я зыковой культуры описания реалий российской жизни на иностранном языке, культуроведческое обогащение школьников
Формирование у учащихся представлений о диалоге культур
Подготовка школьников к выполнению международных тестов
-в основной школе - уровень А2 (базовый/elementary)
-в старшей школе:
базовый уровень - В1 (повышенный/intermediate)
профильный (лингвистический) уровень - В2 (высокий/upper-intermediate)
Организация образовательного процесса осуществляется на основе принципов
-
-гуманизма,
-
-ориентации на индивидуально-личностные особенности учащихся,
-
-культуросообразности обучения, активности личности в процессе обучения,
-
-интеграции содержания образования.
Решению задач коммуникативного и социокультурного развития учащихся способствует обучение школьников самостоятельной/автономной образовательной деятельности изучающего иностранный язык. Решение столь сложной задачи невозможно без обучения школьников технологии языкового самообразования, предполагающего
-обучение технике работы со справочной иноязычной литературой;
-развитие культуры работы с аутентичными материалами (сеть Интернет)
-создание блока методической поддержки учащегося, а именно
- «Оцени свои потребности в изучении АЯ и культуры»,
- «Самостоятельная итоговая проверка и оценка уровня владения АЯ»,
-«Учись самостоятельно изучать АЯ. Стратегии автономного изучения АЯ и учебными умениями»,
-«Поддержка достигнутого уровня»
Взаимосвязанное коммуникативное социокультурное развитие школьников средствами иностранных языков представляет собой последовательный процесс, определяемый возрастными и индивидуально-личностными особенностями учащихся:
I ступень
II ступень
III ступень
-создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся желания изучать иностранный язык, реализация коммуникативной потребности в игровой деятельности через драматизацию, ролевые игры на иностранном языке.
-последовательное и системное развитие у учащихся всех составляющих двуязычной коммуникативной компетенции, формирование умений межкультурного общения на иностранном языке, расширение представления о мировой культуре, европейском культурном многообразии в контексте диалога культур (введение 2 иностранного языка), создание условий для предпрофильной подготовки учащихся.
-развитие и систематизация языковых и социокультурных знаний, приобретенных на 1 и 2 ступенях обучения, углубление знания о лингвокультуроведческой вариативности иностранной речи, подготовка и сдача международных экзаменов.
и реализующий задачу интеграции основного и дополнительного языкового образования:
Основное языковое образование
(школьный компонент)
Дополнительное языковое образование
Начальная школа
модульные курсы/элективы
Деловой английский
Практикум «Проекты на английском языке»
Труд на английском языке
Экстенсивное чтение
Коммуникативная грамматика
Дошкольное обучение:
-школа для детей 5-6 лет
Школьное обучение:
-пропедевтический курс в 1 классе;
-модульный курс для учащихся 2-4 классов;
-дополнительные курсы, ориентированные на запросы учащихся и родителей
Средняя школа
Старшая школа
Курсы дополнительного языкового образования построены на основе концентричности и преемственности.
Курсы дошкольного обучения и курс в первом классе относятся к числу пропедевтических курсов для детей 5-6 лет и первоклассников и ставят своей практической целью:
-создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации первоклассников к новому языковому миру, отличному от мира родного языка, и для преодоления в дальнейшем психологического страха в использовании ИЯ как средства коммуникации;
-ознакомления с зарубежным детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором и развития у учащихся интереса к участию в театрализованных представлениях на ИЯ;
-развития у детей коммуникативно-игровых способностей и формирования представлений об общих и отдельных чертах «азбуки вежливости» на родном и иностранном языках;
-создания условий для билингвистического развития детей с раннего возраста.
В процессе реализации программы интегративного курса у выпускника начальной школы будут достигнуты определённые
-личностные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык». У выпускника начальной школы
- будет сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-будут развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
- будут сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- метапредметные результаты. Выпускники начальной школы
-овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-сформируют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-будут активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- будут использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-предметные результаты. Выпускники начальной школы
приобретут начальные навыки общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоят правила речевого и неречевого поведения;
-сформируют дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В рамках предпрофильной подготовки с 5-го по 8-ой классы ведутся курсы «Проекты на английском языке», «Труд на иностранном языке». Цель данных курсов является подготовка учащихся к самостоятельной практической деятельности, самореализации в профессиональной сфере, способствовать воспитанию личности, способной в процессе развития самостоятельно строить свою жизнь с учетом социального заказа общества, испытывающего потребность в хороших специалистах, научить мыслить и работать творчески.
В 10 - 11-х классах логическое завершение формирования выше перечисленных качеств происходит при изучении спецкурса «Деловой английский. Цель данного спецкурса - формирование коммуникативной компетенции в сфере делового общения, развитие деловых качеств личности учащихся на базе углубленного уровня овладения английским языком. Данная цель предполагает овладение ИЯ как средством общения на деловом уровне, инструментом делового сотрудничества, а также способом межкультурного самообразования. Междисциплинарная основа курса призвана соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин и применить их к новым практическим задачам общения. Таким образом, этот курс решает целый комплекс задач в свете формирования коммуникативной компетенции и билингвизма.
Основными формами освоения иностранных языков в учебное время являются
Учебная деятельность
-разнообразные виды уроков
урок-игра
урок-презентация
кино-урок
урок-тестирование
круглый стол
-разработка и защита проектов
-конференции
используемые при этом технологии
-проблемный подход,
-проектный метод,
-развитие навыков автономии изучения АЯ (целеполагание, обучение навыкам самооценки своих достижений, общеучебным умениям и навыкам)
-коммуникативного обучения (В.Пассов),
-портфолио учащихся,
-личностно-ориентированного обучения (И.Якиманская),
-обучение в сотрудничестве,
-критического мышления,
-дистанционное обучение
Внеучебная деятельность, направления
-
культурно-досуговое (прагматическое) предполагает формирование коммуникативных умений и навыков, в старших классах - целенаправленное развитие организованных умений и навыков и вовлечение учащихся в художественную самодеятельность;
-
учебно-исследовательское (гносеологическое), где учащиеся получают сведения о стране изучаемого языка, ее традициях, культуре, национальном характере, о молодежных организациях и т.д.;
-
успех ученика (аксиологическое) предусматривает развитие мотивов деятельности и творческого начала у школьников, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции, включая умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли; развитию исследовательских учебных действий, включая навыки работы с различной информацией; развитию деятельностной компетенции - осуществление действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.
мероприятия
-
культурно-досуговое ( прагматическое) направление
-
праздники и представления, имитирующие аутентичные празднования в Великобритании и США
-
Инсценированные песни
-
День английского языка
-
Акция «В мире мудрых мыслей
-
Выпуск стенгазет, постеров к праздникам и датам»
-
Детский лагерь «Английская деревня»
-
учебно-исследовательское (гносеологическое) направление
-
Олимпиады
-
Языковой марафон
-
Конкурсы сочинений, переводов, открыток
-
КВНы
-
Спектакли
-
Всероссийская эвристическая олимпиада «Эйдос»
-
Всероссийский молодежный чемпионат
-
Конкурс-игра «Чеширский кот»
-
успех ученика (аксиологическое)
-
Конкурсы школьного, районного и городского уровня
-
Всероссийская эвристическая олимпиада «Эйдос»
-
Всероссийский молодежный чемпионат
-
Конкурс-игра «Чеширский кот»
-
Семейные игры, викторины
-
Школьные, городские конференции
-
День самоуправления
Результатом преподавания иностранных языков в школе является личность, обладающая ключевыми компетентностями:
- ценностно-смысловой, что предполагает способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций, умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;
- коммуникативной, то есть уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь вступить в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомству и т.д.), учитывая его особенности; уметь слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, а также уметь высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действия в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы;
-деятельностной, проявляющейся в умениях выполнять инструкции в классной и домашней работе, участвовать в профильно-ориентированных Интернет-формах, межкультурных проектах, конкурсах. Олимпиадах, совершенствовать и редактировать собственные тексты и т.д.;
-личностной, включающей умения адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям действительности, осуществлять речевой самоконтроль, развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности;
-социально-правовой, позволяющей расширять возможности трудоустройства и продолжения образования, решать вопросы социальной адаптации, участия в производственной, культурной и общественной жизни общества, устанавливать в доступных пределах межличностные и межкультурные контакты на разных уровнях.
Языковое образование, полученное в школе «ФОРТУНА», позволяет выпускнику достичь уровня независимого пользователя иностранных языков; продолжить получение образования в выбранном ВУЗе, успешно само-реализоваться в обществе, заняв в нем достойное место.